Цели:
- закреплять знания детей о том, что такое предложение, главные и второстепенные члены; расширять представления об окружающей действительности;
- развивать орфографическую зоркость на практическом материале, навык каллиграфического письма, лексико – грамматический строй через работу над предложением, текстом; связную речь через правильное построение ответов на вопросы и использование терминологии; слоговую структуру слова через упражнение «Составь слово»;
- корригировать кратковременную слуховую память через упражнение на слух /артикуляционная разминка/ и зрительную память через упражнение «Что изменилось?», долговременную память через повторение изученного материала; эмоциональную сферу через слушание классической музыки;
- воспитывать интерес к урокам русского языка через разнообразные виды работы, самостоятельности.
Оборудование:
- таблицы по теме «Предложение»;
- «Главные и второстепенные члены предложения»;
- наглядность /осенние деревья, гриб боровик/;
- индивидуальные карточки.
Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Времена года» /Октябрь – осенняя песня/.
Межпредметные связи:
- музыка;
- природоведение.
Ход урока
1. Мобилизующий этап.
Эмоциональный настрой учащихся. Организация детей на урок.
2. Сообщение темы и целей.
Учитель сообщает тему урока.
Должны знать: что такое предложение, главные члены предложения.
Должны уметь: распознавать предложения по цели высказывания и по интонации, выделять подлежащее и сказуемое, определять части речи, объяснять правописание изученных орфограмм.
3. Основная часть.
- Ребята, закройте глаза. Представьте себе…
Под музыкальное сопровождение учитель читает отрывок из стихотворения Е. Трутневой «Осень»:
Стало вдруг светлее вдвое,
Лес как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы в лес идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят…летят…летят…
-Откройте глаза. Где мы очутились? Какое время года? Назовите осенние месяцы. Назовите признаки осени.
- Наш лес волшебный. В нём спрятаны загадки, чудеса для вас. Перед тем, как мы отправимся в лес, расскажите правила поведения в лесу. Путешествовать нам поможет гриб боровик. Вот первая загадка.
Составьте слова из первых слогов слов:
- октябрь;
- сентябрь;
- ноябрь;
- осень;
- окно;
- сено.
4. Артикуляционная разминка.
Су – су – су, су – су – су – хорошо в лесу.
Со – со – со, со – со – со – солнце высоко.
Ца – ца – ца, ца – ца – ца – улетели два скворца.
Цу – цу – цу, цу – цу – цу – до свидания, скворцу.
Идём по осеннему лесу. Прохладно. Давайте согреем руки.
5. Пальчиковая гимнастика, массаж пальцев рук.
6. Орфографическая минутка.
Нас встретил боровик с заданием. В стихотворении надо вставить пропущенные орфограммы и объяснить.
Ж_лтый лист
(В) л_су круж_тся
И (к) н_гам л_ж_тся…
Встретив сил_ные м_розы
(С) непокрытой г_л_вой,
Не простудятся б_рёзы,
Ноги спрятав (под) листвой.
- Молодцы!
7. Минутка чистописания.
- Сегодня 13 октября. По народному календарю Григорьев День. Если снег упадёт, зима не скоро настанет.
Задание от боровика. Объясните смысл поговорок:
- Октябрь – макушка осени.
- В октябре на одном часу и дождь и снег.
- Откройте тетради, запишите дату.
Дети комментируют задание на минутке чистописания:
- Оо, ол, он.
- Октябрь – макушка осени.
8. Работа по закреплению материала.
Работа в тетради. Запись под диктовку: Стоят ненастные осенние дни. /с комментированием/.
- Какое это предложение по цели высказывания и по интонации?
- Подчеркните главные члены предложения, укажите части речи. /с комментированием/.
- Физ.минутка /двигательная, зрительная разминка/.
- Работа с деформированным текстом.
Задание. Вставить пропущенные знаки препинания.
Как запишем предложения?
Наступила золотая осень загляни в лес по опушкам растут грибы среди пожухлой травы краснеют подосиновики.
Коллективно расставляем знаки препинания.
Сравните первое и второе предложение по цели высказывания.
Словарная работа: пожухлой.
Работа по индивидуальным карточкам. На каждой карточке записано по предложению. Подчеркните главные члены предложения, укажите части речи. Проверка.
Упражнение «Что изменилось?»
Ребята, закройте глаза. Теперь откройте. Что изменилось? Какие звери спрятались? /отгадывают ребусы/.
9. Домашнее задание.
На карточках в предложениях вставить орфограммы, подчеркнуть главные члены предложения, указать части речи.
10. Итог.
- Что такое предложение?
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Какие бывают предложения по интонации?
- Какие знаете главные члены предложения?
Выставление ученикам оценок за урок.