Цель мероприятия: Повысить интерес к предмету и мотивацию учащихся к учению, продолжить развивать способности работать в команде.
Каждый класс заранее извещается о проведении этого урока-игры, объявляется конкурс на написание лучшего литературного произведения малых форм на заданную тему.
Для проведения урока необходим один ведущий из числа восьмиклассников, 2 наблюдателя в зале из числа старшеклассников.
Оборудование и реактивы:
- лист с вопросами викторины для ведущего;
- чистые листы для работы команд эрудитов (по количеству команд);
- карточки для наблюдателей за правильные ответы при проведении викторины для зрителей (по числу вопросов викторины);
- настенная таблица химических элементов (на сцене);
- таблица химических элементов (по числу команд);
- задания для команд эрудитов;
- аппарат Киппа;
- кислота соляная;
- цинк (гранулы);
- пробирка;
- спички.
Ведущий (знакомит зрителей с программой урока-игры): «Программа урока-игры: конкурс эрудитов каждого класса, викторина для зрителей, спектакль «Пресс-конференция марсианских химиков».
Перед тем, как перейти к программе на сцену приглашаются учащиеся-победители литературного конкурса (называются фамилии), которые прочтут свои произведения.
Ведущий: «Таким образом, выступившие учащиеся принесли в копилку своего класса дополнительные баллы, которые будут учтены при определении победителя в сегодняшнем поединке интеллектов. От каждого класса приглашаются на сцену три представителя- эрудита, чтобы сразиться в интеллектуальном поединке».
(на сцене столы с табличками 8а,8б и т. д. по количеству классов в параллели).
Во время работы команд эрудитов (около 10-15 минут) зрителям предлагаются вопросы викторины.
Ведущий: «А зрителям предлагаются вопросы викторины. Вы, таким образом, можете заработать дополнительные баллы своему классу. Желающий ответить на вопрос поднимает руку. Если ответ правильный, наблюдатель в зале дает вам карточку».
Викторина для зрителей.
(2 наблюдателя, которые заранее ознакомлены с вопросами и ответами, находятся в зале).
- Какие простые вещества находятся в жидком состоянии при атмосферном давлении и комнатной температуре? (бром и ртуть).
- Назовите два самых распространенных элемента земной коры. Вместе они составляют порядка 75% массы земной коры (кислород и кремний).
- Можно ли сжечь снег? (достаточно пропустить над ним струю фтора – сильного окислителя).
- Можно ли в стакане чая растворить неограниченное количество сахара? (нет).
- Что такое «царская водка»? (смесь азотной и соляной кислот 1:3).
- Какой металл можно расплавить в руке? (галлий имеет температуру плавления 29,8оС).
- Назовите кислоту, которую прописывают при некоторых заболеваниях желудка (раствор соляной кислоты).
- Как нагреть лед до температуры выше 0оС? Объясните, почему именно так (надо повысить давление, при высоком давлении скорость движения молекул замедляется, следовательно, температура плавления и кристаллизации повышается).
- Какой инертный газ используют при наполнении дирижаблей? (гелий).
- Какой из предложенных элементов: галлий, ванадий, германий, реагирует со щелочами так же как алюминий, вытесняя водород? (галлий).
- Какой элемент III группы добавляют к золоту, чтобы получить сплав, используемый в ювелирном и зубопротезном делах? (галлий).
- Что понимал Ломоносов под словом «корпускула»? (молекулу).
- Назовите природный карбонат, который может быть строительным материалом (мрамор).
- Назовите природный полимерный углевод, содержащийся в клубнях растений, который может служить индикатором на йод (крахмал).
- Как называется сплав меди с цинком? (латунь).
Вопросы для команд эрудитов.
Так ли это?
Установите правильное соответствие между понятиями и определениями.
1 | ГИДРОЛИЗ | 1 | Образование сложного вещества из более простых веществ. |
2 | АДСОРБЦИЯ | 2 | Процесс соединения множества молекул с небольшой молекулярной массой в одну огромную молекулу. |
3 | АЛЛОТРОПИЯ | 3 | Разложение вещества под действием электрического тока. |
4 | НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ | 4 | Процесс восстановления металла из его оксида при помощи другого более активного металла. |
5 | СИНТЕЗ | 5 | Процесс взаимодействия веществ с водой. |
6 | ЭЛЕКТРОЛИЗ | 6 | Процесс осаждения частиц в коллоидных растворах. |
7 | СЕДИМЕНТАЦИЯ | 7 | Поглощение поверхностным слоем твердого тела жидких или газообразных веществ. |
8 | ПОЛИМЕРИЗАЦИЯ | 8 | Процесс превращения твердого вещества в газообразное. |
9 | ДЕСОРБЦИЯ | 9 | Разложение вещества с целью узнать его состав. |
10 | РАФИНИРОВАНИЕ | 10 | Свойство веществ поглощать пары воды из воздуха. |
11 | МЕТАЛЛОТЕРМИЯ | 11 | Процесс очистки какого-либо химического вещества от примесей. |
12 | СУБЛИМАЦИЯ | 12 | Учение о скорости химических реакций. |
13 | ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ | 13 | Разрушение молекул вещества. |
14 | ЭКСТРАКЦИЯ | 14 | Выделение адсорбированных молекул. |
15 | АНАЛИЗ | 15 | Существование одного и того же химического элемента в виде нескольких простых веществ. |
16 | КИНЕТИКА | 16 | Процесс перехода вещества из одного растворителя в другой за счет разницы в растворимости. |
17 | ДЕСТРУКЦИЯ | 17 | Реакция обмена между кислотой и основанием. |
Лист с ответами выдается наблюдателям после проведения викторины со зрителями. Наблюдатели проверяют результаты работы команд во время показа пьесы.
Ответы:
- 5;
- 7;
- 15;
- 17;
- 1;
- 3;
- 6;
- 2;
- 14;
- 11;
- 5;
- 8;
- 10;
- 16;
- 9;
- 12;
- 13.
Ведущий (зрителям): «Спасибо за такую активную работу. Теперь, прежде чем с помощью скрытой камеры узнать, какие секреты обсуждают марсианские химики, послушаем стихотворные произведения землянин о водороде (на сцену вызываются ученики, написавшие стихи о водороде), чтобы потом сравнить наши представления об этом веществе и элементе с представлениями марсианских химиков(учащиеся читают свои стихотворения)».
Во время пьесы подводятся итоги викторины и конкурса эрудитов, подписываются похвальные листы и грамоты ученикам и командам класса.
Конференция марсианских химиков.
На сцене полукругом стулья, в центре - стол с аппаратом Киппа.
Агент марсианской разведки:
- Итак, коллеги, хочу представить вам надежду нашей планеты. Прошу любить и жаловать. Это агент 1,007, его подпольная кличка-водород. Он отправился на планету Земля, чтобы узнать о газе, которым дышат земляне, а также доставить к нам на базу пробы этого так называемого воздуха.
Корреспондент газеты «Марсианский вестник»:
- Но, профессор, здесь же ничего и никого нет?!?
Агент марсианской разведки:
- Правильно. Водород- газ без цвета, запаха и вкуса и именно поэтому он незаменимый шпион. «Как узнать его присутствие?»- спросите вы меня, ничего сложного: если во время поднесения к сосуду с водородом тлеющей лучинки раздается отчетливо слышащийся хлопок, то агент 1,007 на месте и полностью готов к исполнению ответственного задания.
Агент подходит к столу с аппаратом Киппа, наполняет пробирку водородом, с умным видом подносит к пробирке горящую спичку. Ученые в ожидании чуда встали со стульев и надвинули на нос очки, но вместо хлопка послышалось жалобное тявканье.
Агент оробел немного, но вскоре вспомнил о том, что он человек военный, важный и, наконец, оправился.
Агент:
- Так, так, так, не порядочек. Как можно предстать перед учеными в таком виде? А ну-ка…!!!»
Со второй (третьей) попытки рядовой Водород оправдал надежды привередливого жюри и газ в пробирке спокойно «хлопнул».
Один из химиков:
- Да-с. Убедительно, но как можно отпускать такого оболтуса на ответственное задание?
Полковник:
- Ну что вы коллега! У агента 1,007 очень неплохое личное дело. Желаете ознакомиться?
Химик:
- Желаю-желаю.
(Лаборант вручает ему огромную папку с золотой надписью на обложке: «GIDROGENIUM»)
Профессор: (поглаживает бородку и отчетливо читает вслух).
Личное дело рядового Водорода.
Физические данные: газ, без цвета, без вкуса, не имеет запаха, мало растворим в воде, легче воздуха.
Местожительство: самый распространенный газ во Вселенной.
Профессия: экологически чистое топливо.
Замечания знакомых веществ:
Достоинства: имеет способность восстанавливать:
H2 + S = H2S; H2 + CuO = Cu+ H2O.
Недостатки: имеет окислительные свойства при встрече с активными металлами:
H2 + 2 Na = 2 NaH.
Внимание: Огнеопасен! (уравнения реакций написаны на листах ватмана).
Профессор (закрывая папку):
- Хорошо, но я боюсь, что у агента 1,007 больше недостатков, чем достоинств.
Полковник:
- Да, да, но эти недостатки превращаются в достоинства, когда речь идет о карьере межпланетного шпиона. Не так ли?
Химик:
- Но на Земле его сразу заметят, и горе ему, если землянин Менделеев зарегистрирует его.
на проживание в своем семиэтажном доме, который служит местом пребывания всех земных элементов. Если его поймают, то земные ученые начнут за ним наблюдать, а школьники проводить опыты на лабораторных работах по химии.
Полковник:
- Тут все предусмотрено: у агента 1,007 такие противоречивые свойства, что Менделеев не
подберет ему подходящую квартиру.
Профессор делает знаки, требуя тишины. Все затихают. Профессор достает сотовый телефон и звонит.
Президент в это время играет в космический теннис. Услышав звонок, он пытается надеть галстук прямо поверх спортивного костюма, и вальяжно поднимает трубку.
Президент:
- Президент на проводе.
Профессор:
- Господин президент, это профессор Умник прямо с конференции.
Президент:
- Вы нашли подходящую кандидатуру?
Профессор:
- Думаю, что да. Все ждут только Вашего разрешения.
Президент:
- Замечательно. Даю разрешение.
Все громко вздыхают с облегчением
Профессор (положив трубку):
- Ну, солдат, так вы смотритесь гораздо лучше (берет воздушный шарик за веревочку). Доброго полета. Поехали!
Все:
- Ура!
Ведущий: «В заключение нашего необычного урока слово предоставляется учителю химии».
Учитель называет автора пьесы и вопросов для викторины и конкурса эрудитов, благодарит учеников за активную работу и объявляет результаты конкурсов, называет класс-победитель, проводит вручение похвальных грамот.
Звенит звонок!