Конспект открытого урока русского языка в 3-м классе ("Школа России") по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • дать понятие одушевленных и неодушевленных предметов;
  • формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
  • развивать память, внимание, мышление, орфографическую зоркость;
  • воспитывать любовь к Родине, к русскому языку.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийная установка;
  • диск с презентацией урока. (Приложение).

Форма проведения: Сюжетная игра.

Ход урока

1. Организационный момент:

Итак, начинается урок!
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минутки не теряйте!

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в давние времена… Приложение (1 слайд), побываем на Руси могучей, в гостях у славного богатыря русского Алеши Поповича Приложение (2 слайд).

Видите, помощь необходима Алеше, не справится он без наших знаний.

Ведь нужна Руси не только сила богатырская, но и головушка умная.

Поможем Алеше Поповичу преодолеть преграды все при помощи знаний наших, победить Змея Тугарина, вернуть Руси золото, а Алешу познакомим с правилами письма грамотного.

И вот уже нужны ваши знания… С их помощью вы Алеше поможете камень столкнуть, чтобы вход в пещеру закрыть. Ведь знания - это сила. Приложение (3 слайд).

2. Актуализация знаний.

Давайте повторим некоторые правила, которые нам будут нужны на уроке. А чтобы было интересно повторять, сыграем в игру «Или нет, или да, а не знаешь – беда….»

  • Ударный гласный в слове слышится ясно? (Да).
  • Безударный гласный может находиться в корне? (Да).
  • Он слышится ясно? (Нет).
  • Безударный гласный нужно проверять? (Да)
  • В слове можно определить корень? (Да).
  • Слова с одинаковым корнем и сходные по смыслу называются однокоренными? (Да).
  • Безударные гласные в однокоренных словах пишутся по-разному? (Нет).
  • Слова, которые отвечают на вопрос что?,- это имена прилагательные? (Нет).
  • Имена существительные отвечают на вопрос кто? (Да).
  • Обозначают признак предмета? (Нет).

Давайте поговорим об именах существительных:

  • Что такое имя существительное?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Что обозначает?
  • Что включает в себя понятие «предмет»?

Молодцы! Справились, и Алеша камень одолел. Приложение (4-5 слайды).

Но не получилось остановить Тугарина и забрать золото. Отправился Алеша с друзьями вслед за Змеем. Приложение (6 слайд).

Подошли к реке глубокой, а моста нет, только дерево через реку переброшено.Страшно нашим героям… Приложение (7 слайд).

Поможем им страх преодолеть и через реку перебраться.

3. Словарная работа.

Картинный диктант.

Словарная работа у нас сегодня в форме картинного диктанта. Приложение (8-13 слайды).

Называем предмет, показываем букву безударного гласного и устно объясняем, в какой части слова он находится, эту часть выделяем.

  • бабочка;
  • морковь;
  • стрекоза;
  • девочка;
  • земляника;
  • повар.

На какие три группы можно разделить эти слова? По какому признаку?

Люди Насекомые Растения
Кто? Кто? Что?

Приложение (14 слайд).

А на 2 группы можно разделить? По какому признаку?

Кто? Что?
Люди Растения
Насекомые  

Приложение (15 слайд).

  • Что обозначают слова первой группы?
  • Что обозначают слова второй группы?
  • Что еще могут обозначать слова, отвечающие на вопрос кто?

Набрался храбрости Алеша Попович, видя, как мы работаем, и перешел с друзьями реку глубокую по бревнышку. Приложение (16-17 слайды).

Пошли наши герои дальше. На пути гора высокая, на вершине – избушка богатыря Святогора. Приложение (18-19 слайды).

Путь дальше укажет Святогор, если мы волшебные превращения выполним. Приложение (20 слайд).

Волшебные превращения.

  • коса;
  • мак;
  • капля;
  • сон.

Прочитайте слова.

  • Что у них общего?
  • Какой вопрос зададим к этим словам? (Что?)
  • Какие это имена существительные?

Замените в слове одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос кто?

  • коза;
  • рак;
  • цапля;
  • сом.

Приложение (21 слайд).

  • Что обозначает каждое слово?
  • Как назовем одним словом?

Сделаем вывод.

Что обозначают имена существительные, отвечающие:

  • на вопрос кто?
  • на вопрос что?

Выполнили превращения – указал Святогор путь. Приложение (22 слайд).

Двинулись наши друзья дальше…

А нам надо новыми знаниями овладеть. Тема сегодняшнего урока… Приложение (23 слайд).

4. Изучение нового материала.

Сообщение темы, целей урока.

1) Знакомство с правилом.

Откройте учебник на странице 15. Прочитаем правило, приведем примеры.

Физминутка «Внимательные руки».

Я буду читать слова, делая паузу после каждого слова. Если это одушевленное имя существительное – поднимаем правую руку, если неодушевленное – левую, слово относится к другой части речи – присесть.

  • королева;
  • яблоко;
  • желтый;
  • принц;
  • волшебник;
  • уходить;
  • ты;
  • палочка;
  • метла;
  • лететь;
  • колдунья;
  • злая;
  • собака;
  • часы;
  • сказочный;
  • день.

Отдохнули, отправляемся с нашими друзьями дальше. А они попадают в пещеру, из которой не могут найти выход. Приложение (24-25 слайды).

Выполним упр.396 с.16 – найдет Алеша выход.

2) Работа с учебником (комментированное письмо).

Образование однокоренных одушевленных имен существительных от неодушевленных.

Упражнение 396 с.16.

А теперь придумайте предложение с любым из этих слов. Назовите в своем предложении имена существительные и определите к какой группе они относятся.

3) Работа с предложением.

Запишем предложение, дадим характеристику и найдем грамматическую основу.

А вот и выход! Приложение (26 слайд).

Куда же дальше путь держать? Приложение (27 слайд).

Камень сказочный указал путь в лагерь Тугарина. Долго ли, коротко ли шли герои наши дорогой своей нелегкой, но только добрались до лагеря. Стали думать, как Тугарина победить, да золото восвояси вернуть. Но врагов оказалось видимо – невидимо, одолевают Алешу, без нас он не справится. Приложение (28-29 слайды).

Необходимо выполнить следующее задание. Приложение (30 слайд).

5. Закрепление полученных знаний.

1) Самостоятельная работа (с применением дифференциации).

Перед вами текст, но он рассыпался. Ваша задача составить текст в соответствии с шифром, но сначала, давайте объясним все орфограммы, которые увидим в предложениях.

  • Ребятишки на санках катаются.
  • Вот пришла зима снежная.
  • Старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
  • На дворе намело сугробов до пояса.
  • Решили они дочку из снега и льда вылепить.

Списать текст, обозначить одушевленные и неодушевленные существительные.

Кому необходима помощь, могут ею воспользоваться. Перед вами карточки с текстом. Спишите его грамотно и без ошибок.

Шифр.

предложения

Количество имен существительных
Одушевленные Неодушевленные
1 - 1
2 - 3
3 1 1
4 2 2
5 1 2

Проверка.

Победили войско Тугарина, забрали золото. Приложение (31-32 слайды).

Но вот ужас – Любава попала в лапы Тугарина Змея. Приложение (33-35 слайды).

Задает он вам задачу сложную. Приложение (36 слайд).

2) Творческое применение полученных знаний.

а) Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы:

  • р л о а з н д ы а ш;
  • м в и у ш х а н я;
  • с о ш и с н ш а к а.

Используя их, выполните следующие задания и ответьте на вопросы:

А теперь внимательно посмотрите на записанные слова и найдите лишнее слово.

Почему оно лишнее? (Муха – одушевленное существительное).

Выполнили – спасли Любаву. Приложение (42 слайд).

Но Тугарин и коня говорящего захватил, надо и ему помочь. Приложение (43 слайд).

А задание еще сложнее. Приложение (44 слайд).

б) Вставьте вместо точек слово, состоящее из трех букв так, чтобы оно служило концовкой для слова перед скобками и началом слова, которое находится за скобками. Чтобы первое слово было неодушевленным существительным, а второе - одушевленным.

Образец. Ва (гон) ец.

что? вагон; кто? гонец.

к у (…) о л сор
т е (…) р о ж  бег
п о (…) ч и к сто
м у (...) о к а лет
п о (...) л е ц сок

Тут уж и мне вам помочь нужно.

Справились – коня освободили. Приложение (45 слайд).

Вернули золото народу русскому Приложение (46 слайд), а себя и Алешу знаниями обогатили, грамоте научили.

6. Итог урока.

  • Над какой частью речи работали?
  • Чему учились на уроке?
  • Что нового узнали?

Алешу правилам обучили, и сумел он закончить летопись грамотно. Приложение (47 слайд).

Алеша Попович благодарит вас за помощь, за активную работу на уроке и дарит вам целое море цветов. Приложение (Слайды 48-49).

7. Домашнее задание. Приложение (Слайд 50).

Правило с.15, упражнение 394.

«Игра в прятки».

(текст у детей на партах).

В тексте спрятались слова, их необходимо срочно отыскать.
Все выше солнце, но туман
Лежит в глуби лесных полян.
Сбегу скорее под откос,
Улягусь спать в тени берез.
Туманы предрассветной ранью
Болото затянули тканью.
В озерке лилии цветут,
Как хорошо! Как славно тут!
Что общего у этих слов?