Цели:
- дать понятие одушевленных и неодушевленных предметов;
- формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
- развивать память, внимание, мышление, орфографическую зоркость;
- воспитывать любовь к Родине, к русскому языку.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийная установка;
- диск с презентацией урока. (Приложение).
Форма проведения: Сюжетная игра.
Ход урока
1. Организационный момент:
Итак, начинается урок!
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минутки не теряйте!
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в давние времена… Приложение (1 слайд), побываем на Руси могучей, в гостях у славного богатыря русского Алеши Поповича Приложение (2 слайд).
Видите, помощь необходима Алеше, не справится он без наших знаний.
Ведь нужна Руси не только сила богатырская, но и головушка умная.
Поможем Алеше Поповичу преодолеть преграды все при помощи знаний наших, победить Змея Тугарина, вернуть Руси золото, а Алешу познакомим с правилами письма грамотного.
И вот уже нужны ваши знания… С их помощью вы Алеше поможете камень столкнуть, чтобы вход в пещеру закрыть. Ведь знания - это сила. Приложение (3 слайд).
2. Актуализация знаний.
Давайте повторим некоторые правила, которые нам будут нужны на уроке. А чтобы было интересно повторять, сыграем в игру «Или нет, или да, а не знаешь – беда….»
- Ударный гласный в слове слышится ясно? (Да).
- Безударный гласный может находиться в корне? (Да).
- Он слышится ясно? (Нет).
- Безударный гласный нужно проверять? (Да)
- В слове можно определить корень? (Да).
- Слова с одинаковым корнем и сходные по смыслу называются однокоренными? (Да).
- Безударные гласные в однокоренных словах пишутся по-разному? (Нет).
- Слова, которые отвечают на вопрос что?,- это имена прилагательные? (Нет).
- Имена существительные отвечают на вопрос кто? (Да).
- Обозначают признак предмета? (Нет).
Давайте поговорим об именах существительных:
- Что такое имя существительное?
- На какие вопросы отвечает?
- Что обозначает?
- Что включает в себя понятие «предмет»?
Молодцы! Справились, и Алеша камень одолел. Приложение (4-5 слайды).
Но не получилось остановить Тугарина и забрать золото. Отправился Алеша с друзьями вслед за Змеем. Приложение (6 слайд).
Подошли к реке глубокой, а моста нет, только дерево через реку переброшено.Страшно нашим героям… Приложение (7 слайд).
Поможем им страх преодолеть и через реку перебраться.
3. Словарная работа.
Картинный диктант.
Словарная работа у нас сегодня в форме картинного диктанта. Приложение (8-13 слайды).
Называем предмет, показываем букву безударного гласного и устно объясняем, в какой части слова он находится, эту часть выделяем.
- бабочка;
- морковь;
- стрекоза;
- девочка;
- земляника;
- повар.
На какие три группы можно разделить эти слова? По какому признаку?
Люди | Насекомые | Растения |
Кто? | Кто? | Что? |
А на 2 группы можно разделить? По какому признаку?
Кто? | Что? |
Люди | Растения |
Насекомые |
- Что обозначают слова первой группы?
- Что обозначают слова второй группы?
- Что еще могут обозначать слова, отвечающие на вопрос кто?
Набрался храбрости Алеша Попович, видя, как мы работаем, и перешел с друзьями реку глубокую по бревнышку. Приложение (16-17 слайды).
Пошли наши герои дальше. На пути гора высокая, на вершине – избушка богатыря Святогора. Приложение (18-19 слайды).
Путь дальше укажет Святогор, если мы волшебные превращения выполним. Приложение (20 слайд).
Волшебные превращения.
- коса;
- мак;
- капля;
- сон.
Прочитайте слова.
- Что у них общего?
- Какой вопрос зададим к этим словам? (Что?)
- Какие это имена существительные?
Замените в слове одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос кто?
- коза;
- рак;
- цапля;
- сом.
- Что обозначает каждое слово?
- Как назовем одним словом?
Сделаем вывод.
Что обозначают имена существительные, отвечающие:
- на вопрос кто?
- на вопрос что?
Выполнили превращения – указал Святогор путь. Приложение (22 слайд).
Двинулись наши друзья дальше…
А нам надо новыми знаниями овладеть. Тема сегодняшнего урока… Приложение (23 слайд).
4. Изучение нового материала.
Сообщение темы, целей урока.
1) Знакомство с правилом.
Откройте учебник на странице 15. Прочитаем правило, приведем примеры.
Физминутка «Внимательные руки».
Я буду читать слова, делая паузу после каждого слова. Если это одушевленное имя существительное – поднимаем правую руку, если неодушевленное – левую, слово относится к другой части речи – присесть.
- королева;
- яблоко;
- желтый;
- принц;
- волшебник;
- уходить;
- ты;
- палочка;
- метла;
- лететь;
- колдунья;
- злая;
- собака;
- часы;
- сказочный;
- день.
Отдохнули, отправляемся с нашими друзьями дальше. А они попадают в пещеру, из которой не могут найти выход. Приложение (24-25 слайды).
Выполним упр.396 с.16 – найдет Алеша выход.
2) Работа с учебником (комментированное письмо).
Образование однокоренных одушевленных имен существительных от неодушевленных.
Упражнение 396 с.16.
А теперь придумайте предложение с любым из этих слов. Назовите в своем предложении имена существительные и определите к какой группе они относятся.
3) Работа с предложением.
Запишем предложение, дадим характеристику и найдем грамматическую основу.
А вот и выход! Приложение (26 слайд).
Куда же дальше путь держать? Приложение (27 слайд).
Камень сказочный указал путь в лагерь Тугарина. Долго ли, коротко ли шли герои наши дорогой своей нелегкой, но только добрались до лагеря. Стали думать, как Тугарина победить, да золото восвояси вернуть. Но врагов оказалось видимо – невидимо, одолевают Алешу, без нас он не справится. Приложение (28-29 слайды).
Необходимо выполнить следующее задание. Приложение (30 слайд).
5. Закрепление полученных знаний.
1) Самостоятельная работа (с применением дифференциации).
Перед вами текст, но он рассыпался. Ваша задача составить текст в соответствии с шифром, но сначала, давайте объясним все орфограммы, которые увидим в предложениях.
- Ребятишки на санках катаются.
- Вот пришла зима снежная.
- Старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
- На дворе намело сугробов до пояса.
- Решили они дочку из снега и льда вылепить.
Списать текст, обозначить одушевленные и неодушевленные существительные.
Кому необходима помощь, могут ею воспользоваться. Перед вами карточки с текстом. Спишите его грамотно и без ошибок.
Шифр.
№ предложения |
Количество имен существительных | |
Одушевленные | Неодушевленные | |
1 | - | 1 |
2 | - | 3 |
3 | 1 | 1 |
4 | 2 | 2 |
5 | 1 | 2 |
Проверка.
Победили войско Тугарина, забрали золото. Приложение (31-32 слайды).
Но вот ужас – Любава попала в лапы Тугарина Змея. Приложение (33-35 слайды).
Задает он вам задачу сложную. Приложение (36 слайд).
2) Творческое применение полученных знаний.
а) Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы:
- р л о а з н д ы а ш;
- м в и у ш х а н я;
- с о ш и с н ш а к а.
Используя их, выполните следующие задания и ответьте на вопросы:
- вытащите из букета садовый и лесной цветок; Приложение (37 слайд).
- из какой ягоды варенье досталось кому-то нам съеденье; Приложение (38-39 слайды).
- отделите плод от растения; Приложение (40-41 слайды).
А теперь внимательно посмотрите на записанные слова и найдите лишнее слово.
Почему оно лишнее? (Муха – одушевленное существительное).
Выполнили – спасли Любаву. Приложение (42 слайд).
Но Тугарин и коня говорящего захватил, надо и ему помочь. Приложение (43 слайд).
А задание еще сложнее. Приложение (44 слайд).
б) Вставьте вместо точек слово, состоящее из трех букв так, чтобы оно служило концовкой для слова перед скобками и началом слова, которое находится за скобками. Чтобы первое слово было неодушевленным существительным, а второе - одушевленным.
Образец. Ва (гон) ец.
что? вагон; кто? гонец.
к у (…) о л | сор |
т е (…) р о ж | бег |
п о (…) ч и к | сто |
м у (...) о к а | лет |
п о (...) л е ц | сок |
Тут уж и мне вам помочь нужно.
Справились – коня освободили. Приложение (45 слайд).
Вернули золото народу русскому Приложение (46 слайд), а себя и Алешу знаниями обогатили, грамоте научили.
6. Итог урока.
- Над какой частью речи работали?
- Чему учились на уроке?
- Что нового узнали?
Алешу правилам обучили, и сумел он закончить летопись грамотно. Приложение (47 слайд).
Алеша Попович благодарит вас за помощь, за активную работу на уроке и дарит вам целое море цветов. Приложение (Слайды 48-49).
7. Домашнее задание. Приложение (Слайд 50).
Правило с.15, упражнение 394.
«Игра в прятки».
(текст у детей на партах).
В тексте спрятались слова, их необходимо срочно отыскать.
Все выше солнце, но туман
Лежит в глуби лесных полян.
Сбегу скорее под откос,
Улягусь спать в тени берез.
Туманы предрассветной ранью
Болото затянули тканью.
В озерке лилии цветут,
Как хорошо! Как славно тут!
Что общего у этих слов?