Цель урока:
- Проверить устные и письменные навыки учащихся по данной теме;
- Развить умение находить в предложении пары слов;
- Составлять предложения;
- Различать части речи;
- Воспитывать чувства прекрасного.
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
- Конкурс почерков.
- – На дом вы получили задание, на листочках бумаги написать красиво по образцу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Работы собраны. Отдаем их авторитетному жюри.
Тема урока.
- Сегодня, ребята, мы продолжим путешествовать
по разделу “Предложение”. Но сначала проверим
нашу память. Для этого проведем игру “Кто больше
запомнит”.
(Диктую по три слова. Дети стараются запомнить и
записать. Победит тот, кто сможет записать все 12
слов правильно.)
Проверка.
(На доске вывешивается плакат с этими словами, дети проверяют самостоятельно.)
Зима, осина, берёза, шапка, пушистый, летит, декабрь, мороз, коньки, одежда, пальто, улица.
- Кто записал 12 слов?
Выдаю: “Молодец!
- А у кого 11? У кого 10?
- Молодцы! Память у вас хорошая
- А теперь давайте покажем, какие мы быстрые.
Работаем по рядам. Нужно составить предложения.
(Вывешиваю елочки, к ним прикреплены слова.) (Беседа “Береги елочку”)
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
берёзы снегом | бывает мороз | делают что |
зимой покрыты | в сильный декабре | зимой на ребята улице |
- Кто уже составил?
1 ряд. Берёзы зимой покрыты снегом.
- Что вы можете сказать о предложении?
Это предложение повествовательное. Основа лес
покрылся. В конце ставим точку.
2 ряд. Мороз в декабре бывает сильный!
Это предложение выражает чувства восхищения, оно восклицательное. В конце ставим восклицательный знак.
3 ряд. Что делают дети зимой?
Это предложение содержит вопрос, оно
вопросительное. В конце предложения ставим
вопросительный знак.
Умнички! Сели все на места.
Обобщение. Так что такое предложение? Выдаю:
Умница!
- Какие бывают предложения?
Ребята, я знаю, что у нас в классе очень много
ребят наблюдательных. Давайте покажем.
(По всему классу развешаны слова и целое
предложение)
Загорелась в небе зорька. на, сверкает, иней, деревьях.
- Найдите предложение. Почему? (Выражает законченную мысль) (Открываю на доске.) Записываем в тетради.
- Сколько слов в предложении?
- Найдите основу предложения.
(В предложении говориться о зорьке(Что?) Зорька – это подлежащее, зорька (Что сделала?) загорелась – это сказуемое.
Выдаю: “Наблюдательный!”
Вывод:
Что называется подлежащим?
Подлежащее обозначает о ком и о чем говориться в
предложении, и отвечает на вопросы Кто? Что?
Что называется сказуемым?
Сказуемое обозначает, что говориться о
подлежащим. Сказуемое отвечает на вопрос что
делаете?
Физминутка.
Глаза.
- Посмотрите на наборное полотно с карточками, ( на которых напечатаны, расположены в беспорядке слова)
снег на солнце искрится белый
- Что вы видите? (слова)
- Где они живут? (в предложении, т.к. предложение
состоит из слов)
- Мне кажется, что слова просто заблудились.
Давайте им поможем – составьте основу
предложения.
- А можно ли сказать, что это предложение? (нет т.к.
не написано со заглавной буквы 1 слово, нет знака
препинания в конце, а вот если мы поставим точку и
напишем заглавную букву, то это будет
предложение)
снег искрится
- Что вы можете сказать об этом предложении? (Оно
повествовательное. Состоит из двух слов,
подлежащее + сказуемое. Оно нераспространенное.)
- С помощью слов, расположенных на наборном
полотне, распространите его.
Белый снег искрится на солнце.
- Назовите главные члены предложения.
Подлежащее – снег.
Сказуемое – искрится.
- А как называются остальные слова в
предложении? (Второстепенные, они поясняют
главные и другие члены предложения)
- Как связаны между собой слова в предложении?
(Парами, по смыслу, связь устанавливается при
помощи вопросов)
Снег (какой?) белый (определение) искрится (где?) на солнце(обстоятельство)
Выдаю: “ Находчивый!”
Работа над интонацией предложения.
- Ребята мы не вспомнили еще одно правило в предложении. Это правило выразительного чтения. Давайте попробуем его выполнить.
Белый снег искрится на солнце.
- Дело в том, что это предложение можно
прочитать с разной интонацией и от этого будет
меняться его смысловая окраска.
- У меня на доске 3 знака препинания,
употребляемых в конце предложения. Я буду
поставлять к концу предложения, а вы
постарайтесь произнести его с соответствующей
интонацией.
Получают(!)
- А теперь поменяемся ролями. Я буду читать с различной интонацией, а вы мне показывать карточки со знаком препинания, который считаете нужным поставить в том или ином случае.
Физминутка.
Прибежал чудак
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит.
Ура! Долой! Караул! Разбой!
Работа по картине.
Открывается картина с изображением хвойного леса.
- Что вы видите на этой картине? (Мы видим зимний
лес. На картине изображены деревья, покрытые
снегом.)
- Какие деревья вы видите в этом лесу? (Мы видим
сосны, кедры, ели)
- Кто из вас знает, как по другому можно назвать
хвойный лес? (Еловый лес, сосновый лес, сосняк,
тайга)
- Ребята, вы все сказали правильно. А вот
послушайте, как называет хвойный лес в толковом
словаре русского языка под редакцией Сергея
Ивановича Ожегова. Хвойный лес называется БОРОМ
(любознательные прочитают о многозначности
этого слова)
- Так как вы можете сказать, что вы видите на
картине. (На картине изображен заснеженный
зимний бор)
- Что еще интересного увидели вы в зимнем бору?
(Снег на деревьях лежит, как белое покрывало.
Головы сосен и елей склонились под тяжестью
снега. Зимний бор покрыт пушистыми шапками
снега).
- А теперь закройте глаза, представьте это.
Составьте красивое предложение.
Зимний бор покрыт пушистыми шапками снега.
1 уровень – Подчеркнуть подлежащее + сказуемое
2 уровень – Главные члены предложения + части
речи
3 уровень – Члены предложения + части речи
- Кто справился с 1 ур.? с 2 ур? с 3 ур?
Проверка на доске на ватмане.
Стук в дверь.
Телеграмма.
“Я, величество король ПРЕДЛОЖЕНИЕ, благодарю всех ребят за достойное выполнение трудных заданий и прошу выполнить дополнительное задание. Найти на картине предметы названия которых обозначают части речи. Существительное + прилагательное + глагол.”
Обобщение.
- Что называется существительным?
- Что называется прилагательным?
- Что называется глаголом?
Домашнее задание.
Записать 3 предложения о зиме, различных по цели высказывания.
1гр. Разобрать предложение по членам и частям
речи.
2гр. Главные члены предложения + части речи.
3гр. Записать предложения.
Итог. Встаньте те дети, которые получили жетоны. Благодарю детей. Подчеркиваю личностные качества.
Заходит король Предложение.
Я, король Предложение Еще раз благодарю всех ребят 2А класса за отличные знания по теме “Предложение” и жалую вас титулом почетных гостей моего владения и разрешаю беспрепятственно гулять по просторам моего королевства.
Подарки!