Сегодня трудно представить воспитательно-образовательный процесс без психолого- педагогического сопровождения. Оно стало неотъемлемой частью школьной жизни, важнейшим ресурсом, создающим условия для повышения качества образования, гуманизации образовательного процесса, охраны, и в случае необходимости, защиты прав его участников
Когда мы говорим о технологии психолого – педагогического сопровождения, то подразумеваем четко организованную систему целенаправленной работы, которая определяется внутренними, собственно психологическими целями, задачами и ценностями, но при этом позволяет органично вплести эту практику в ткань образовательной, а в случае с нашей школой, лечебно- образовательной деятельности.
Психотехнический потенциал идеи психолого-педагогического сопровождения заключен в возможности выстроить работу в данном направлении как логически продуманный, осмысленный процесс, охватывающий все направления и всех участников внутришкольного взаимодействия. При этом, психолого-педагогическое сопровождение должно быть плановым, систематическим, целенаправленным, квалифицированным, многосторонним, дифференцированным, четко организованным и результативным.
Процесс сопровождения опирается на ряд важных организационных принципов, касающихся школьной психологической практики. К ним относятся:
- системный характер ежедневной деятельности школьного психолога;
- организационное закрепление (в перспективных и текущих планах работы педагогического коллектива) различных форм сотрудничества педагога и психолога в вопросах создания условий для успешного обучения и развития школьников;
- утверждение различных форм психологической работы в качестве официального элемента воспитательно-образовательного процесса на уровне планирования, реализации и контроля за результатами.
Основными задачами, реализуемыми в ходе психолого-педагогического сопровождения воспитательно- образовательного процесса являются:
- изучение личности школьника и классного коллектива, формирование банка данных;
- поддержка и защита прав и здоровья обучающихся;
- содействие созданию благоприятного психологического климата в классных коллективах и образовательном учреждении в целом;
- организация дифференцированной работы с различными категориями обучающихся и их родителями;
- организация практической помощи педагогам;
- содействие созданию благоприятного психологического климата в трудовом коллективе, предупреждение конфликтных ситуаций;
- создание условий для сохранения психологического здоровья педагогов.
Особенность работы по психолого-педагогическому сопровождению в нашей школе определяется спецификой деятельности нашего образовательного учреждения, которая заключается в том, что мы работаем с психически здоровыми, но соматически больными и физически ослабленными детьми. При этом, лечение не просто сопровождает образовательный процесс, но является его компонентом. Кроме того, необходимость круглосуточного пребывания для части детей ставит их в ситуацию постоянного вынужденного общения. Отсюда следует, что приоритетными направлениями в деятельности по психологическому сопровождению являются:
- адаптация воспитанников к условиям лечебно-образовательного учреждения интернатного типа;
- оциализация больного сколиозом ребенка.
Ежегодное обновление контингента воспитанников составляет в среднем 30%. Поэтому процесс адаптации вновь поступивших специально организуется, отслеживается и своевременно корректируется. При этом свою роль выполняют медицинские работники, психолог, учителя и воспитатели, родители. И, как результат работы коллектива по данному направлению деятельности,- снижение показателя “текучести” контингента воспитанников за последние 5 лет с 25-30% до 4-5%.
Работа по социализации воспитанников школы направлена на развитие основных психологических компонентов, формирующихся под влиянием целенаправленных педагогических воздействий и определяющих уровень социализации растущего человека – социального интеллекта и социальной компетентности.
Социальный интеллект определяется как особое свойство ума, позволяющее понимать личность, проникать в мотивацию поведения и распознавать ее, это средство познания социальной действительности.
Социальная компетентность – это продукт социального интеллекта, степень владения когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения.
Социально компетентный человек способен:
- понимать свои собственные чувства и требования;
- принимать ответственные решения;
- преодолевать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;
- представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;
- правильно понимать желания, ожидания и требования других людей;
- представлять, как, с учетом конкретных обстоятельств и времени, вести себя, принимая во внимание других людей и ограничения социальных структур;
- отдавать себе отчет, уважать права и обязанности других людей.
Оценить эффективность данного направлении работы по психологическому сопровождению, естественно, сложнее, т.к. результат отсрочен во времени, но во многом формирует имидж и даже конкурентноспособность учреждения и его воспитанников.
Значительное место в деятельности сопровождения отводится работе с так называемыми проблемными детьми или детьми “группы риска”. Сюда мы относим детей с выраженными признаками дезадаптации, личностной деформации, трудностями в обучении, проблемами в межличностном взаимодействии, склонными к девиантному и делинквентному поведению. Количество таких детей колеблется в пределах 10 – 15 %, и здесь очень важна роль социального педагога и деятельногсть такого коллегиального органа как ПМПК.
Кроме того, психолого-педагогическое сопровождение, как технология, предполагает, документальное обозначение объектов сопровождения (при этом взаимодействие строится на основе субъект – субъектных отношений), частные задачи, на выполнение которых ориентирована деятельность, формы этой работы и предполагаемый результат.
Схема психолого-педагогического сопровождения лечебно- образовательного процесса МООУ “Санаторная школа-интернат №64”
ООбъекты сопровождения | Задачи сопровождения | Формы сопровождения | Предполагаемые результаты |
Педагоги | 1.Формированиеединого
методологического подхода к процессу
воспитания, образования и развития. 2.Развитиерефлексивных, коммуникативных умений. 3.Повышенипсихолого-педагогической компетентности. |
Педагогические Советы, консилиумы, “Школа психологической грамотности”, консультации, тренинги. | Повышение уровня компетентности в области педагогической психологии, гуманизация Л/О процесса, создание психологически комфортного климата в школе. |
Обучающиеся | 1.Систематическое отслеживание
психолого-педагогического статуса ребенка и
динамики его психического развития. 2.Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся, успешного обучения и лечения. 3.Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении, ситуативные трудности социально-психологического плана. |
Скрининговые, мониторинговые исследования, индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, тренинги, консультирова ние. | Успешная адаптация и социализация, получение своевременной квалифицированной помощи в решении личностных проблем, достижение максимально возможного результата реабилитации и развития. |
Родители (лица, их заменяющие) | 1.Психологическое просвещение. 2.Оказание помощи в ситуациях, требующих психологически компетентного вмешательства. |
Выступления на родительских собраниях, индивидуальное консультирова ние. | Создание ситуации сотрудничества, повышение психологической грамотности. |