Курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 12 часов и ставит следующие задачи:
- научить думать и чувствовать, любить жизнь, быть здоровым, спокойным, оценивать сои силы и быть уверенным в себе;
- дать навыки работы над собой, обучить приемам восстановления силы, уравновешенности, снятия небольших болей;
- дать знания о психологических особенностях, типах характеров людей;
- научить оценивать состояния людей по внешним признакам;
- ознакомить с высказываниями, изречениями Мудрых.
Литература:
- Библиотека доктора Норбекова. “Дурака учить – что мертвого лечить”ИД “ВЕСЬ”, Санкт-Петербург, 2002.
- “Лучшие психологические тесты”, Петроком, 1992
- “Искусство делать людей счастливыми”, М.Э.Телешевская, Ангстрем, Москва, 1993.
Темы занятий курса
№ | Тема | Содержание | Задания | Наглядный материал |
1. | Как стать счастливым? | - Как нацепить на себя хорошее
настроение? - Научиться радоваться жизни. - Как стать счастливым? - Воспитай целеустремленность! - Полюби себя. |
- Выполнение упражнений. - Вспомнить свои радостные периоды. - Составить список мелочей, которые доставят радость в жизни. - Поговорить с близкими о счастье. |
Набор физических упражнений. Высказывания мудрых людей. |
2.
3. |
Сила самовнушения
Сила твоего желания |
- Как вы думаете – так вы и живете. - Начать бороться с сомнением. - Гармония и ритм твоего тела. - Не откладывать “на потом” - Не бойтесь своих болезней. - Ощущение внутренней силы. - Забота о себе. - Страсть. - Тренируем успешность. - Будьте естественны! - Цените свое внутренне “я”. - Верьте в свои силы |
-Выполнение упражнений. - Оценить себя в самовнушении. Привести примеры Самовнушения людей.
-Перечислить свои желания. - Выполнить упражнения. - Ответить на вопросы анкеты. |
Набор физических упражнений. Высказывания Мудрых людей. Интермедии
Набор физических упражнений. Высказывания Мудрых людей. Интермедии |
4. | Увидеть другого | - Контроль выражения своих эмоций. - Умение сохранять спокойствие. -Помощь другим людям. - Отношение с окружающими. - Нужна ли суета? - Увидеть другого внутренним зрением. |
- Решить психологические задачи. - Перечислить свои хорошие и плохие поступки. - Какой твой друг? |
Набор физических упражнений. Высказывания Мудрых людей. Интермедии |
5. | Не бойтесь ошибиться! | - Умение быть решительным. - Разговор о работе. |
- Прочесть притчу и высказать свое
мнение. - Вспомни и оцени причину твоих ошибок. - Цель твоей рабочей деятельности. |
Набор физических упражнений. Высказывания Мудрых людей. Интермедии |
6. | Долг перед самим собой. | - Начать с малого. - Действовать всегда. - Открытость. - Ценное для вас. |
Услышать свои мысли и составить план
своих действий к пути осуществлений своих
желаний. Удовольствие от движений. |
Набор физических упражнений. Высказывания Мудрых людей. Интермедии |
7. | Избегайте конфликтов. | - Спокойствие в принятии решений. - Ваш пройденный путь. - Получить удовольствие от игры. |
Решить психологические задачи. | Набор физических упражнений. Высказывания Мудрых людей. Интермедии |
8. | Правда и неправда. | - Природа не любит пустоты. - Две стороны одной монеты. - Принцип золотой середины. |
Какие действия тебе под силу? Обсудите свой поступок. |
Набор физических упражнений. Высказывания Мудрых людей. Интермедии |
9. | Наши издержки | - Чувство благодарности к себе. - Ценить себя. - Готовность потрудиться. - Самомнение. - Тщеславие. - Любопытство. - Зависть. - Стресс. |
Заполнить анкету и выяснить кто ты? Чем вы гордитесь, каким качеством любуетесь, что цените? |
Набор физических упражнений. Высказывания Мудрых людей. Интермедии
|
10. | Уметь любить | - Гордыня. - Восприимчивость. - Щедрость. - Умение прощать. - Готовность. - Сила слова. - Бережность к другим. |
Найти стихи, высказывания о силе слова,
о щедрости. Оценить свое отношение к другим. Участвовать в игре “Я – тебе, ты – мне”, “Лишний” |
Набор физических упражнений. Высказывания Мудрых людей. Интермедии |
11. | Беря жизнь в свои руки. | - Ежедневные победы. - Почему не хватает времени на сон? - Научиться прислушиваться. - Средства и цель. |
Выполнить тесты “Если вам наступили на
ноги”, “Вы умеете быть счастливым?” Принять участие в игре. |
Набор физических упражнений. Высказывания Мудрых людей. Интермедии |
12. | “Будь сам светом для себя” | - Независимость? - Выдержка? - Консервативность? - Уравновешенность? - Наблюдательность? |
Выполнить тесты: “Доживете ли до семидесяти” Прослушать и высказать свою мысль изречение. |
Набор физических упражнений. Высказывания Мудрых людей. Интермедии |
Занятие № 1. Как стать счастливым?
Задачи:
- Заставит задуматься об отношении к жизни.-
Привлечь к разговору о счастье.
- Ознакомить с некоторыми приемами воздействия
на организм.
- Раскрыть тайну психологической сущности
человека.
Наглядность:
Набор физических упражнений. (Выполнять осторожно)
Упражнение № 1.
С юмором тянуть ушные раковины вниз так, чтобы оттянулось внутреннее ухо.
Легкое расслабление чередуется с более выраженным напряжением.
Упражнение №2
Взять за середину ушные раковины. Подтянуть ушные раковины в стороны, чуть назад от наружного слухового прохода. С каждым новым движением оттягивать уши как можно дальше, дальше, дальше…
Упражнение №3
Выполнить круговые движение ушными раковинами, держа их в руке, как чебурек.
Поправить плечи. Создать искусственно гордость за свою работу над собой. Внимание направить на область ушей. Выполнять упражнение с чувством. Помнить, что ваше отношение к себе всегда материализуется.
Упражнение №4
Заменить захват ушной раковины. Ладонь основанием большого пальца плотно прижимается к ушам таким образом, чтобы внутри возникло ощущение вакуума.
Выполнить круговые движения в обе стороны. Думайте, что вы всемогущи и все ваши повеления подлежат исполнению.
Настройте себя на том, что вы сильный человек. И удерживайте внутренний образ.
Высказывания мудрецов.
- “Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет: успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении”. (Марсель Ашар)
- “Зложелатель никогда цели не достигнет.
Сделай зло – и зло в ответ злобного постигнет.
Я хочу тебе добра – ты мне зла желаешь,
Злись, почтенный, - но меня злоба не настигнет”. (Омар Хайям”) - “Нет”, сказанное с глубокой убежденностью, лучше, чем “Да”, сказанное только для того, чтобы избежать проблем”. (Махатма Ганди)
- “Полюбить можно лишь то, что знаешь”. (Леонардо да Винчи”)
- “Человеку не стало бы лучше, если бы исполнилось все, чего он желает”(Гераклит)
План занятия.
- Как нацепить на себя хорошее настроение?
- Научиться радоваться жизни.
- Как стать счастливым?
- Воспитай целеустремленность!
- Полюби себя.
I. Организационный момент.
Учитель:
“Человеку дана только одна жизнь. Она должна быть долгой, счастливой, радостной и интересной. Многие люди не осознают, что в значительной степени от них зависит счастье построенной жизни. Надо ценить каждый наступающий и прожитый день. Побеждать тревогу, плохое настроение, страх, тоску, неверие в себя, сомнения. Стремиться к тому, чтобы быть выносливым, целенаправленным, оптимистичным, жизнерадостным и смелым, уверенным в себе”.
“К сожалению, большинство из нас не умеют жить!”
“Диоген пророчески мудро изрек: “Для того, чтобы жить как следует, нужно иметь или разум или петлю”. Мы не проходим школы, где научили бы нас “мудрости жизни”.
“Мы не умеем организовать свою жизнь, чтобы она была насыщена эмоционально и интеллектуально, приносила радости, дружбу, общение, чтобы она, несмотря на “подводные рифы” и неожиданности, воспринималась как неоценимый подарок!”.
Давайте, поразмыслим на эту тему и постараемся что-то в себе изменить.
Учитель читает высказывание Марселя Ашара:
“Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет: успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении”
и раздает листы с притчей. Учащиеся знакомятся с текстом.
“Однажды атеист, прогуливаясь вдоль обрыва, поскользнулся и упал вниз. Во время падения ему удалось схватиться за ветку маленького дерева, росшего из расщелины в скале. Вися на ветке, раскачиваясь на холодном ветру, он понял всю безнадежность своего положения: внизу чернели замшелые валуны, а способа подняться, наверх не было. Его руки, держащиеся за ветку, ослабели.
“Ну, - подумал он, - только один Бог может спасти меня сейчас. Я никогда не верил в Бога, но я, должно быть, ошибался. Что я теряю?” Поэтому он позвал: “Боже! Если ты существуешь, спаси меня, и я буду верить в тебя!” Ответа не было.
Он позвал снова: “Пожалуйста, Боже! Я никогда не верил в тебя, но если ты спасешь меня сейчас, я с сего момента буду верить в тебя”.
Вдруг Великий Глас раздался с облаков: “О нет, ты не будешь! Я знаю таких, как ты!”
Человек так удивился, что чуть было, не выпустил ветку. “Пожалуйста, Боже! Ты ошибаешься! Я на самом деле думаю так! Я буду верить!” - “О нет, ты не будешь! Все вы так говорите!”
Человек умолял и убеждал.
Наконец Бог сказал: “Ну, хорошо. Я спасу тебя… Отпусти ветку”. – “Отпусти ветку?!- воскликнул человек. – Не думаешь ли ты, что я сумасшедший?”
Учащиеся оценивают ситуацию притча.
Учитель:
“Итак, если вы отпустили ветку, но все еще живы, от радости вам положено улыбаться до ушей. Или вместе с ушами! Давайте потренируемся! Напоминаю: улыбаться ушами следует по 8-10 раз в каждую сторону. Если вдруг улыбнетесь 7 или 11, уши отвалятся. Будьте осторожны! Поехали!”
Выполнение 1-4 упражнений.
Учитель раздает листы с текстом. По магнитофону звучит содержание текста, одновременно дети следят за текстом.
“Так легко и так тяжело тем, кто выполняет упражнения впервые, и не привык заниматься такими вещами. Все не так уж сложно, как вам сейчас представляется. Главное - работать, думать, чувствовать, анализировать – и дело пойдет на поправку. Просто нужно научиться радоваться жизни.
Вспомните, когда вы радовались последний раз – вчера, неделю, год назад? ... То есть в следующий раз вы порадуетесь завтра, через неделю, через год… Правильно? Вы всегда ставите условия: вот если бы… Вашу радость нужно заслужить. Только вот вопрос: кому нужно? Прежде всего вам! Радость и смех сами по себе – исцеление, путь к любви, успеху. Теперь зажмурьтесь и, вспомнив себя ребенком, откройте глаза… Вам так повезло! Вы живете в удивительно устроенном мире! Только осознайте все его разнообразие – звуков, цветов, людей, талантов, эмоций, возможностей…Дух захватывает!
Ну как, получается? Чувствуете, как на душе-то полегчало? Молодцы! Итак…
Запомните это радостное состояние хорошенько и никому не позволяйте вас из него вывести!”
Учитель:
“Станьте счастливыми!
Между прочим, ученые уже давно доказали, что счастливые люди и болеют намного реже. Им это просто ни к чему! А начать можно с малого: попробуйте хоть на полчаса стать другим человеком. Не проходите мимо мелочей жизни, которые доставят вам радость, пусть даже небольшую. А для начала просто подумайте, что бы это могло быть. Желательно даже записать это на бумажку и время от времени ее перечитывать”.
Учащиеся записывают в тетрадях все то, что приносило бы им радость.
Учитель:
“ Вот мы и потрудились немножко. А сейчас, давайте выясним. Умеем ли мы быть счастливыми? Для этого ответим на вопросы небольшого теста”
Учащиеся выполняют тест “Вы умеете быть счастливым?”
“У каждого есть в жизни моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может… И все же тайно завидуешь людям, которые – по крайней мере внешне – всегда выглядят довольными собой, к происходящему вокруг относятся философски. А к какой категории людей принадлежите вы? Может быть, ответить на этот вопрос вам поможет тест из болгарского еженедельника “Орбита”.
На каждый вопрос выберите один из трех ответов.
1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью, приходите ли Вы в выводу, что:
А) все было скорее плохо, чем хорошо,
Б) было скорее хорошо, чем плохо,
В) все было отлично.
2. В конце дня обыкновенно
а) недовольны собой,
б) считаете, что день мог пройти лучше,
в) отходите ко сну с чувством удовлетворения.
3. Когда смотрите в зеркало, думаете
а) “О, боже, время беспощадно!”
б) “А что, совсем еще неплохо!”
в) “Все прекрасно!”
4. Если узнаете о крупном выигрыше кого-то из знакомых, думаете
а) “Ну мне-то никогда не повезет!”
б) “А, черт! Почему же не я?”
в) “Однажды так повезет и мне!”
5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком-либо происшествии, говорите себе:
а) “Вот так однажды будет и со мной!”
б) “К счастью, меня эта беда миновала!”,
в) “Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!”.
6. Когда пробуждаетесь утром, чаще всего
а) ни о чем не хочется думать,
б) взвешиваете, что день грядущий нам готовит,
в) довольны, что начался новый день и могут быть
новые сюрпризы.
7. Думаете о ваших приятелях:
а) они не столь интересны и отзывчивы, как
хотелось бы,
б) конечно, и у них есть недостатки, но в целом они
вполне терпимы,
в) замечательные люди!
8. Сравнивая себя с другими, находите, что
а) “Меня недооценивают”,
б) “Я не хуже остальных”,
в) “Гожусь в лидеры, и это, пожалуй, признают
все!”.
9. Если вес увеличился на 4-5 килограммов
а) впадаете в панику,
б) считаете, что в этом нет ничего особенного,
в) тут же переходите на диету и усиленно
занимаетесь физическими упражнениями.
10. Если вы угнетены
А) клянете судьбу,
Б) знаете, что плохое настроение пройдет,
В) стараетесь развлечься.
Каждый ответ а) – 0 очков, б) – 1 очко, в) – 2 очка.
17-20 очков, Вы до того счастливый человек, что прямо не верится, что это возможно! Радуетесь жизни, не обращаете внимания на неприятности и житейские невзгоды. Человек Вы жизнерадостный, нравитесь окружающим своим оптимизмом, но… Не слишком ли поверхностно и легковесно относитесь ко всему происходящему? Может быть, немного трезвости и скепсиса вам не повредит?
13-16 очков, наверное, Вы “оптимально” счастливый человек, и радости в вашей жизни явно больше, чем печали. Вы храбры, хладнокровны, у вас трезвый склад ума и легкий характер. Не паникуете, сталкиваясь с трудностями, трезво их оцениваете. Окружающим с вами удобно.
8-12 очков, счастье и несчастье для вас выражаются известной формулой “50850”. Если хотите склонить чашу весов в свою пользу, старайтесь не пасовать перед трудностями, встречайте их стоически, опирайтесь на друзей, не оставляйте их в беде.
0-7 очков Вы привыкли на все смотреть сквозь черные очки, считаете, что судьба уготовила вам участь человека невезучего, и даже иногда бравируете этим. А стоит ли? Старайтесь больше времени проводить в обществе веселых, оптимистически настроенных людей. Хорошо бы чем-то увлечься, найти “хобби”.
Ребята оценивают себя.
Учитель:
- Вот мы попробовали оценить себя. Задумайтесь над этим. Может и впрямь, кому-то из вас необходимо чуть-чуть измениться.
А дома поговорите с близкими о счастье. И разговор о том, как быть счастливым мы продолжим на следующем занятии. А на сегодня запомните, что именно ваше отношение к себе определяет отношение к вам окружающих. Ваши болезни зарождаются сначала в голове – и уж только потом распространяются на все остальные части тела. Избавьтесь от подозрительности.
Не откладывайте жизнь “на потом”. Предпочтите сну реальность!
“…Когда человеку спать лучше, чем
бодрствовать,
Тогда лучше ему умереть”, - сказал Руми.
Учитель раздает на память стихи
“Одна песня может озарить мгновенье,
Один цветок может разбудить мечту,
Одно дерево может подарить нам лес,
Одна птица может начать весну.”