План совместной деятельности педагога с родителями учащихся

Разделы: Работа с родителями


Воспитание не только наука ,но и искусство, овладение которым за короткий срок невозможно. Учитель сам должен быть воспитан. Л.Н.Толстой утверждал, что “ Воспитание детей есть только самосовершенствование воспитателей”. При этом нельзя забывать, что объект воспитания – ребенок. Ведь он непрерывно растет, развивается и поэтому сложные ситуации, возникающие время от времени, требуют новых знаний, усилий, творческого поиска.

Считаю, что одно из необходимых и естественных условий семейного воспитания- любовь родителей к детям. Любовь разумная, сочетающая в себе доброжелательное общение ,внимательное отношение к здоровым запросам ,тактичную настойчивость в выработке полезных навыков и привычек.

А.С.Макаренко утверждал, что собственное поведение родителей –самая решающая вещь. Воспитательный процесс продолжается даже тогда, когда родителей нет дома. Как родители одеваются, как разговаривают, судят о других людях ,как радуются и печалятся, как обращаются с друзьями и с врагами, как смеются, читают газету- все это имеет для ребенка большое значение.

Залогом успешной учебной и воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка, а следовательно сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя. Лучшие движения человеческой души заложены в ребенке: непосредственность ,любознательность ,скромность ,отвага и храбрость, сочувствие и сопереживание ,жажда справедливости. Помочь ребенку осознать их ценность, развить и укрепить вот совместная задача для учителя и родителей.

Решение данной задачи будет реализовано в том случае, если классный руководитель осуществляет работу с родителями по следующим направлениям:

  • изучение семей учащихся;
  • педагогическое просвещение родителей;
  • обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
  • педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
  • индивидуальная работа с родителями;
  • информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Работая по каждому из направлений использую разные формы и способы деятельности. Выбор их обусловлен целями и задачами учебно-воспитательной деятельности, личностными и профессиональными особенностями, традициями школы и класса, своеобразием состава учащихся и их родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном сообществе, принципами взаимодействия учителя с родителями.

В своей работе я использую разные формы и методы работы с родителями.

Изучение семей учеников

  • посещение семей
  • анкетирование
  • сочинение о семье
  • конкурс рисунков “Моя семья”
  • тестирование
  • педагогические мастерские
  • формирование банка данных о семье

 Педагогическое просвещение родителей

  • лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиены
  • родительские собрания
  • тематические консультации
  • педагогический практикум
  • обзор педагогической литературы для родителей
  • обмен опытом воспитания детей в семье
  • вечер вопросов и ответов
  • день открытых дверей и др.

Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества

  • совместное планирование воспитательной работы в классе
  • коллективные творческие дела
  • праздники, концерты
  • посещение театров, библиотек, музеев
  • прогулки, походы, поездки
  • помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной комнаты и др.

Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса

  • выборы родительского комитета
  • помощь в планировании и организации его деятельности
  • работа с социально неблагополучными семьями
  • установление связи с шефами, общественностью

Индивидуальная работа с родителями

  • посещение семей учащихся
  • индивидуальные беседы с родителями
  • совместное определение перспектив и средств развития ученика
  • педагогические консультации
  • индивидуальные поручения

Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся

  • тематические и итоговые родительские собрания
  • индивидуальные консультации
  • контроль за дневниками учащихся
  • ведение тетради достижений учащихся
  • направление родителям писем-характеристик
  • благодарственных и поздравительных открыток

Приложение здесь.