Воспитание не только наука ,но и искусство, овладение которым за короткий срок невозможно. Учитель сам должен быть воспитан. Л.Н.Толстой утверждал, что “ Воспитание детей есть только самосовершенствование воспитателей”. При этом нельзя забывать, что объект воспитания – ребенок. Ведь он непрерывно растет, развивается и поэтому сложные ситуации, возникающие время от времени, требуют новых знаний, усилий, творческого поиска.
Считаю, что одно из необходимых и естественных условий семейного воспитания- любовь родителей к детям. Любовь разумная, сочетающая в себе доброжелательное общение ,внимательное отношение к здоровым запросам ,тактичную настойчивость в выработке полезных навыков и привычек.
А.С.Макаренко утверждал, что собственное поведение родителей –самая решающая вещь. Воспитательный процесс продолжается даже тогда, когда родителей нет дома. Как родители одеваются, как разговаривают, судят о других людях ,как радуются и печалятся, как обращаются с друзьями и с врагами, как смеются, читают газету- все это имеет для ребенка большое значение.
Залогом успешной учебной и воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка, а следовательно сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя. Лучшие движения человеческой души заложены в ребенке: непосредственность ,любознательность ,скромность ,отвага и храбрость, сочувствие и сопереживание ,жажда справедливости. Помочь ребенку осознать их ценность, развить и укрепить вот совместная задача для учителя и родителей.
Решение данной задачи будет реализовано в том случае, если классный руководитель осуществляет работу с родителями по следующим направлениям:
- изучение семей учащихся;
- педагогическое просвещение родителей;
- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
- педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
- индивидуальная работа с родителями;
- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Работая по каждому из направлений использую разные формы и способы деятельности. Выбор их обусловлен целями и задачами учебно-воспитательной деятельности, личностными и профессиональными особенностями, традициями школы и класса, своеобразием состава учащихся и их родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном сообществе, принципами взаимодействия учителя с родителями.
В своей работе я использую разные формы и методы работы с родителями.
Изучение семей учеников
- посещение семей
- анкетирование
- сочинение о семье
- конкурс рисунков “Моя семья”
- тестирование
- педагогические мастерские
- формирование банка данных о семье
Педагогическое просвещение родителей
- лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиены
- родительские собрания
- тематические консультации
- педагогический практикум
- обзор педагогической литературы для родителей
- обмен опытом воспитания детей в семье
- вечер вопросов и ответов
- день открытых дверей и др.
Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества
- совместное планирование воспитательной работы в классе
- коллективные творческие дела
- праздники, концерты
- посещение театров, библиотек, музеев
- прогулки, походы, поездки
- помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной комнаты и др.
Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса
- выборы родительского комитета
- помощь в планировании и организации его деятельности
- работа с социально неблагополучными семьями
- установление связи с шефами, общественностью
Индивидуальная работа с родителями
- посещение семей учащихся
- индивидуальные беседы с родителями
- совместное определение перспектив и средств развития ученика
- педагогические консультации
- индивидуальные поручения
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся
- тематические и итоговые родительские собрания
- индивидуальные консультации
- контроль за дневниками учащихся
- ведение тетради достижений учащихся
- направление родителям писем-характеристик
- благодарственных и поздравительных открыток
Приложение здесь.