Индивидуальная образовательная траектория обучения математике как средство гуманизации математического образования

Разделы: Математика


В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития. “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” провозглашает: “Важнейшие задачи образования – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности и способности к самообразованию и саморазвитию, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе системы образования, в концепции отмечено: “…образовательно–воспитательный процесс должен быть подчинен цели становления личности ребенка, становления его компетентности (коммуникабельной, интеллектуальной, …”.

По Закону РФ “Об образовании” система образования должна

  • обеспечивать “…самоопределение личности, создание условий для ее реализации, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества”.

Ориентация на личность в педагогике имеет давнюю историю и различные названия: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, гуманная педагогика (Ш.А.Амонашвили), гуманистическая педагогика (У.Глассер, А.Маслоу, К.Роджере и др.), свободное воспитание (США и Европа 70-х годов) и др.

Г.В. Дорофеев отмечает, что “основной задачей школьного образования представляется переориентация методической системы обучения на приоритет развивающей функции обучения по отношению к его образовательной, информационной функции, перенос акцентов с увеличения объема информации на формирование умений использовать информацию”. Реализация на практике высказанного положения означает оправданный перенос акцента с “математического образования” на “ образование с помощью математики”, позволяющего более эффективно решать проблему формирования личности учащегося, его нравственного и интеллектуального потенциала, подготовку творчески мыслящего и социально активного человека. Многочисленные исследования в области методики математики можно объединить тезисом “не учение для математики, а математика для учения” (Г.В.Дорофеев).

В то же время в массовой школе все еще преобладает классическая образовательная парадигма. Такое положение сохраняет в образовании основные неразрешенные противоречия: между преобладающими в школе фронтальными формами обучения, объяснительно-иллюстративным характером преподавания и личностно-деятельностным характером учения и усвоения знаний; между неизбежными результатами обучения традиционными методами (доминированием памяти над мышлением, пассивностью в учебной работе) и стремлением достичь развития учащихся средствами математики.

Гуманизация, дифференциация и демократизация сделали систему более гибкой, вариативной и открытой. В результате возникли объективные предпосылки для выбора самими обучающимися образовательных траекторий, которые бы наиболее полно отвечали их личностным потребностям и устремлениям.

Согласно изученной педагогической литературе, ценность индивидуально-образовательной траектории обучающегося в том, что она позволяет на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию собственных знаний и умений, пополнить знания при проектировании своей учебной деятельности с целью отработки методов и техники самостоятельной работы в различных формах учебно-познавательной деятельности. При этом очень важно, чтобы у каждого обучающегося была сформулирована личностно-ориентированная задача по проектированию индивидуально-образовательной траектории, что способствует повышению личностного образовательного роста обучающегося.

Однако в настоящее время обучающиеся испытывают существенные трудности в самостоятельном выборе своей образовательной траектории и далеко не всегда ощущают себя ответственными за сделанный выбор и рост своих результатов при его реализации.

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой:

  • целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.
  • Необходимость рассмотрения процесса построения индивидуально-образовательной траектории ученика, опирающегося на эти идеи, связана с тем, что они создают условия для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения.
  • Индивидуально-образовательная траектория, по мнению С.В.Воробьевой, адекватно личностно-ориентированному образовательному процессу, но в то же время, не тождественна ему, так как имеет специфические особенности:

- она специально разрабатывается для конкретного ученика как его индивидуальная образовательная программа;

- в стадии разработки индивидуальной образовательной траектории ученик выступает: 1) как субъект выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением; 2) как “неформальный заказчик”, “предъявляя” (при стартовом диагностировании) , проектирующему для него образовательную программу –индивидуальную траекторию, свои образовательные потребности, познавательные и иные индивидуальные особенности);

–на стадии реализации учащийся выступает как субъект осуществления образования,

-в этом случае личностно ориентированный образовательный процесс реализуется как индивидуальная образовательная траектория при условии использования функциональных возможностей педагогической поддержки. Именно поддержка ученика в образовательном процессе трансформирует личностно-ориентированный образовательный процесс в индивидуальную образовательную траекторию. Содержание индивидуально-образовательной траектории определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ученика (уровнем готовности к освоению программы), содержанием программы [3].

Инновационные процессы в современной школе актуализируют проблему не только совершенствования методики обучения математике, но и развитие общеобразовательных учреждений, в которых личностное развитие ребенка может протекать наиболее эффективно.

В результате возникли объективные предпосылки для выбора обучающимися индивидуально-образовательных траекторий, которые бы наиболее полно отвечали их личностным потребностям и устремлениям. Однако учащиеся испытывают существенные трудности в выборе образовательной траектории и далеко не всегда ощущают себя ответственными за сделанный выбор, за свой личностный рост.

Главным требованием при обучении математике становится удовлетворение познавательного интереса обучающихся при проектировании и реализации индивидуально-образовательной траектории. В этом случае, система образования становится гибкой, вариативной, чутко реагирующей на изменение запросов общества и отвечающей образовательным потребностям обучающегося.

В качестве одного из путей решения поставленных задач, можно рассматривать проектирование индивидуально-образовательной траектории, как средство гуманизации образования, поскольку проектирование позволяет создать условия для удовлетворения образовательных потребностей обучающегося посредством осуществления и реализации индивидуальной образовательной траектории.

Возможность индивидуальной траектории образования ученика предполагает, что при изучении темы он может, например, выбрать один из следующих подходов: базисное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижения учениками нормативного образовательного уровня.

Для этого предоставляются школьникам многообразные учебные задания (по степени сложности и способу выполнения), чтобы они имели возможность выбора, а следовательно самоопределения. Они определяют наиболее интересное и легкое для них задание, отбирают самое трудное и тяжелое задание, определяют с помощью кого из окружающих его людей ему будет легче выполнить задание, а также выбрать необходимые материалы, ТСО, справочники, книги, таблицы. Выбирают из групп заданий: репродуктивного, проблемного, творческого характера. Учитель следит за тем, чтобы ученики не выбирали постоянно однотипные задания. Таким образом, каждый ученик перерабатывал одну и ту же информацию, но решал задачи собственным путем в зависимости от того, какой стиль учения ему присущ.

Литература

1..Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192с.

2.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М.: Просвещение, 1991. – 176с.

3.Воробьева С.В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ. // Автореферат дисс…докт. пед. наук. – СПб, 1999. – 53с.

4.Образовательная программа – маршрут ученика:ч.2 //Под ред. А.П.Тряпицыной. –СПб.,2000. – 228с.