Цель занятия:
1) закрепить знания о птицах, зимующих в родных краях;
2) привить в детях любовь к чтению художественной литературы;
3) работать над формированием у учащихся чувства любви к птицам, к родной природе.
Оборудования к уроку:
- рисунки птиц;
- выставка работ учащихся по теме “Моя любимая птица”;
- компакт – диск “Голоса птиц”;
- конверты с заданиями;
- книги Н. Сладкова “Жизнь леса”;
Подготовка к занятию:
- создать 2 команды по 6 человек;
- читать рассказы Н. Сладкова о зимующих птицах;
- нарисовать вместе с родителями любимую птицу и научиться рассказать о ней;
- вспомнить или разучивать вместе с родителями песни о птицах.
Ход занятия.
- Песня “Просьба” - дети исполняют хором.
- Сообщение темы и цели занятия.
- Игра “Что? Где? Когда?”
- О ком и о чем вы пели?
- Да, эта песня о птицах и других животных, населяющих нашу планету “Земля”. В этой песне автор просит не убивать братьев наших меньших, а защищать и охранять их.
Люди давно поняли это. Например, 800 лет назад в Германии издали закон о защите птиц. 600 лет назад Английский король Людовик Баварский издал указ о защите синиц.
И сейчас многое делается для защиты птиц. Мы тоже должны всячески помогать взрослым в этом деле.
На этом занятии мы будем говорить о птицах, зимующих в нашей местности, об их пользе и как мы сможем помочь им в зимнее время.
Занятие проведем в форме игры “Что? Где? Когда?”
1-ый раунд.
- На листочке названия птиц, их нужно разделить на 3 группы: воробей, ворона, грач, синица, голубь, галка, скворец, ласточка, снегирь, дятел, сорока, соловей, жаворонок, лебедь, сова.
2-ой раунд. - Из какого рассказа эти строчки?
- Я топнул ножкой, и песня замолкла. Через некоторое время из одной дырки вылетела маленькая птичка, села на край льда и 3 раза поклонилась.
- Дети клали на кормушку разную крупу, крошки хлеба, семена растений. Они каждый день любовались пернатыми артистами сада.
3-ий раунд. - Заполнение клеток кроссворда “Зимующие птицы” на чувашском языке. – Названия птиц даны на русском языке, дети должны перевести на родной (чувашский) язык.
- Куропатка.
- Филин.
- Ворона.
- Сорока.
- Дятел.
- Ворон.
- Галка.
- Голубь.
- Тетерев.
- Поползень.
- Клест.
- Снегирь.
- Сова.
- Синица.
- Воробей.
4-ый раунд. - Отгадывание загадок – команды загадывают друг другу.
- В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица.- Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.- Зимой на ветках яблони
Скорей их собери.
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ----------.- Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.- Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Кле! Кле! Кле!
Поет со свистом.- Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: - Карр! Карр! Карр!
5-ый раунд -Игра “Какая птица поет?” - Звучат голоса птиц из компакт-диска: голубь, грач, журавль, кукушка, ласточка, перепелка.
6-ой раунд – ответить на вопросы и определить название рассказа.
1) Какую кашу едят птенчики клестов? - Кашу из еловых
шишек. (Рассказ “День рождения”).
2) Что делает мальчик, для того чтобы спасти снегиря? – Меняет снегиря на фонарик, на самый дорогой для него подарок полковника. ( Рассказ “Снегирь”.)
7 –ой раунд – исполнение песен о птицах – родители помогают.
8- ой раунд - рассказы детей о своих птицах, нарисованных
на листочках.
9 - ый раунд. – Чем мы можем помочь птицам? – Ответы детей.
4. Итог занятия, награждение победителей.
5. Исполнение песни “Не дразните собак”.