"Птицы — наши друзья"

Разделы: Внеклассная работа, Работа с родителями


Цель занятия:

1) закрепить знания о птицах, зимующих в родных краях;

2) привить в детях любовь к чтению художественной литературы;

3) работать над формированием у учащихся чувства любви к птицам, к родной природе.

Оборудования к уроку:

  1. рисунки птиц;
  2. выставка работ учащихся по теме “Моя любимая птица”;
  3. компакт – диск “Голоса птиц”;
  4. конверты с заданиями;
  5. книги Н. Сладкова “Жизнь леса”;

Подготовка к занятию:

  1. создать 2 команды по 6 человек;
  2. читать рассказы Н. Сладкова о зимующих птицах;
  3. нарисовать вместе с родителями любимую птицу и научиться рассказать о ней;
  4. вспомнить или разучивать вместе с родителями песни о птицах.

Ход занятия.

  1. Песня “Просьба” - дети исполняют хором.
  2. Сообщение темы и цели занятия.
  3. - О ком и о чем вы пели?

    - Да, эта песня о птицах и других животных, населяющих нашу планету “Земля”. В этой песне автор просит не убивать братьев наших меньших, а защищать и охранять их.

    Люди давно поняли это. Например, 800 лет назад в Германии издали закон о защите птиц. 600 лет назад Английский король Людовик Баварский издал указ о защите синиц.

    И сейчас многое делается для защиты птиц. Мы тоже должны всячески помогать взрослым в этом деле.

    На этом занятии мы будем говорить о птицах, зимующих в нашей местности, об их пользе и как мы сможем помочь им в зимнее время.

    Занятие проведем в форме игры “Что? Где? Когда?”

  4. Игра “Что? Где? Когда?”

1-ый раунд.

- На листочке названия птиц, их нужно разделить на 3 группы: воробей, ворона, грач, синица, голубь, галка, скворец, ласточка, снегирь, дятел, сорока, соловей, жаворонок, лебедь, сова.

- На плакате изображения этих же птиц.

2-ой раунд. - Из какого рассказа эти строчки?

  1. Я топнул ножкой, и песня замолкла. Через некоторое время из одной дырки вылетела маленькая птичка, села на край льда и 3 раза поклонилась.
  2. Дети клали на кормушку разную крупу, крошки хлеба, семена растений. Они каждый день любовались пернатыми артистами сада.

3-ий раунд. - Заполнение клеток кроссворда “Зимующие птицы” на чувашском языке. – Названия птиц даны на русском языке, дети должны перевести на родной (чувашский) язык.

  1. Куропатка.
  2. Филин.
  3. Ворона.
  4. Сорока.
  5. Дятел.
  6. Ворон.
  7. Галка.
  8. Голубь.
  9. Тетерев.
  10. Поползень.
  11. Клест.
  12. Снегирь.
  13. Сова.
  14. Синица.
  15. Воробей.

4-ый раунд. - Отгадывание загадок – команды загадывают друг другу.

  1. В серой шубке перовой
  2. И в морозы он герой,
    Скачет, на лету резвится,
    Не орел, а все же птица.

  3. Спинкою зеленовата,
  4. Животиком желтовата
    Черненькая шапочка
    И полоска шарфика.

  5. Зимой на ветках яблони
  6. Скорей их собери.
    И вдруг вспорхнули яблоки,
    Ведь это ----------.

  7. Непоседа пестрая,
  8. Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая.

  9. Кто там прыгает, шуршит,
  10. Клювом шишки потрошит?
    Голоском речистым, чистым –
    Кле! Кле! Кле!
    Поет со свистом.

  11. Носит серенький жилет,
  12. Но у крыльев – черный цвет.
    Видишь, кружат двадцать пар
    И кричат: - Карр! Карр! Карр!

5-ый раунд -Игра “Какая птица поет?” - Звучат голоса птиц из компакт-диска: голубь, грач, журавль, кукушка, ласточка, перепелка.

6-ой раунд – ответить на вопросы и определить название рассказа.

1) Какую кашу едят птенчики клестов? - Кашу из еловых

шишек. (Рассказ “День рождения”).

2) Что делает мальчик, для того чтобы спасти снегиря? – Меняет снегиря на фонарик, на самый дорогой для него подарок полковника. ( Рассказ “Снегирь”.) 

7 –ой раунд – исполнение песен о птицах – родители помогают.

8- ой раунд - рассказы детей о своих птицах, нарисованных

на листочках.

9 - ый раунд. – Чем мы можем помочь птицам? – Ответы детей.

4. Итог занятия, награждение победителей.

5. Исполнение песни “Не дразните собак”.