Модели и моделирование (2-й год обучения)

Разделы: Информатика


Цели:

Обучающие:

  • Что мы понимаем под словом модель?
  • Какие виды моделей существуют?
  • Какой вид моделей, на уроках информатики, представляет наибольший интерес?
  • Познакомиться с моделированием через конструирование за компьютером.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к учебным дисциплинам и умение применять свои знания в практических ситуациях.
  • Расширение кругозора

Воспитывающие:

  • Воспитание информационной культуры.

Оборудование:

  • Компьютеры
  • Мультимедийный проектор
  • Экран
  • Электронный учебник “Мир информатики” 6-9 лет
  • Базовое учебное пособие “Мир информатики” для 2-го года обучения
  • Игрушки-модели
  • Карточки-загадки для домашнего задания

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступление
  3. Формулирование понятия модель и виды моделей.
  4. Создание модели “Кошка”.
  5. Домашнее задание (карточки-загадки).
  6. Выводы.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Вступление

В раннем детстве Вы любили играть в кубики, сначала строили башни, крепости. Потом более серьезные вещи, это стало возможно благодаря конструктору Лего. То, что Вы строили или собирали – похожи на реальные объекты, но в упрощенном виде, т. е. имеют некоторые признаки и свойства настоящих предметов: форму (корабль, самолет), способность ездить (танк, машина).

3. Сообщение темы: Модели и моделирование (на экране). Записать в тетрадь

В жизни Вы постоянно встречаетесь с моделями. Так кукла Барби и Кен – модель человека. Самая простая модель человека – это его фамилия и имя.

4. Обучающие цели. (на экране) Что нам сегодня на уроке предстоит выяснить?

  • Что мы понимаем под словом модель?
  • Какие виды моделей существуют?
  • Какой вид моделей, на уроках информатики, представляет наибольший интерес?
  • Познакомиться с моделированием через конструирование за компьютером.

5. Формулирование понятия модель и записать в тетрадь (стр. 64)

Давайте попробуем вместе сформулировать, что такое модель, опираясь на примеры, которые стоят у вас перед глазами. Модель – упрощенное подобие настоящего предмета. Открыли учебник на стр. 641 и записать в тетрадь определение “Модели”.

6. Виды моделей (Электронный учебник2). Работа за машиной.


1 Мир информатики: Базовое учебное пособие для второго года обучения / Под ред. А. В. Могилева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004 – 88 с.: ил.

2 Приложение к “Детской энциклопедии Кирилла и Мефодия”. Мир информатики / 6-9 лет

а) ТБ

1) подрегулировать высоту стула так, чтобы локоть лежал на столе

2) проверить расстояние от глаз до монитора, вытянув руку (50-60 см)

б) Открыть Мир информатики / 2-й год обучения / Модели (Рисунок 1)

Рис. 1

в) Прослушать курс “Виды моделей” (Рисунок 2)

Рис. 2

7. Записать в тетрадь “Виды моделей”

8. Создание модели “Кошка”.

Для одного и того же объекта можно создать множество моделей.

1. Материальная модель (показать игрушку и модель, сделанную из бумаги)

2. Информационная модель

а) словесная (учитель читает загадку).

  • Мордочка усатая, шубка полосатая,
  • Часто умывается, а с водой не знается.

б) математическая (учитель читает задачу-загадку (ученик записывает математическую модель на доске)

Вот котенок-озорник
К блюдцу с молоком приник.
Вот другой. Ему смешно
Видеть пса через окно.
Вот еще один сидит,
Тихо мышку сторожит.
Три других моих котенка
Спят, мурлыча потихоньку.
Вот задача для ребят –
Всех пересчитать котят!

в) графическая (конструирование котёнка выполняется в электронном приложении к учебнику Мир информатики/ 2-й год обучения/(Рисунок 3) Конструирование (Рисунок 4))

Рис. 3

Рис. 4

9. Д/з. Раздать карточки-загадки (словесная модель (Приложение 1)). Составить графическую модель (нарисовать отгадку), математическую модель (сформулировать условие задачи, в которой отражается отгадка), материальную модель (используя пластилин, бумагу, конструктор и др. смастерить отгадку).

10. Выводы.