Игра по физике "Перые шаги" по теме "Первоначальные сведения о строение вещества", 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цель:

  • Повторение и обобщение полученных знаний по данной теме;
  • Воспитание чувства товарищества;
  • Повышение интереса к изучению физики;
  • Расширение кругозора.

Пояснительная записка:

-В игре участвует параллель 7 классов. Все учащиеся делятся на команды по 7-8 человек в каждой.

-На построении капитаны выбирают конверт с названием команды и маршрутным листом. Названия команд - имена великих физиков.

Пример маршрутного листа:

Команда: “Исаак Ньютон”

Название станции

оценка

1 Великие физики  
2 Лаборатория  
3 Вопрос-ответ  
4 У камина  
5 Глаз-алмаз  
6 КВН  
7 Что есть что  

Итого:

-учащиеся старших классов являются судьями на этапах. Им выдается карта судьи.

Пример карты судьи:

Станция: “Вопрос-ответ”

Команда

1 задание 2 задание 3 задание итого
Исаак Ньютон        
Галилео Галилей        
Максвелл Джеймс        
Альберт Эйнштейн        

- ответы оцениваются по трехбалльной системе.

- участникам выдаются эмблемы с названием команды.

-все этапы расположены в разных кабинетах.

Станция “Великие физики”.

Участники команды должны рассказать биографию ученого, именем которого названа их команда.

Станция “Лаборатория”.

На столе: весы с разновесами, линейка, игла, стакан с пшеном.

Задание: измерить диаметр и массу крупинки пшена.

Станция “Вопрос-ответ”.

Участники команды вытягивают карточку с вопросами и, посоветовавшись 1 минуту, отвечают.

1.С одинаковой ли скоростью движутся молекулы воздуха в зимнее и летнее время?
2.Из цинка и латуни сделаны два брусочка одинаковой массы. Размеры, какого бруска больше?
3.Где лучше сохранить детский резиновый шарик, наполненный водородом: в холодном или теплом помещении?

1.Лед и водяной пар состоят из одинаковых молекул. Одинакова ли скорость молекул в этих состояниях?
2.Массы бензина и нефти одинаковы. Какая жидкость займет больший объем?
3.Один кувшин с молоком поставили в холодильник, другой оставили в комнате. Где сливки отстояться быстрее?

1.В каком чае молекулы движутся медленнее в холодном или горячем?
2.Металическую деталь нагревают на плите. Как при этом изменяются масса, плотность, объем детали?
3.Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью, даже в спокойной воде становиться прозрачным?

1.В первом утюге молекулы танцуют медленное танго, а во втором прыгают, как блохи. Каким утюгом можно быстрее погладить рубашку - первым или вторым?
2.Одинаковые массы масла и воды наливают в одинаковые сосуды. Какой сосуд будет полнее?
3.Детский резиновый шар, наполненный водородом, через несколько часов становиться слабо надутым. Почему?

Станция “У камина”.

Команде зачитывают отрывок из сказки и просят найти в нем описание явления, подтверждающего молекулярное строение вещества.

1. Английская сказка “Лунная корова”

    “…Ведь лунные жители никогда не подозревали, какой чудесный аромат издают растения. Нанавати вырастил такие цветы, что их запах достиг луны. Вдыхая его, жители луны испытывали неведомое им доселе блаженство...”

2. Э.Т.А. Гофман “Щелкунчик и мышиный король”

“…Старший советник суда сказал недовольным тоном родителям:

-Такая замысловатая игрушка не для неразумных детей. Я заберу свой замок.

Но тут мать попросила показать ей внутреннее устройство и удивительный, очень искусный механизм, приводивший в движение человечков. Дроссельмейер разобрал и снова собрал всю игрушку. Теперь он опять повеселел и подарил детям несколько красивых коричневых человечков, у которых были золотые лица, руки и ноги; все они превкусно пахли пряниками…”

3. Итальянская сказка “Фея-цветок”

“…Однажды утром, спускаясь по лестнице, чтобы пойти купить молока, заметила девушка на ступеньках что-то, но сразу рассмотреть не смогла- нагнулась, подняла и видит: смятый красный цветок. Кто-то, должно быть, наступил на него и растоптал его нежные лепестки, но от него шел такой чудесный аромат! Почистила Хромуля цветок, нежно расправила помятые лепестки и приколола себе на грудь, а вернувшись домой, поставила его в вазочку со свежей водой. Цветок и ожил, наполняя воздух благоуханьем…”

4. Словенская сказка “Три горошины”

“…Тем временем кухарка испекла хлеб и положила его перед воротами, как ей было велено. И как раз вовремя. К замку уже приближался огромный семиглавый змей, из каждой пасти торчало у него по семь языков. Ну и страшный же он был!

-В моем замке воняет человечиной! - заревел змей еще издали…”

5. Дунганская сказка “Золотая птица”

“…Вдруг, “пу-пу-пу” - захлопали рядом крылья, и маленькая изумрудно-зеленая птичка подлетела и уселась ему прямо на руку, а в клюве у нее ключик. Схватил Ша Идэ поспешно ключик, вставил его в дырочку - дрогнула хрустальная стена. Толкнул он ее с силой, заскрипела двери и отворилась! Чистый, ароматный запах ему в нос ударил, до чего же вкусно пахнет, никогда такого не чуял…”

Станция “Глаз-алмаз”.

Команде предлагается определить цену деления одного из приборов.

Станция “КВН”.

Участникам команды предлагается разгадать три загадки:

-Кто, не учившись, говорит на всех языках? (Эхо)

-Поднялись врата - всему миру красота. (Радуга)

-Красная девушка по небу ходит. (Солнце)

-Раскрашенное коромысло через реку повисло. (Радуга)

-Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

-Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Запах)

Станция “Что есть что”.

Команде выдаются карточки со словами: автобус, радуга, длина, стекло, дом, уголь, скамейка, скорость, ураган, пластилин, древесина, объем, и т.д.

Задача команды состоит в том чтобы как можно быстрее и без ошибок распределить их по четырем разделам: явление, вещество, тело и величина.

Подсчет баллов, награждение победителей.