Урок литературного чтения в 3-м классе для детей с ЗПР по учебнику О.В. Кубасовой "Любимые страницы"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • Познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества зарубежных стран.
  • Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного чтения, умения работать с текстом.
  • Способствовать формированию нравственных качеств, здорового образа жизни.
  • Корректировать внимание, логическое мышление, память учащихся.

Оборудование.

  • Фонограммы детских песен, индийской мелодии.
  • Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник для 3 класса по литературному чтению. Часть 2.
  • Таблицы.
  • Иллюстрации к индийской сказке “Мак” из журнала „Мурзилка”.
  • Сердечки двух цветов (красного и чёрного).

Ход урока.

1.Орг. момент.

– Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окошко, какая чудесная погода на улице. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу! Посмотрите, как светло и весело от ваших улыбок в классе. Давайте, исполним нашу песенку?

Если только рассмеяться,
То настанут чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка, взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей.

2.Сообщение целей урока.

На уроке литературного чтения мы должны показать, как умеем мыслить, говорить, читать, общаться.

3.Проверка домашнего задания.

– А сейчас проверим, как вы подготовили домашнее задание. На прошлом уроке мы познакомились со следующими баснями. (На доске таблицы с названиями басен и их авторов).

– Соедините стрелкой автора с названием басни. (Учащиеся выполняют задание.)

Комар и лев Иван Андреевич Крылов
Белка и волк Лев Николаевич Толстой
Чиж и голубь

– А теперь посмотрим, кто самый внимательный. Я вам читаю басню “Чиж и Голубь”, делая при этом ошибки. Вы должны их услышать и исправить.

(Ученики поднимают руки и исправляют ошибки.)

Голубя (Чижа) захлопнула злодейка-западня;
Довольный (Бедняжка) в ней и рвался и метался,
А Голубь старый (молодой) над ним же издевался.
“Не стыдно ль, – говорит, – средь бела ночи (дня)
Попался!
Не провели бы так меня?
За это я ручаюсь скучно (смело)”.
Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.
И урок (дело)!
Назад (Вперёд) чужой беде не смейся, Голубок.

– Вспомните, какую басню Л.Н.Толстого можно было прочитать по ролям?

(Ученики называют басню “Белка и волк” и читают её по ролям.)

– В басне Л.Толстого “Комар и лев” посчитайте, сколько раз встречается слово “комар”. – Итак, чему нас учат басни И.А.Крылова и Л.Н.Толстого?

(Они учат нас быть дружными, не смеяться над чужой бедой, быть всегда добрыми и не делать зла.) – В подтверждение этому, давайте исполним 1-ый куплет песни “Если добрый ты…” из мультфильма про кота Леопольда.

Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты, это хорошо
А когда наоборот – плохо.
Если добрый ты, это хорошо
А когда наоборот – плохо.

4. Подготовка к восприятию.

– А теперь мы продолжим путешествие по разделу учебника. Читаем вместе.

(Читаем с доски?“Каждый своё получил”.)

– Сегодня на уроке мы отправимся в страну сказок.

(Звучит индийская мелодия. Ученик читает стихотворение.)

У сказки чистая душа
Как ручеёк лесной
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ её творец,
Народ творец, народ мудрец
В неё мечту свою вложил
Как золото в ларец.

– Вы догадались, в какую страну мы попадём. Да, это Индия.

(Иллюстрации с изображениями достопримечательностей Индии.)

– Давайте прочитаем по цепочке сообщение об Индии, написанное на доске. (Дети читают.)

ядиИн – няядрев астран, о зочныхска тствахбога окотйор в енисред евак дилихо дыгенле. айЧ – оэт зитвиная точкакар идиИн. Такеж рававыщиют ныйчёр рецпе, дигвозку, абынан, сыкоко.

(На подносе вынести эти продукты.)

– Следующее задание. Прочитать перевёртыши и выбрать лишнее. И сказать почему?

учрка кам непал гакни

– Так называется наша сказка.

5. Упражнения на отработку техники чтения.

– Проведём речевую разминку.

  • Дыхательная гимнастика по опорной таблице.

вдох – нос, выдох – рот

вдох – рот, выдох – нос

вдох – рот, выдох – рот

вдох – нос, выдох – нос

  • Скороговорка.

– Читаем скороговорку каждый до запятой по цепочке, а? последние две строчки все вместе.

Языком не расскажешь,
так и пальцем не растычешь,
нечего руками рассуждать,
коли Бог ума не дал,
речь умом не красна,
а если язык шепеляв,
то и поговори скороговорочку за скороговорочкой,
нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить,
и тогда заговоришь,
словно реченька зажурчишь.

  • Интонационная разминка.

– Прочитайте текст, соблюдая знаки препинания.

Кто любит читать сказки?

Сказки любят все.

Ах, какие там чудеса!

  • Работа по таблицам учебника на с.20.

1. Читай слитно старик-отшельник красавица-жена

2. Читай внимательно пропи?кала - пропища?ла

прокла?дывается - прокрадывается

приходи? - при?хоти

приказал – приказывал

помощь – помочь

жестокому - жёсткому

  • Словарная работа. (На доску вывешивается таблица с незнакомыми словами.)

индусы - жители Индии

Ганг - река в Индии

лотос - южное водяное растение с красивыми крупными цветами

уединение - пребывание в одиночестве

отшельник - монах, отказавшийся от общения с людьми

прихоть - капризное желание, причуда

бамбук - высокое гибкое тропическое растение с крепким и твёрдым полым стеблем

господин - форма вежливого обращения

хижина - небольшой сельский домик, избушка

окропил - слегка обрызгивать

вдоволь - вполне достаточно

заросли - частые деревья и кустарники, которыми заросло какое-нибудь место

раджа - князь в Индии

дворец - большое и великолепное здание, где живёт раджа

благоуханный - приятный запах

райская - райская приятная

ожерелье - шейное украшение из драгоценных камней

лавка - небольшой магазин

погонщик - работник, погоняющий слона

беспрекословно - не допускающий возражений

тюрбан - головной убор из лёгкой материи, обмотанный вокруг головы

благочестивый - соблюдающий законы религии

пророк - приближённый к богу

6. Чтение и анализ сказки. (Учитель начинает читать сказку до с.24.)

  • Вопросы после прочтения.

– Понравилась ли вам эта сказка? Чем?

– Кто является главным героем сказки?

– Как жил старик-отшельник?

– Кто до поры времени был его преданным другом?

– С какой просьбой обратилась серая мышка в первый раз?

– С какими ещё просьбами она обращалась к старику? Чем были обоснованы эти просьбы?

– Как, по-вашему, будут развиваться события дальше? (Предположения детей.)

7. Физкультминутка.

У маленькой Мэри
Большая потеря
Пропал её правый башмак.

(Прохлопать руками 7 раз.)

В одном она скачет,
И жалобно плачет,–
Нельзя без другого никак.

(Протопать ногами 7раз) Но милая Мэри

Не плачь о потере.

(Пройти вперёд на 4 шага.)

Ботинок для правой ноги

(Прохлопать руками 3 раза.)

Сошьём тебе новый
Иль купим готовый,

(Пройти назад на 4 шага.)

Да только смотри – береги.

(Прохлопать руками 3 раза.)

8. Продолжение чтения и анализ. (Продолжение чтения сказки цепочкой по абзацам до с.27.)

  • Вопросы по содержанию.

– Почему дружба старика-отшельника и серой мышки оборвалась?

– Как серая мышка смогла выйти замуж за раджу?

– Что больше всего беспокоило царевну Мак после свадьбы?

– К чему привёл обман царевны?

(Чтение учителем сказки до конца с.27.)

  • Выборочное чтение.

– Зачитайте отрывок, рассказывающий о том, как и где жил старик-отшельник. (1-ый абзац.)

– Зачитайте слова старика, которые он сказал после превращения её в молодую девушку. Откройте с.24 и закончите фразу? “Бывшая мышка …”

– Зачитайте слова старика о внешнем виде и использовании цветка, выросшего на месте падения мыши. Откройте с.27 и закончите фразу? “Закопай мышь там, куда она упала…”

– Как называется цветок, о котором говорил отшельник?

(Ответы детей. Мак. Показ изображения цветка.)

  • Подготовка к пересказу и составление плана.

– На доске для вас составлен план сказки, но все части перепутались. Вам надо всё расставить по местам.

На доске план.

1.Прекрасный цветок.

2.Скромное бытиё старика-отшельника.

3.Обман царевны.

4.Желания и превращения серой мышки.

5.Жизнь царевны Мак у раджи.

– Перечислите желания и превращения серой мышки. Расставьте рисунки в соответствии с текстом. (Дети перечисляют желания мышки.)

  • Игра. “Угадай-ка”.

– Дайте характеристику каждому животному. (Показ картинки и чтение качества животного.)

кошка – коварная и неверная

собака – ворчливая

обезьяна – кривляется

кабан – любит грязь

слон – воображает сильным

мышь – бессильная, жалкая, трусливая

 

9. Итог.

– Как называется сказка, с которой познакомились на уроке?

– Закончи предложения? 

  • Если употреблять мак в меру, то он будет ле… (карством.)
  • Если зелье из мака курить или пить его без меры, это будет нар… (котиком.)

– В нашей школе недавно был проведён праздник для старшеклассников на тему “Мы выбираем жизнь без наркотиков”. Здесь выступила заместитель начальника ОДН ГРОВД муниципального района Туймазинский район А.Токарева и обратилась к присутствующим с такими словами?

– На сегодняшний день около 90 несовершеннолетних жителей района и города состоят на учёте в отделе по делам несовершеннолетних за злоупотребление алкоголем, наркотическими и токсическими веществами. Пожалуйста, научитесь сегодня сказать твёрдое “Нет!!!”, чтобы завтра не оказаться в этом списке.

Ученики и гости просмотрели фильм о молодых людях, которые оказались бессильными и попали под действие этого прекрасного цветка. Один из героев фильма признался?“Кто попробовал слёзы мака, тот будет плакать всю жизнь”. Старшеклассники сделали свой выбор. Они заявили?“Мы выбираем жизнь без наркотиков!

–Я вам тоже предлагаю сделать свой выбор. Перед вами у каждого два сердечка: красное – жизнь и здоровье, чёрное – наркотики и смерть. Сделайте свой выбор, положив на чашу своё сердечко. (Ученики делают свой выбор.)

– Давайте хором?“Я говорю наркотикам – нет!

10.Оценивание.

11.Задание на дом. с.20-27, пересказ по плану.