Задачи:
- в игровой форме закрепить понятия связанные со временем;
- подводить детей к пониманию того, что предмет – результат творческой деятельности человека по его созданию и преобразованию;
- закрепить умение правильно определять функции предмета, группировать предметы по способу использования и времени его создания (настоящее – прошлое), отгадывать предметы с помощью алгоритмов.
- закрепить знание геометрических фигур, умение классифицировать их по форме, размеру, цвету; умение ориентироваться в пространстве с помощью плана; развивать умение самостоятельно решать конструктивные задачи;
- расширять кругозор ребенка, развивать любознательность, творческое мышление, память и фантазию детей.
- воспитывать доброе отношение друг к другу, взаимопомощь, культуру поведения.
Развивающая среда.
“машина времени”, таймер, подзорная труба, черный ящик, сундучок с парными картинками (лапти – туфли, гусиное перо – ручка, телега – грузовик, свеча – лампочка, и т.д.), палатка с алгоритмами отгадывания, закупоренный сосуд со схемой группы, геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги), 2 набора мягкого конструктора с цифрами, 2 набора игры “Танграм”, чертежи домиков и ракет, картинка с роботами, магнитофон с подбором музыкального сопровождения (голоса птиц, “Подснежник” П.И.Чайковского, звонок будильника, “таинственная” музыка, “космическая” музыка, песня группы “Земляне” “Трава у дома”).
Раздаточный материал:
компьютерные диски, маркеры для CD, футляры от “киндер-сюрпризов” с заданиями.
СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Ребята, вы любите путешествовать? На чем можно путешествия? /ответы детей/
Хочу вас предупредить, что во время путешествия можно встретиться с разными трудностями и опасностями и от того, как ведут себя участники путешествия, зависит, вернутся ли они домой. Все должны быть дружными и помогать друг другу: один – за всех, все – за одного!
Я хочу предложить вам необычное путешествие – путешествие во времени. Но сначала давайте выясним, что называется прошлым, настоящим и будущим временем? /ответы детей/
Путешествовать будем во времени, поэтому предлагаю запомнить слова, которыми мы пользуемся в наше время:
земля, трава, небо, солнце, дом, семья, лес, звери, птицы, красота, радость, мир.
Попробуйте повторить все слова по порядку? Трудно? Давайте зашифруем слова с помощью рисунков и поместим эту информации на компьютерные диски.
Дети садятся за столы, маркерами наносят пиктограммы на диски под музыку П.И.Чайковского “Подснежник”.
А теперь поместим диски в несгораемый черный ящик. Где его можно встретить? /на самолетах и вертолетах/ Для чего он нужен? /ответы детей/ Возможно нам поможет черный ящик вернуться в настоящее время.
Ну вот, к путешествию мы готовы. В каком времени вы хотели бы оказаться?
Давайте заглянем в прошлое.
/включаем “машину времени”: заводим таймер на 15 минут, включаем шарики-фонарики и опускаем их в конверторную печь
/Возьмите друг друга за руки, закройте глаза и произнесите волшебные слова:
Раз, два, три, четыре,
Пять, можем все мы помечтать.
Хочешь в прошлом очутиться,
Мушкетером стать, царицей,
Лишь скажи: “Раз, два, три,
Быть по-моему вели!”
/звучит звонок будильника и “таинственная” музыка/
Смотрите! Что-то виднеется вдали! /Смотрим в подзорную трубу./
Да это же пещера! А вот и тропинка… /проходим к “пещере”/
Обратите внимание на рисунки. Кто же мог их нарисовать? Кто может прочитать надписи?
Дети отгадывают с помощью алгоритмов зашифрованные слова: косынка, стакан, корова, помидор.
Заглядываем в пещеру и достаем закупоренную вазу, в ней план группы.
Как вы думаете, что в ней может быть? Это что за красный крестик? А вы знаете, что обозначали крестиком на картах? Определите по карте, где находится клад? / на ковре/
Как к нему добраться? /К нему идет каменная дорожка./ Из чего же нам ее выложить? /из геометрических фигур/. Обратите внимание, что все камни пронумерованы. Значит, нужно сложить фигуры по порядку. Как же определить их порядок? Давайте поищем подсказку.
Находим в карманах палатки пронумерованные футляры от киндер-сюрпризов с описанием геометрических фигур. Например:
/Не квадрат, не треугольник, красный, не маленький./ ( большой красный круг)
Каждый самостоятельно читает задание, находит свою геометрическую фигуру и объясняет, почему взял именно эту фигуру. Все выкладывают дорожку от пещеры к ковру.
Игра “Лабиринт” (на ковре стоят 4 разных предмета и сундучок, к ним из длинных веревок, запутанных между собой, проведены дорожки)
Определите номер дорожки, ведущей к сундучку.
Чтобы открыть сундучок, нужно расшифровать и отгадать загадку:
Открываем сундучок, в нем атрибуты к игре “Найди пару”
Составьте пары картинок с изображением предметов из прошлого и настоящего времени одного назначения.
Каждый берет себе карточку с изображением предмета и ищет свою пару и объясняет, почему именно так она составлена.
/звучит звонок таймера/
Время путешествия заканчивается, возвращаемся в свое время. Пройдите к “машине времени” и скажите слова:
А теперь хочу домой,
И хочу быть сам собой,
Лишь скажи: “Раз, два, три,
Быть по-моему вели!”
/звучит звонок будильника и космическая музыка/
Вот это да! Мы не в своем времени! Какие-то обломки валяются? Да это же время роботов! А это их фотографии! Давайте сравним их. Чем похожи роботы и чем отличаются?
Входит робот.(воспитатель в костюме робота)
- О, я не верю своим глазам. Это не компьютерная графика? Вы настоящие? В наше время компьютерных технологий я так рад пообщаться с настоящими разумными существами. Кто вы такие? Как вы сюда попали?
- Мы путешествовали в прошлом и отправлялись в свое время, но оказались здесь.
- В каком веке вы живете? И почему вы такие маленькие? Неужели у вас время лилипутов?
- Мы – дети и живем в 21-м веке, в 2007-м году.
- А мы – в 25.
- Почему у вас все разрушено? Что случилось?
- Ничего необычного: недавно прошел метеоритный дождь и все разрушил.
- Мы можем вам помочь?
- У меня остались чертежи домов, попробуйте их восстановить.
Дети складывают по чертежам домики из мягкого конструктора.
- Ребята, посмотрите, да ведь что наш черный ящик
- Он у нас находится давно, но никто не может расшифровать эти послания. Может, вы, попытаетесь?
/ Дети декодируют пиктограммы. Звучит запись “Голоса птиц”./
- А вы знаете, у нас давно нет лесов и животных, не поют птицы. Так что, друзья, берегите свою природу.
- Ой, как домой хочется!..
- Я бы рад помочь, да наши ракеты времени тоже разрушены, но сохранились чертежи. Попробуйте их построить. / Дети строят ракеты/
- Порадовали вы меня своим умом – разумом, и в память о нашей встрече я возвращаю вам ваши диски. Берегите планету нашу!
Дети прощаются с роботом, садятся на ракеты, звучит музыка группы “Земляне” “Трава у дома”
- Вот мы и в своем времени. Понравилось путешествие? Отремонтируем “машину времени” и еще попутешествуем.
Литература:
М. В. Кралина Логика.: Екатеринбург ООО “У-Фактория”
О. В. Дыбина Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. – М.: ТЦ “Сфера”, 2000.