Цель:
- сформировать первоначальное представление о горных породах и полезных ископаемых; уяснить вклад М.В.Ломоносова в развитии российской науки.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с группами горных пород по происхождению.
Развивающие: создать условия для развития навыков исследовательской деятельности.
Воспитательные: способствовать формированию активной жизненной позиции, чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности каждого за конечный результат.
Тип урока: формирование новых знаний.
Форма урока: урок – исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Термины и понятия: горные породы, полезные ископаемые, магматические, осадочные, метаморфические горные породы.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор, экран, компьютер.
- Физическая карта России.
- Металлическая пластина.
- Молоток.
- Стакан с водой.
- Чёрный ящик.
- Выставка предметов, сделанных из глины.
- Лупа.
- Портрет М.В.Ломоносова.
Дидактические материалы:
- Презентация учителя.
- Горные породы (гранит, известняк, глина, железная руда).
- Карточка инструкция “Изучение состояния и свойства горных пород”.
Ход урока
1 этап Организационный момент.
Приветствие
-Мы поработаем сегодня,
друзья, надеюсь от души.
Себя оцените вы сами
Ведь вы уже не малыши.
2 этап Актуализация опорных знаний.
-Прежде, чем начать урок, я предлагаю вам разгадать ребус (слайд №1)
КА____
У (наука)
-Кто из известных русских людей явился родоначальником российской науки?
(Пётр I)
- Какие школы Пётр I открыл в Москве?
- Навигацкую (морскую)
- Артиллерийскую
- Медицинскую (слайд 2)
-Люди, каких профессий занимаются научными исследованиями?
(учёные)
3 этап Сообщение темы и целей урока (слайд 3)
- Сегодня у нас немного необычный урок. Вы выступите в роли сотрудников научной лаборатории и постараетесь представить труд ученого, занимающегося научными исследованиями. В ходе работы познакомитесь с новыми терминами: горные породы, полезные ископаемые. Также определите состояние и свойства некоторых из них.
4 этап Изучение нового материала
а) Цель: познакомиться с понятием горные породы.
-Что такое горные породы?
-Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к учебнику – страница 89.
Найдите и зачитайте ответ на поставленный вопрос.
(Горные породы образуют горы на поверхности Земли, но могут также залегать большими массивами под равнинами, скрытые растительностью, почвой и другими наслоениями. Состоят горные породы из разных минералов)
-Вывод: (слайд 4) Горные породы – это природные соединения одного или нескольких минералов.
б) Исследовательская работа. Цель: определить состояние и свойства гранита, мела, железной руды и глины.
- Обратите внимание, у вас на столах лежат листочки с инструкцией по изучению свойств материалов неживой природы. Сейчас вы выступите в роли сотрудников научных исследовательских лабораторий. Уважаемые коллеги, нам с вами предстоит сейчас определить свойства гранита, известняка, железной руды, глины; сделать вывод об их происхождении (образовании). Заполнить таблицу.
-Ну что ж, приступим!
Работа в группах:
1 группа – гранит
2 группа – мел
3 группа – железная руда
4 группа – глина (слайд 4)
-Дети, используя карточку инструкцию, выполняют исследовательскую работу.
Состав и свойства | Гранит |
Известняк |
Железная руда | Глина |
Твёрдое, жидкое или газообразное | твёрдое |
твёрдое |
твёрдое |
твёрдое |
Однородное вещество или смесь веществ | смесь веществ | однородное |
смесь веществ |
однородное |
Цвет
|
красный |
белый |
красноватый |
коричневый |
Плотное или пористое | плотное |
пористое |
плотное |
пористое |
Раскалывается с трудом или легко (прочность) | прочное |
непрочное |
прочное |
непрочное |
Оставляет царапину с трудом или легко (твёрдость) | твёрдое |
мягкое |
твердое |
мягкое |
Растворимое или нерастворимое | нерастворимое |
растворимое |
нерастворимое |
растворимое |
- Защита работ.
- Заполнение таблицы.
(слайд 5)
Физминутка (ходьба по неровной поверхности)
- А теперь сравним полученные результаты. По каким общим признакам можно классифицировать эти горные породы на две группы?
(слайд 6)
- Сравнив свойства гранита, известняка, глины и железной руды, мы можем сделать вывод: горные породы образуются по-разному.
- Чтобы определить, к какой группе относятся горные породы, свойства которых мы изучали, вам нужно самостоятельно прочитать на странице 90 текст учебника со второго абзаца.
- Дополните таблицу.
Горные породы.
Магматические |
Осадочные |
Метаморфические |
Образуются при застывании природных расплавов магмы, лавы ( базальт,…) | Образуются в результате отмирания
организмов ( нефть, торф,..) |
Образуются из магматических, осадочных
пород на большой глубине, при большой
температуре и давлении ( мрамор, нефрит, яшма) |
(слайд 7)
-Ваша работа напоминала труд учёного-исследователя с той только разницей, что вы исследовали уже открытое, а учёный исследует неизвестное.
в) Знакомство с выдающимся учёным М.В.Ломоносовым.
-После учёного в дело вступают учёные-практики. Изучив описанные свойства вещества, они думают, как можно применить их на пользу человека. Нередко учёный и практик выступает в одном лице. Об одном из известнейших учёных нам расскажет Роман.
Приложение 2 - (сообщение о Михаиле Васильевиче Ломоносове)
(слайды 8, 9, 10)
Физминутка
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по этой же дорожке прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнём!
И опять работать мы пойдём!
г) Знакомство с термином - полезные ископаемые.
-Как называют те горные породы и минералы, которые человек использует для строительства, выплавки металла, добывает как топливо?
(полезные ископаемые) (слайд 11)
-Какие полезные ископаемые есть на территории нашей Родины, нам расскажет – Вова.
5 этап подведение итогов.
-Отгадайте, какая горная порода лежит в ящике.
- Этот предмет сделан из вязкой горной породы, которая очень осложняет нам передвижение после дождя. В нашей местности эта порода встречается повсюду. Без этого предмета, который лежит в ящике, строителям обойтись невозможно. В последнее время он стал ещё более популярным. Какой предмет находится в ящике?- (глина)
-Из чего делают кирпич? - (из глины)
-Без каких изделий не обойтись на кухне, да и вообще в быту?
(выставка предметов, сделанных из глины)
-С какими горными породами мы ещё работали на уроке?
- С какими терминами вы познакомились на уроке?
- С каким выдающимся учёным вы познакомились?
6 этап мотивация оценок
- В течение урока, ребята, я внимательно слушала ваши ответы, рассуждения. Мне очень понравились многие из них. Но хочется, чтобы и вы высказали своё мнение об ответах одноклассников. Кто желает высказать своё мнение и сказать добрые слова своим друзьям.
7 этап домашнее задание: подготовить сообщения о полезных ископаемых.
(Слайд 12) Спасибо за урок! Урок окончен!