Цели урока:
- Сформировать понятия “озеро”, “озерная котловина”, представление о типах озерных котловин, месторасположении крупнейших озер;
- Научить определять по карте сточные и бессточные озера;
- Продолжить формирование умений работать с разными источниками географических знаний;
- Воспитывать бережное отношение к природным святыням.
Термины и понятия:
Озеро, озерная котловина, тектоническое озеро, запрудное, вулканическое, старица, сточное озеро, бессточное.
Оборудование и дидактический материал:
- Карты “Физическая карта материков и океанов”, “Физическая карта России”
- Таблица по происхождению озерных котловин, зарастанию озер.
- учебник
- Компьютеры, проектор, экран, СD диск
- Карточки – задания ( Приложение 2 )
- Презентация (Приложение 1)
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний (комбинированный)
Ход урока
- Организация класса (Приложение 1,слайд №1,2)
- Актуализация знаний об общих и отличительных признаках озера, от моря, от реки по вопросам:
- Чем отличается озеро от моря? (слайд № 3) (отвечают устно).
- Чем отличается озеро от реки?
- Какое бы вы дали определение – что такое озеро? (слайд №4) Понятие записывают в тетрадь.
3. Изучение новой темы.
А. Рассказ учителя с использованием (слайд №5)- Каспийское озеро, Байкал-(слайд №6,смотрят фильм); (находят озера на карте).
Б. Несмотря на видимую схожесть, озера очень разнообразны. Давайте рассмотрим способы образования озер, озерных котловин. Изучение причин их образования позволяет выяснить происхождение озер.
Работа учащихся по алгоритму с диском СD мультимедиа (Приложение 2)
Задание 1. учебник – оглавление - §30 “Озера ” - мультимедиа - воды суши - озера - происхождение озерных котловин.
Знакомство самостоятельное с происхождением озерных котловин, понятиями, фото и демонстрациями схем.
Заполнение таблицы в тетради по схеме (слайд 7).
Задание 2. Крупнейшие озера, работа с картой –обозначение в контурной карте озер. Взаимопроверка в парах.
В. (слайд 8) Сточные и бессточные озера. Выполняют задание в учебнике стр. 97.
Г. (слайд 9) Соленость озер. Мертвое море самое соленое 270%0(слайд 10).
Д. Вода в озере (слайд 11). Почему озеро является неотъемлемым компонентом круговорота? Так же как и реки озера, питаются дождевой, талой, и подземной водой. Озерная вода расходуется на испарение, а также выносится реками.
- Закрепление знаний.
- Домашнее задание.
Слайд 13 - проверь себя - по рисункам 1-4 определяют тип озерных котловин и приводят примеры данных типов озер (по карте).
Слайд 14 – с помощью маркера устанавливают соответствие озер по рисунку и приводят примеры по карте.
Слайд 15 - с помощью маркера устанавливают соответствие озер, между материками и типами озерных котловин.
§ 31, зад. № 5 на выбор, №6, сообщения по озерам – слайд 16 (по желанию).
Карточка – алгоритм работы с диском 6 класса
по теме “ Озера ”
Задание 1
- открыть - Мой компьютер - открыть диск – География.
- открыть – Учебник – оглавление - §30 “Озера ”
- открыть - мультимедиа - воды суши - озера - происхождение озерных котловин.
- По наведению мыши на типы озерных котловин – изучить происхождение озер.
- Заполнить таблицу в тетради.
- По наведению мыши на примеры озер, рассмотрите – фото, анимации.
Задание 2
- открыть – Крупнейшие озера – выбирая озера из правой колонки на карте - обозначается географическое положение озёр на карте – найти данные озера в картах атласа.
- используя данные примеры – обозначьте их в контурной карте.