Интегрированный урок (математика + экология) по теме "Умножение и деление двухзначных и трехзначных чисел на число"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

- Обобщить и систематизировать знания учащихся при умножении и делении на однозначное число в решении задач и выражений;

- Активизировать устные приёмы вычисления;

- Повторить алгоритмы решения задач на нахождения площади и периметра;

- Применить межпредметную связь с уроком ЭКОЛОГИЯ;

- Умение работать в парах, группах.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Устный счёт “Беглый счёт”.

Учащиеся по рядам считают по одному примеру, пишут ответ на индивидуальных досках фломастером и показывают ответ учителю. (Чей ряд быстрее справится с решением своего примера). Объяснение и проверка счёта по “цепочке”.

320 : 40 680 : 17 450 х 2

х 15 х 5 : 30

: 40 : 50 х 50

+ 197 х 15 - 1.000

: 2 - 60 х 7

_________ ___________ ___________

100 0 3.500

Расставьте порядок действия и решите выражения. (Ответы учащиеся записывают на индивидуальных досках и показывают учителю). Проверка устно.

32.000 : 40 + (650 – 35 – 15) : 600 : 1 х 0 + 199 = 999

3. Самостоятельное применение знаний.

Молодцы! С этими примерами вы справились быстро, поэтому сейчас работаем по карточкам самостоятельно. Ответы примеров сопоставьте с буквами и расшифруйте слово, которое нам понадобится сегодня на уроке.

623 103 220 453 771 316 508 850

х 7 х 8 х 4 х 5 х 2 х 3 х 8 х 2

_____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____

4.361 824 880 2.265 1.542 948 4.064 1.700

1700 948 4.064 880 4.361 824 1.542 2.265 307 9.083

Я Г И О Э К О Л Е Т

- Какое слово получилось? ЭКОЛОГИЯ (Слово вывешивается на доску).

- Как вы понимаете значение этого слова? Ответы детей.

-“Экология” в переводе с греческого “изучение дома”. Наш дом природа и экология изучает и охраняет природу, а чтобы её охранять её надо знать. Вот и сегодня на уроке математике мы узнаем много нового и интересного, а в конце мы поделимся тем, кто, что узнал нового для себя на этом уроке.

4. Устное решение задач.

Начнём мы с решения задач. (Решение учащиеся записывают на индивидуальных досках и показывают учителю по сигналу).

1) В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние годы создано ещё 56. сколько заповедников стало в нашей стране? 143 + 56 = 199(заповедников)

- Что такое ЗАПОВЕДНИК?

- Какие заповедники вы знаете? Учащиеся называют несколько крупных заповедников нашей страны и одновременно один ученик ставит “значок” заповедника на физическую карту, которая висит на стене.

Небольшой материал о заповедниках просматривается на видеокассетах или зачитывается заранее подготовленными учащимися.

“Остров Врангеля”.

Заповедник находится на острове Врангеля. Со всех уголков Арктики в заповедник приходят медведицы, каждый год насчитывается до 250 берлог. Единственное место в нашей стране, где гнездятся красивые редкие птицы – белые гуси!

В этом заповеднике самые крупные в мире скопления моржей! Ещё одно интересное животное – овцебык. В далёком прошлом это животное обитало на территории нашей страны, но потом исчез. Он сохранился в Северной Америке и сейчас учёные решили снова поселить его на острове Врангеля.

Таймырский заповедник.

На Таймырском полуострове большой участок занимает тундра. Там обитают: северные олени, овцебык. Гнездятся редкие птицы: краснозобая казарка, сокол-сомсан

Баргузинский заповедник.

Баргузинский заповедник расположен возле озера Байкал. В заповеднике обитают бурые медведи, кабарга (олень), росомахи, белки-летяги, нерпа, соболь и другие животные.

-А кто знает, какой заповедник расположен очень близко от Москвы? Приокско-Террасный.

Приокско-Террасный заповедник находится в Тульской области. Своё название получил по реке Оке и расположении плит, террас. Живут в нём зубры и бизоны.

-Молодцы! Мы кратко познакомились с некоторыми заповедниками, а теперь продолжаем решать задачи дальше.

2) Скорость полёта скворца 80 км/ч, а скорость полёта чайки ? от скорости полёта скворца. Какова скорость полёта скворца? 80 : 4 х 3 = 60км/ч

3) Из 250.000 видов растений на Земле 1/10 занесена в Красную книгу. Сколько видов растений на Земле на гране вымирания? 250.000 :10 х 1 = 25.000

- Назовите несколько растений, которые занесены в Красную книгу? (На стенде висит несколько представителей таких растений).

- Ребята, а как вы думаете, какое животное на Земле самое сильное? Муравей

4) Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем за 1 минуту муравьи переносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых муравьи перенесут за 1 час? 20 х 60 = 1.200(Н.)

- Кстати, обыкновенный человек может поднять груз равный приблизительно грузу своего тела. Муравей способен поднимать груз в 20 раз больше, чем весит сам!

5) Крапивник прилетает в гнездо, для кормления птенцов 600 раз, а число прилётов ласточки составляет 5/6. Сколько раз посещает своё гнездо ласточка? 600 : 6 х 5 = 500(раз)

Молодцы! С устными задачами вы справились, а сейчас закрепим, работая в тетради.

5. Письменное решение задач. (Разбор и запись краткой записи на доске одним учеником, а решение задачи самостоятельно в тетрадях. Проверка на кодоскопе).

Известный писатель написал 1.200 книг. 2/3 этих книг – книги о животных, 2/4 от остальных книг – книги о растениях, а остальные книги об экологии. Сколько книг об экологии написал писатель?

Дополнительные вопросы ученику: 1) Что происходит с произведением при перестановке множителей?

2) В каком случае сумма будут равна одному из слагаемых?

3) Что произойдёт с суммой, если одно из слагаемых увеличить на 5, уменьшить на 5?

6. Составление задачи по краткой записи.

Запись проектируется с кодоскопа или записывается заранее учителем на доске.

Поползень – 335 гусениц.

Дятел - ? в 2 раза больше, чем поползень.

Скворец - ? в 5 раз больше, чем поползень.

______________________________________________

На сколько больше гусениц уничтожает дятел, чем скворец?

Учащиеся составляют план решения задачи, и решение записывают самостоятельно в тетради. Проверка на кодоскопе.

  1. 335 х 2 = 670 (г) – дятел
  2. 335 х 5 = 1. 675 (г) – скворец
  3. 1.675 – 670 = 1.005 (г)

- Измените, вопрос задачи, чтобы последнее действие было деление, сложение?

Дополнительные вопросы ученику:

1)В каком случае произведение равно 0?

2) Дайте определение периметру.

3) Как найти периметр прямоугольника, периметр квадрата.

ФИЗМИНУТКА.

Физминутку можно провести под звуки природы или попросить ребят узнать несколько “звуков природы”.

7. Выявление вычислительных навыков. Решение выражений.

Молодцы, вы отдохнули и узнали все звуки природы. Теперь мы сейчас узнаем, какие вы дружные ребята. Для этого вы решаете примеры в парах “Учитель – ученик”.

(На партах у ребят карточки с примерами, имеются три варианта. На карточке примеры для “ученика” и ответы примеров для “учителя”. Ученик должен решить свои примеры, проверить примеры соседа – “ученика” и помочь ему, если возникли трудности. Также можно обратиться за помощью к учителю).

Кто справился с карточками, выберет любой пример с доски и решит его.

8.791 : ( 10.000 – 9.979 ) + 1.285 1) 21 2) 371 3) 1.656

( 13.968 – 9.756) : 18 + 5.082 1) 4.212 2) 234 3) 5.316

- А кто успел решить два примера?

ПРОВЕРКА. На доске вывешены иллюстрации с животными: СЛОН, ЛОСЬ, СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ, ВЕРБЛЮД. Около каждого животного стоят цифры.

СЛОН ЛОСЬ СЕВ. ОЛЕНЬ ВЕРБЛЮД

1.556 1.656 5.216 5.316

- Те, кто решал первый пример, должны найти животное, которое обитает в ЗОНЕ ЛЕСОВ и проверить ответ своего примера.

- Те, кто решал второй пример, найдите животное, которое живёт в ЗОНЕ ПУСТЫНЬ и проверит ответ своего примера.

- А какое животное, из оставшихся, живет в ТУНДРЕ? Северный олень.

9. Задача на нахождение площади.

Молодцы! А кто знает, как приспособились эти животные к жизни в этой зоне?

(Несколько коротких ответов учеников).

Действительно, этим животным чтобы выжить приходится много кочевать в поисках пищи.

Давайте попробуем определить, какая площадь пастбища ещё пригодна для оленей, она заштрихована.

image2.JPG (4224 bytes)

ПРОВЕРКА: S = 5 х 5 + 6 х 3 = 25 + 18 = 43 – 2 х 2 = 39км?

10. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Кто, что узнал нового на уроке? Ответы детей.

(В итоге урока желательно обратить внимание на иллюстрации природы и животных под фонограмму музыки с голосами “природы”).

Кроме знаний по математике мы говорили об экологии. Человек неотделим от природы, он учится у неё.

Уважайте законы природы!

Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы!

Берегите её!

11. Домашнее задание.

Дома самостоятельно составьте и решите задачу, связанную с экологией.