Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Н.А.Некрасов
Цели:
1) познакомить с понятиями: гражданин, нация, патриотизм, национализм, шовинизм, расизм;
2) составить представление о себе как о патриоте своей Родины, оценив по пятибалльной шкале ряд качеств образа “Я – патриот”;
3) разобрать ситуацию-пробу “Родина одна”;
4)воспитание национально-интернациональной культуры, патриотизма.
Оборудование:
1.Мысли мудрых.
В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа.
Г.Фрейтаг
…Там русский дух, там Русью пахнет…
А.Пушкин
Самый распространенный вид гордости – национальная гордость.
А.Шопенгауэр
Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.
Н.А.Некрасов
Истинный человек и сын Отечества – есть одно и то же.
А.Радищев
Пословицы
Береги землю родимую, как мать любимую.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Только тому почет будет, кто Родину не на словах, а делом любит.
Разлученный с милой плачет семь лет, разлученный с Отчизной плачет всю жизнь. (туркм.)
2.Словарик определений.
Нация – исторически сложившаяся совокупность людей, которой свойственны общность территории, экономической жизни, языка, определённых черт национального характера, национальное своеобразие культуры.
Патриотизм – это чувство любви человека к своему Отечеству, Родине, нации, преданность стране, в которой живёшь, уважение к государственным атрибутам.
Национализм – идеология превосходства, возвеличения и противопоставления одной нации другой. Фашизм есть крайнее проявление национализма.
Фашизм – форма открытой террористической диктатуры, опирающаяся на силы шовинизма и расизма, направленная на уничтожение демократии, подавление рабочего движения и на подготовку агрессивных войн.
Шовинизм – крайний национализм, проповедующий расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть.
Расизм – преследование одной расовой группы другой.
Ход занятия:
1.Сообщение темы, целей занятия, эпиграфа.
2.Понятие гражданства.
Гражданин – это человек, владеющий правами. Слово “гражданин” употребляется в различных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времён и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданином могли не многие, это было почётно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьёзные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать Отечество.
Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?
Вопросы классу:
1)Как вы понимаете значение слова “гражданин”?
/Словарь Ожегова: гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью политических и иных прав и обязанностей /
2)Что такое “гражданство”?
/Гражданство – это признание человеком своей принадлежности к определённому государству и соблюдение его законов/
3)Что значит быть гражданином?
/Быть гражданином означает соблюдать законы своего государства и заниматься полезным для себя и общества трудом./
4)Как выбирается гражданство?
/По желанию человека./
3.Понятие Родины.
Каждый человек является гражданином определённого государства. А это государство является его родиной.
Вопросы классу:
1)А как вы понимаете значение слова “родина”?
/Словарь Ожегова: родина – 1)Отечество, родная страна. 2)Место рождения./
2)Как вы думаете, должен ли человек любить свою родину? Почему?
3)С чего начинается любовь к родине?
4)Что значит любить свою родину?
4.Понятие нации.
Родина! С детских лет человек связывает слово “родина” с тем местом, где родился, где живёт его семья. По мере взросления человек открывает богатство духовной культуры, содержащееся в нравственном укладе, обычаях и традициях своего народа.
Осознавая себя как члена своей семьи, своего клана родственников, как жителя определённой местности, вы постепенно раздвигаете рамки представлений о своей принадлежности и приходите к пониманию того, что вы есть часть большой совокупности людей, которую называют нацией. А что такое нация?
/Нация – исторически сложившаяся совокупность людей, которой свойственны общность территории, экономической жизни, языка, определённых черт национального характера, национальное своеобразие культуры./
А что отличает одну нацию от другой, как вы думаете?
Нацию отличают язык, особенности культуры (музыка, изобразительное искусство, театр, литература), духовный облик (национальные черты, качества, религии, менталитет). Любить свою нацию, гордиться принадлежностью к ней – это естественно, это хорошо, это основа патриотизма.
5.Понятие патриотизма.
Вопросы классу:
1)Кто такой патриот?
2)А что такое патриотизм?
/Патриотизм – это чувство любви человека к своему Отечеству, Родине, нации, преданность стране, в которой живёшь, уважение к государственным атрибутам./
Патриотизм есть одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями существования обособленных групп населения. По словам Алексея Толстого, патриотизм – это сознание своей неотъемлемости от Родины и переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней.
3)А как вы считаете, в чём должен проявляться патриотизм?
Патриотизм проявляется:
- в любви к своему Отечеству;
- в любви к культуре своей нации, своего народа;
- в гордости за свой народ, нацию, за их лучшие качества;
- в любви к своей малой родине, где родился и провёл первые годы своей жизни;
- в желании процветании Родины;
- в деятельности на благо Родины, возрождении и развитии её духовной и материальной культуры;
- в национальном достоинстве, чести, исполнении гражданского долга;
- в сочувствии к страданиям своего народа и переживании за социальные пороки общества;
- в готовности охранять и защищать свою страну вплоть до самопожертвования во имя её блага;
- в уважении к ветеранам – защитникам Родины, героическим подвигам своих отцов и дедов.
Научить патриотизму, как учат алгебре и географии, нельзя. Чувство Родины – не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы обитаем.
6.Понятие национализма, фашизма, шовинизма, расизма.
Чувство Родины пронизывает всю жизнь. Но это чувство может быть и извращённым, тогда оно приводит к возвеличиванию своего образа жизни, своей нации.
Вспомним междоусобные распри, национальную и религиозную вражду, войны, когда неверно направленное чувство патриотизма превращается в национализм, фашизм, шовинизм, расизм, проповедующее превосходство одной нации над остальными.
Кто сможет дать определения этим понятиям?
/Национализм – идеология превосходства, возвеличения и противопоставления одной нации другой. Фашизм есть крайнее проявление национализма.
Фашизм – форма открытой террористической диктатуры, опирающаяся на силы шовинизма и расизма, направленная на уничтожение демократии, подавление рабочего движения и на подготовку агрессивных войн.
Шовинизм – крайний национализм, проповедующий расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть.
Расизм – преследование одной расовой группы другой./
“Всеобщая декларация прав человека”, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций в 1948 году, провозгласила равенство национальностей.
Интернационализм проявляется в дружбе и братстве народов; в гуманизме, терпимости, уважении национальных особенностей; в нетерпимости к проявлениям национализма и его разновидностей.
Гражданское самоопределение личности подразумевает выбор ею своей позиции в национальном вопросе. Сегодня это актуальнейшая проблема: СССР разделился на ряд национальных государств и субъектов. Границы территорий оказались неопределёнными, в какой-то части спорными, среди населения возникают национальные конфликты.
В России, Российской Федерации восстановлены многие атрибуты Российской империи, существовавшей до 1917 года, возрождается русская духовная культура, частью которой всегда являлись патриотизм и интернационализм.
7.Ситуация-проба “Родина одна”.
Вы – знаменитость, мастер-специалист, но вас не устраивают материальные условия (низкая зарплата, плохие жилищные условия). После очередного заграничного турне вам предлагают переехать жить и работать в престижном месте за границей, с хорошей оплатой, виллой, автомашиной… Но гражданство надо менять. Ваше решение?
Социально-приемлемые позиции: человек имеет право выбрать место жительства, ответственность за близких людей, высокая оплата труда лучше низкой, Родина у человека одна, патриотизм, интернационализм.
8.Упражнение “Я – патриот”.
Составьте представление о себе как о патриоте своей Родины, оценив по пятибалльной шкале ряд качеств образа “Я – патриот”.
- гражданин России
- патриот своего народа
- интернационалист
- гордость за своё Отечество
- сочувствие страданиям своего народа
- готовность к защите Родины
- уважение к отечественной истории
- вера в будущее России
9.Анкета.
1.Понравилось ли тебе занятие?
2.Стал(а) ли ты более чётко разбираться в понятиях и проблемах, затронутых сегодня?
3.Многое ли тебе это дало?
4.Сможешь ли ты в дальнейшем применить данные знания?
5.Что бы ты мог(ла) предложить для занятий СПШ в дальнейшем?
10.Заключительное слово учителя.
Мы сегодня с вами рассмотрели очень важные понятия. Хочется, чтобы вы сделали правильный выбор в своей жизни, стали настоящими гражданами нашего Отечества. Закончить занятие мне хочется такими словами:
Молодость! Возьми с собой в дорогу
Самую заветную мечту,
За людей душевную тревогу,
Сердца жар и мыслей красоту,
Мудрость чувства,
Стойкость в бурях жизни,
Мужество во всём и до конца,
Верность другу,
Преданность Отчизне,
Имя гражданина и борца.