Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;
- расширить кругозор, интерес к предмету;
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Оборудование: карта Тюменской области, условные знаки полезных ископаемых, рисунки детей, сообщение о полезных ископаемых, учётные листы, музыкальное сопровождение.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
- Начнём урок с прослушивания записи песни. О чём она?
Слушание песни “Край родной”.
- О чём песня?
- Чему будет посвящен урок?
3. Постановка учебной цели.
- Обратите внимание на оформление доски. По какой теме мы можем подвести итог? (Полезные ископаемые).
- сегодня на уроке мы повторим и обобщим изученный материал по теме “Полезные ископаемые”, проверим ваши знания, узнаем новое.
4. Выбор формы проведения урока.
- Как можно изучать родной край, его богатства, чтобы было интересно?
- Проведём наш урок в форме путешествия. Что поможет не сбиться с пути?
- Карта может рассказать о многом. Послушайте сообщение.
Наш край называется Ханты-Мансийский Автономный Округ, Тюменская область, город Нижневартовск. Наша местность расположена на Западно-Сибирской равнине, она плоская. Город стоит на берегу реки Оби, которая берёт начало в горах Алтая и впадает в Карское море. На территории нашего района много полезных ископаемых.
- Что необходимо учесть в путешествии? (Погоду)
- Слово главному синоптику.
Я – синоптик, т. е. специалист, дающий прогноз погоды.
Сегодня – 28 февраля 2007 года. Температура воздуха – 15 градусов ниже нуля. Ясно. Погода благоприятна для путешественников.
5. Робота по теме урока.
- В пути мы будем вести путевые листы, в которых выполним задания, занесём свои наблюдения.
- Прочтите тему на путевом листе.
- Что называют полезными ископаемыми?
- Запишите самостоятельно определение в своём путевом листе. Это первое задание.
- Прочтите определение (один ученик).
- Как справился?
- Если у вас правильный ответ, поставьте +.
Тема “Полезные ископаемые”
Путевой лист ученика 3 В класса _____________________________
1. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Распредели по группам полезные ископаемые:
Твёрдые Жидкие Газообразные
_________________ _________________ ____________________
_________________ _________________ ____________________
_________________ _________________ ____________________
3. Запиши общее свойство нефти, торфа, газа.
- В пути нам встретится человек, который больше других знает о полезных ископаемых. Кто это?
- Послушайте сообщение геолога.
Я – геолог, специалист по геологии. А геология – наука о том, как ищут полезные ископаемые. Я загадаю загадки, о чём они?
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделаешь миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
Без неё не побежит ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Росли на болоте растения,
А теперь это топливо и удобрения. (Торф)
- Полезные ископаемые на карте изображают условными знаками (показ знаков на доске).
- Полезные ископаемые ищут с помощью специальных приборов, а вы по признакам распределите по группам в ваших путевых листах. Это второе задание в путевых листах.
- Проверим. У доски распределите знаки данных полезных ископаемых по группам. Кто выполнил задание правильно – поставьте +.
Итог: вы хорошо знаете полезные ископаемые и умеете распределять их по группам.
- Каждое полезное ископаемое добывают с определённой целью, зная их свойства. Какое свойство объединяет нефть, торф, газ? Запишите в путевых листах. Это третье задание.
- Поменяйтесь листами. Взаимопроверка (горючесть).
- Поднимите руки те, кто правильно выполнил задание.
- Продолжим путешествие по карте. Каким полезным ископаемым особенно богат наш край?
- С кем встретимся на буровой?
- Послушайте сообщение нефтяника.
Я – нефтяник, человек, добывающий нефть. Нефть – это масляная жидкость чёрного, бурого цвета с зелёным или красноватым оттенком. За миллионы лет отмирающие остатки растений и живых организмов разлагались в толще земной коры. Под давлением земной поверхности образовывались полезные ископаемые. Часто в разломах земной поверхности появлялись маслянистые пятна нефти. Но люди не сразу научились использовать нефть в своих целях. Только с изобретением двигателя внутреннего сгорания люди стали использовать нефть и нефтепродукты. Чтобы добыть нефть необходимо пробурить скважину и отказать нефть из земных глубин.
- Спасибо за сообщение.
- Запасы полезных ископаемых не бесконечны. Что произойдёт, если использовать полезные ископаемые не экономно?
- Человек научился экономно использовать полезные ископаемые. Что можно изготовить из нефти и её составляющих?
(Сообщение детей по рисункам).
Итог: более 500 наименований изделий производят из нефти. Как называют нефть? (Чёрное золото).
- При добыче нефти бывают проблемы. Кто изучает проблемы природы?
- Сообщение эколога.
Я эколог – специалист, изучающий взаимосвязи живых организмов и человека с окружающей средой. Когда–то человек не имел того, что имеет сейчас. Люди стали покорять природу. В результате этого покорения загрязнялся воздух, вода. Под угрозой исчезновения более тысячи видов животных, 25 тысяч растений. При добыче полезных ископаемых случаются катастрофы, терпят крушение поезда, суда. Нефтепродукты попадают в моря, реки. Гибнут звери и птицы. Учёным удалось вывести бакпрепараты, при обработке которых загрязнённые участки в течение пяти лет очищаются. На их месте появляются водоросли.
- Я хочу добавить. Случайные разливы нефти загрязняют берега и угрожают хрупкому экологическому балансу. В 1989 году разлив нефти в проливе Принца Уильяма на Аляске загрязнил одно из наиболее чистых мест обитания животных 11 миллионами баррелей сырой нефти. В результате умерло около 3-х тысяч выдр и почти 300 тысяч птиц, а так же бесчисленное количество малюсков и растений, чувствительных даже к малейшему присутствию нефти и нефтепродуктов.
Если такие разливы будут продолжаться, природа потеряет свои красивейшие уголки. Каждый должен позаботиться о здоровье природы.
- Чем каждый из нас может помочь природе?
- Что можно сделать для сохранения полезных ископаемых?
6. Итог урока.
- Наше путешествие подходи к концу. Что нового узнали?
- Что необходимо запомнить?
- По результатам путевых листов будут выставлены оценки.
- Мы познакомились с людьми интересных профессий, вы показали свои знания по теме, но есть ещё много проблем, которые предстоит решать вам, а для этого надо совершенствовать, свои знания, быть добрыми и любящими хозяевами своего края. Задумайтесь над этими строками…
Берегите эту Землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.