Цели и задачи урока:
- совершенствование знание об особенностях имени существительного (об изменении имен существительных по числам; закрепление знаний о написании гласных после шипящих);
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать внимание, память, восприятие на слух, умение действовать по коллективно составленной схеме, анализировать, умение делать выводы;
- расширение словарного запаса учащихся;
- воспитывать аккуратность, умение ценить время, воспитание ответственности.
Оборудование:
ТСО: проектор; компьютер, экран, аудио – магнитофон.
Для учителя: диски со слайд-шоу, кассета с записью летней музыки П. И. Чайковского.
Для ученика: жетоны – бабочки, домашнее задание на листах двух цветов.
1. Организационный момент.
- Постараемся сделать наш урок познавательным и интересным. Я надеюсь на вашу активную работу. Чтобы подвести итог в конце урока, я приготовила для вас жетоны, которые лежат у вас на столе. За каждый правильный ответ вы берете один жетон и кладете его на свой уголок парты. Уверена, что каждый из вас получит хотя бы один жетон.
2. Повторение пройденного материала.
- Я предлагаю начать урок с этого задания.
Составьте имена существительные из слогов,
находящихся в круге. (компьютер)
- Что такое имя существительное? (компьютер)
- Приведите примеры имен существительных.
(компьютер)
- Итак, давайте вместе составим имена существительные, в слове обязательно должен быть слог из зеленого круга. Слова запишем вместе в столбик. Откройте тетради, от слов классная работа пропустили одну строку, она нам после понадобиться.
- Назовите слово. (называют)
- Записываем вместе, со строчной буквы.
хижина
щука
живот
чудак
жилетка
дача
машина
роща
чаща
- На какие группы мы могли бы разделить эти слова? (ответы детей)
Если нет:
- Можно я вам помогу?
- Я в одну группу объединю слова щука и чудак?
Какой признак их объединяет?
(Могут: отвечают на вопрос кто?) А остальные
слова? (отвечают на вопрос что?)
(могут ответить: есть правило чу-щу.) Тогда
остальные слова, какие имеют орфограммы? (жи-ши,
ча-ща)
- Посмотрите на экран, запомнить эти правила нам помогает зрительная память. (компьютер)
- Еще на какие группы можно разделить эти слова?
- ударный первый слог или непервый;
- по количеству слогов;
- по первому звуку (твердый – мягкий согласный):
-Назовите буквы твердых согласных. (компьютер)
-Назовите буквы мягких согласных.
- Назовите всегда твердые согласные звуки.
(компьютер)
-Назовите всегда мягкие согласные звуки.
- где стоит слог из зеленого круга
- Давайте посмотрим, что объединяет все эти
слова?
- слова на изученные орфограммы;
- это все имена существительные;
-слова стоят в единственном числе;
- На пропущенной строчке запишем единственное
число (ед.ч.). А в каком числе могут стоять эти
существительные? (компьютер)
- Образуйте от этих слов форму множественного
числа. Читаем слова парами.
- Запишите самостоятельно эти слова.
3. Объяснение нового материала, развитие речи.
- Ребята, вы знаете, что из любого правила бывают исключения. (компьютер)
А порой бывает так:
С числом изменяется слово – чудак.
Было РЕБЕНОК, да вот стало ДЕТИ.
Такое случается редко на свете.
Знаешь примеры? Тогда приведи!
И всем ребятам слова назови.
- Какие слова вы знаете?
ед.ч. – человек, ребенок.
мн.ч. – люди, дети.
- Запишем вместе эти слова.
Высвечивается вывод: (компьютер).
В некоторых случаях форма множественного числа образуется от другого слова. Таких слов в языке мало. Их надо запомнить и правильно применять.
4. Подготовка к письму по памяти.
- Много слов в русском языке. Есть слова, которые
подчиняются правилам. А есть слова, написание
которых мы запоминаем. (компьютер)
-Если вы изучали такие слова, найдите их в тексте.
(Словарные слова)
Собирала я в лесу
Ягоду малину.
Я домой не донесу
Полную корзину.
5. Физкультурная разминка.
-Встаньте, закройте глаза и представьте, что мы летом в лесу. Звучит музыка. Открыли глазки. Идем по лесу и собираем ягоды. Говорим стихотворение.
6. Письмо по памяти.
- Вам понравилось стихотворение? Сейчас мы выполним задание, которое вы еще не делали. Запишем это стихотворение по памяти. В тетрадях мы должны писать красиво и грамотно. Я помогу это вам сделать.
- Сколько строк в стихотворении? (4)
- Прочитайте первую строку (хором). Сколько слов в
строке? (4)
- Прочитайте вторую строку (хором). Сколько слов?
(2)
- Прочитайте третью строку (хором). Сколько слов?
(4)
- Прочитайте четвертую строку. Сколько слов в
строке? (2)
- Что особенного в написании? (Столбик,
заглавная буква)
- Какие знаки препинания есть в стихотворении?
(точка)
- Прочтите первое предложение. (Собирала я в лесу
ягоду малину.)
- Прочитайте второе предложение. (Я домой не
донесу полную корзину.)
-Давайте вместе найдем в словах опасные места. Начнем с первого слова.
- Прочитайте текст еще раз молча. Запомните его. (компьютер) Прочтем стихотворение по схеме хором.
- Теперь не просто напишем в тетрадь, а на время. Минутка – час бережет. По моему сигналу все положите ручки.
- Поднимите руку, кто выполнил задание
полностью.
- Поднимите руку, кто не успел дописать?
Нестрашно, в следующий раз постараемся писать
быстрее. (компьютер)
- Прочитайте текст, обращая внимание на выделенные буквы. Сравните, с написанным в тетради. Если встретилась ошибка, исправьте ее.
- Тот, кто выполнил все задания, верно, возьмите жетон.
7. Работа с учебником.
- А теперь поработаем с упражнением из учебника.
- Открыли учебники на странице 104.(Один, ноль,
четыре)
- Нашли упражнение №231. (Два, три, один)
- Прочитайте текст молча (про себя).
- Что интересного заметили? (текст о ягоде)
- О чем этот текст?
- Сейчас мы с вами спишем первые два предложения. Какое слово вы напишете заключительным? (Муравейники)
- А еще нужно выполнить задание по вариантам. Задание на экране. (компьютер)
- Ребята, напомните, что такое грамматическая основа предложения? (Подлежащее и сказуемое) (компьютер)
- Спишите текст, выполните задание, помните о цене минутки. (компьютер)
- Это задание разрешите мне проверить самой.
8. Итог урока.
- Вот и заканчивается наш урок. Подведем итоги. Что повторили на уроке? (компьютер)
- Сегодня урок был не простой. Давайте проверим,
кто, сколько жетонов заработал. Посчитайте свои
жетоны.
- Кто заработал 1 жетон? и т. д. (Хвалю детей за
работу)
- Я надеюсь, что вы будете стараться с каждым уроком повышать знания и улучшать результаты.
- Спасибо мне было приятно с вами работать.
9. Домашнее задание.
- Чтобы вы поделились впечатлениями со своими
родителями об уроке, я приготовила вам маленькие
задания.
- Все эти задания творческие, поисковые. Вы еще
раз убедитесь, что в русском языке много разных
интересных слов, слов - исключений.
- Первый вариант возьмите листочки зеленого цвета, второй вариант – желтого.
- Выполнять задания вы будете дома, на строчках, которые даны под стихотворением.
- Урок окончен.
Домашнее задание.
Среди существительных есть, не секрет,
Такие, что чисел менять не хотят.
И даже один называя предмет,
В числе, будто много предметов, стоят.
Вспомнить ты их попытайся слов пять.
И постарайся их все записать.
________________________________________________________________________________________________________________________________
Есть имена существительные
Упрямые и удивительные.
В единственном числе стоят
Менять его ни за что не хотят.
Даже тогда, когда надо назвать
Десять предметов, четыре иль пять.
Попробуй-ка ты упрямцев назвать.
Сколько из них ты бы смог записать?
________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение здесь!