Мы работаем в муниципальной средней школе №9 с углубленным изучением предметов образовательной области “Технология” города Нижневартовска. В своей работе мы расскажем о созданной нами адаптивной программе по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся начальных классов. Ежегодно перед началом учебного года в нашем городе проводится анализ причин участия детей в дорожно-транспортных происшествиях, даются статистические данные о несчастных случаях, произошедших с детьми на улицах и дорогах города. Следует отметить, что хотя число ДТП с участием детей уменьшается, но дети получают травмы как психические, так и физические и этот факт никого не оставляет равнодушным. И хотя степень вины детей в создании ДТП мала, вопрос остается актуальным и требует определенного подхода к его решению. Как обезопасить детей? Как правильно вести работу в этом направлении нам учителям? Как вовлечь родителей для решения этих вопросов? Создавая программу, систематизируя дидактический материал в помощь учителю, разрабатывая памятки для учащихся и родителей, мы постарались помочь учителям нашей школы при организации работы по профилактике безопасности дорожного движения. Предлагаемые материалы подобраны с учетом специфики нашего региона, климатических условий, места расположения школы и возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста..
Прочное место в работе с учащимися занимает профилактика ДТП и изучение правил дорожного движения. Мы постарались поднять эту работу на более высокий уровень. Изучив и проанализировав литературу, мы предложили свою методику изучения ПДД в начальных классах.
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся
Пояснительная записка.
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации ''Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах''. Она разработана в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся. Задачи программы – знакомство с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, пассажирам и велосипедистам, привитие навыков правильного поведения на улице и в случае дорожно-транспортного происшествия. В программе дается распределение учебных часов по основным вопросам курса с 1 по 8 классы и примерное содержание занятий по правилам дорожного движения.
Данная программа:
- направлена на решение задачи не только обучения детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания;
- дано системное изложение учебного материала, адресованного одновременно как субъектам обучения – педагогам, так и объектам – учащимся начальной школы и их родителям;
- в основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания;
- изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Цели обучения:
- Приобретение учащимися знаний и навыков поведения на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т.д.).
- Усвоение правил движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее).
- Формирование умения понимать сигналы светофоров и регулировщиков.
- Усвоение знаний об играх детей, о том, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т.д.
- Обучение учащихся правилам пользования автобусом, маршрутным такси (правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т.п.)
- Знакомство со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной разметки проезжей части улицы, дороги.
Программа предусматривает такие содержательные линии:
- учебные занятия и тематические классные часы по обучению правилам дорожного движения 1- 8 классы;
- работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте;
- проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества и т. д.) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице;
- сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Место программы в плане развития школы.
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы.
Основные принципы реализации программы
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.
Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
Важно иметь в виду и то, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды , показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.
Основные методы реализации программы
Внушение. Дети младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.
Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.
Убеждение предполагает прежде всего осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.
В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично).
Поэтому важно окружить младших школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.
Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
Основное содержание практической части программы.
Учебные занятия и тематические классные часы по обучению правилам дорожного движения. Приложение 1.
Проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице. Приложение 2.
Целью внеклассной работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. При подготовке внеклассных мероприятий необходимо учитывать некоторые факторы: возраст учащихся, актуальность и доступность темы, подбор наглядного и предметного материала, литературы.
Работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте. Приложение 3.
Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями.
Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей не знают правил дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей.
Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися, педагог должен методически обеспечить и работу с родителями.
Данная программа предлагает три формы занятий: лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).
Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них.
На лекциях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целесообразно использовать аналитический материал территориального управления (отдела) ГИБДД и привести конкретные примеры ДТП с учащимися местных школ, разбирая вместе с родителями их причины.
Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям.
Сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города. Приложение 4.
Со школой сотрудничает ГИБДД города Нижневартовска. 4 раза в год инспекторами ГИБДД проводятся беседы с учащимися школы. Инспекторы ГИБДД оказывают помощь в подготовке игры “Безопасное колесо”, в проведении анкетирования учащихся, в снабжении методической литературой, памятками и проспектами для учащихся 1-4 классов по изучению правил дорожного движения.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу.
В результате изучения правил дорожного движения ученик должен знать/понимать:
- Где должны ходить пешеходы.
- Почему нельзя ходить на проезжей части.
- Части улиц и дорог.
- Как надо переходить улицу.
- Что такое перекресток. Какие бывают перекрестки.
- Назначение светофоров, сигналы транспортного и пешеходного светофоров.
- Как надо пересекать перекресток.
- Свой путь в школу и обратно.
- О переходе улицы группой.
- Места ожидания общественного транспорта.
- Правила поведения в общественном транспорте.
- Как обходить стоящий автобус, троллейбус, трамвай.
- Какая опасность подстерегает детей при проведении игр на проезжей части улицы.
- Правила катания на велосипедах, самокатах, санках, коньках.
- Для чего служит пешеходная дорожка.
- Правила движения пешеходов на загородной дороге.
- Особенности движения на улице в зимнее и весеннее время.
- Сигналы регулировщика.
- Для чего служат дорожные знаки.
- Группы дорожных знаков.
- Что такое тормозной путь транспорта. От чего зависит тормозной путь транспорта?
- Почему нельзя разговаривать с водителем во время движения транспорта.
Уметь.
- Пользоваться элементарными правилами поведения в общественных местах, на транспорте.
- Нарисовать свой путь в школу. Дорожные знаки, встречающиеся на этом пути.
- Различать сигналы транспортных средств (поворот, торможение).
- Применять на практике полученные знания.
В приложениях представлен материал для планирования классной, внеклассной работы по профилактике ДТП, даны рекомендации по организации работы с родителями и план совместных мероприятий с инспекторами ГИБДД.
Первые итоги мониторинга по вопросу показывают заинтересованность детей в изучении правил дорожного движения. Проведенное сотрудниками ГИБДД анкетирование позволило выявить группу детей, предрасположенных к травматизму и могущих подвергнуть свою жизнь опасности. С детьми и их родителями ведется профилактическая работа.
За 2006-2007 учебный год ученики начальной школы не были участниками ДТП и не нарушали правила поведения на улицах и дорогах города Нижневартовска. Учащиеся 4 классов разработали и защитили социальный проект на тему “Надо ли знать правила дорожного движения – как таблицу умножения?”. Дети принимают участие в городских конкурсах рисунков, проводимых в рамках месячников и декад по правилам дорожного движения.