Урок обучения грамоте. "Буквы Ш, ш, обозначающие звук [ш]"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить детей с новыми буквами и звуком;
  • формировать навыки чтения, учить работать с текстом;
  • закреплять знания о звонких и глухих парных согласных;
  • развивать фонематический слух учащихся, внимание, память, мышление;

Оборудование:

  • предметные картинки, паровозик,
  • схемы слов,
  • модель светофора,
  • магнитофон,
  • аудиозапись песни “Мы едем, едем, едем…”,
  • рисунок девочки и мальчика, счетные палочки.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Разминка для глаз:

- Глазками помоги мышке добраться до сыра.

- Найди – самый длинный путь. (самый - короткий)

 

3. Постановка темы и целей урока.

- Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране “АБВГДЕЙКА”. Мы познакомимся с новыми буквами и звуками, живущими в этой стране. Займите свои места, наш паровозик отправляется в путь. (звучит песенка “Мы едем, едем, едем…”)

4. Работа над новым материалом.

А) знакомство со звуком [ш ]

- Наша первая остановка. Это станция “Звуковая”. Назовите предметы, которые нам встретились (шар, мешок, машина, шарф, шапка, шишки)?

- Какой звук есть во всех этих словах? Назовите его. (Слого-звуковой анализ слова шапка.)

- Придумайте свои слова с этим звуком.

- Паровозик хочет вам загадать загадки со звуком [ш].

Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные … (шары)

Зимой протянулся,
А летом свернулся. (шарф)

Есть гриб почти домашний –
Сажайте хоть на пашне,
Хоть под яблоней в саду,
Хоть у стежки, на ходу. (шампиньон)

Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нем,
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа)

- Вывод: звук [ш ] – согласный, твердый, глухой.

- Продолжаем наше путешествие (Звучит музыка, дети за партами изображают паровозик, при этом издавая звук [ш]).

Б) Знакомство с буквами Ш, ш.

- Наша следующая станция называется “Буковка”.

- Звук [ш] обозначают буквой ш(показ букв ш,Ш).

Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.

- На что похожа буква ш?

- Сколько надо взять палочек, чтобы составить букву ш? (Составление буквы ш из палочек)

- Составьте букву ш из 9 палочек.

- Напишите букву ш в воздухе, напечатайте её в тетрадях, найдите её кассе букв, на плакатах.

Пальчиковая гимнастика

Петушок зерно клюет,
Курица к нему идет,
А гусак стоит, гогочет,
Тоже зерен клюнуть хочет.

 - Давайте, выполним разминку для пальчиков.

- Какую букву напоминает гребешок петушка?

- Буква ш хочет познакомиться с другими буквами. (Чтение слогов с буквой ш, дополнение слогов до целого слова)

 

- Но буква ш не захотела дружить со всеми гласными, она была тверда в своем решении и не дружит с буквами ы, ю, я. (можно предложить детям придумать историю, почему ш не дружит с этими буквами. Н-р, эти буквы смеялись над ш потому, что она похожа на сломанный гребешок.)

В) Работа с именами собственными.

- Отправляемся дальше. (Звучит музыка).

- Наша следующая станция называется “Саша + Маша”. (рисунок мальчика и девочки)

- Как вы думаете, почему эта станция так называется? В каких именах встречается буква ш? Ш? (Шура, Шаганэ)

- С какой буквы пишутся имена людей, клички животных?

- Запишите в тетрадях и на доске имена Саша, Маша.

- Отправляемся дальше в путь. Но что это на нашем пути? Светофор. (Повторение правил движения)

Игра “Светофор” (для игры понадобится 3 сигнала светофора, показываем их по отдельности)

Красный – тихо сидим,
Желтый – хлопаем в ладошки,
Зеленый – топаем ногами.

Г) Чтение слов с буквой ш.

- Продолжим наше путешествие. Нас ждет станция “Словарная”. Но что это, мы не можем добраться до станции. На пути разбросаны буквы, чтобы попасть на станцию нужно из букв составить слова.

У Ш М – ШУМ Ш А К А – КАША Ш А Н О - НОША
Ш У Д – ДУШ ЛОКША – ШКОЛА К Б А Ш У – ШУБКА

- Вот мы и добрались до станции “Словарная”. Читаем с вами слова и текст на стр. 141 (учебник “Русская азбука” авт. В. Горецкий).

5. Итог урока.

- Вот и подошло к концу наше путешествие. С какой буквой мы с вами сегодня познакомились? Какой звук она обозначает?