Цели урока:
- познакомить детей с новыми буквами и звуком;
- формировать навыки чтения, учить работать с текстом;
- закреплять знания о звонких и глухих парных согласных;
- развивать фонематический слух учащихся, внимание, память, мышление;
Оборудование:
- предметные картинки, паровозик,
- схемы слов,
- модель светофора,
- магнитофон,
- аудиозапись песни “Мы едем, едем, едем…”,
- рисунок девочки и мальчика, счетные палочки.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Разминка для глаз:
- Глазками помоги мышке добраться до сыра.
- Найди – самый длинный путь. (самый - короткий)
3. Постановка темы и целей урока.
- Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране “АБВГДЕЙКА”. Мы познакомимся с новыми буквами и звуками, живущими в этой стране. Займите свои места, наш паровозик отправляется в путь. (звучит песенка “Мы едем, едем, едем…”)
4. Работа над новым материалом.
А) знакомство со звуком [ш ]
- Наша первая остановка. Это станция “Звуковая”. Назовите предметы, которые нам встретились (шар, мешок, машина, шарф, шапка, шишки)?
- Какой звук есть во всех этих словах? Назовите его. (Слого-звуковой анализ слова шапка.)
- Придумайте свои слова с этим звуком.
- Паровозик хочет вам загадать загадки со звуком [ш].
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные … (шары)
Зимой протянулся,
А летом свернулся. (шарф)
Есть гриб почти домашний –
Сажайте хоть на пашне,
Хоть под яблоней в саду,
Хоть у стежки, на ходу. (шампиньон)
Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нем,
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа)
- Вывод: звук [ш ] – согласный, твердый, глухой.
- Продолжаем наше путешествие (Звучит музыка, дети за партами изображают паровозик, при этом издавая звук [ш]).
Б) Знакомство с буквами Ш, ш.
- Наша следующая станция называется “Буковка”.
- Звук [ш] обозначают буквой ш(показ букв ш,Ш).
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
- На что похожа буква ш?
- Сколько надо взять палочек, чтобы составить букву ш? (Составление буквы ш из палочек)
- Составьте букву ш из 9 палочек.
- Напишите букву ш в воздухе, напечатайте её в тетрадях, найдите её кассе букв, на плакатах.
Пальчиковая гимнастика
Петушок зерно клюет, |
- Давайте, выполним разминку для пальчиков.
- Какую букву напоминает гребешок петушка?
- Буква ш хочет познакомиться с другими буквами. (Чтение слогов с буквой ш, дополнение слогов до целого слова)
- Но буква ш не захотела дружить со всеми гласными, она была тверда в своем решении и не дружит с буквами ы, ю, я. (можно предложить детям придумать историю, почему ш не дружит с этими буквами. Н-р, эти буквы смеялись над ш потому, что она похожа на сломанный гребешок.)
В) Работа с именами собственными.
- Отправляемся дальше. (Звучит музыка).
- Наша следующая станция называется “Саша + Маша”. (рисунок мальчика и девочки)
- Как вы думаете, почему эта станция так называется? В каких именах встречается буква ш? Ш? (Шура, Шаганэ)
- С какой буквы пишутся имена людей, клички животных?
- Запишите в тетрадях и на доске имена Саша, Маша.
- Отправляемся дальше в путь. Но что это на нашем пути? Светофор. (Повторение правил движения)
Игра “Светофор” (для игры понадобится 3 сигнала светофора, показываем их по отдельности)
Красный – тихо сидим,
Желтый – хлопаем в ладошки,
Зеленый – топаем ногами.
Г) Чтение слов с буквой ш.
- Продолжим наше путешествие. Нас ждет станция “Словарная”. Но что это, мы не можем добраться до станции. На пути разбросаны буквы, чтобы попасть на станцию нужно из букв составить слова.
У Ш М – ШУМ | Ш А К А – КАША | Ш А Н О - НОША |
Ш У Д – ДУШ | ЛОКША – ШКОЛА | К Б А Ш У – ШУБКА |
- Вот мы и добрались до станции “Словарная”. Читаем с вами слова и текст на стр. 141 (учебник “Русская азбука” авт. В. Горецкий).
5. Итог урока.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. С какой буквой мы с вами сегодня познакомились? Какой звук она обозначает?