Методическая разработка урока литературы "Приключение на Блудовом болоте". Игра-путешествие по произведению М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Разделы: Литература


Пояснительная записка

Игра проводится не только с целью более глубокого ознакомления с творчеством М. М, Пришвина, детального изучения одного из знаменитых его произведений, но и с тем, чтобы в ходе игры ребята почувствовали всю меру ответственности за свои поступки, поняли, как это не просто – принимать сложные, взрослые решения. Кроме того, детям предстоит работать в команде, а это обязывает к умению выслушать другого, к сотрудничеству, взаимовыручке.

Занятие носит интегративный характер, таким образом, ребятам придется использовать знания русского языка и литературы, географии, биологии, ОБЖ.

В ходе урока используется игровая технология с групповой формой организации учащихся.

Цели учителя: создать игровое пространство, чтобы ученики смогли прочувствовать атмосферу произведения М. М. Пришвина “Кладовая солнца”; выявить уровень усвоения материала

Учащиеся должны знать:

текст произведения М. М. Пришвина “Кладовая солнца”;

языковые и стилистические особенности текста;

особенности композиции произведения.

уметь:

работать с текстом произведения;

пересказывать отрывки из произведения;

проводить языковой анализ текста;

создавать свой текст на основе данного

Ход урока

I этап. “Презентация”

Для того чтобы ребята легко и быстро настроились на нужный лад, в начале занятия им предлагается небольшая игра “Графомания”: из предложенного набора слов они должны составить текст, рассказывающий об их команде.

Слова: дети, работа, литература, приключения, любить, открытия, узнавать, особенный, экстремальный, отправляться, хотеть, находчивый, дружный.

Примечание: учитель может ограничить ребят в количестве слов и предложений, а может разрешить использовать и другие слова, но обязательно должен быть временной регламент.

II этап “Эмпатия”

Поскольку речь в рассказе М. М. Пришвина идет о военном времени, необходимо, чтобы ученики почувствовали всю тяжесть того бремени, что легла на плечи ребят, чье детство пришлось на годы войны.

Задание:

Из каких произведений приведенные ниже отрывки? Кто автор этих строк? Какими вы себе представляете героев этих произведений?

…Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

(А. Т. Твардовский “Рассказ танкиста”)

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал.
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

(К.М.Симонов “Майор привез мальчишку на лафете”)

III этап “Сборы”

Из представленных здесь предметов отберите те, которые взял с собой в лес Митраша, а которые - Настя, и добавьте к ним еще любые три, которые взяли бы вы, и объясните почему.

Список предметов: компас, ружье, топор, веревка, полотенце, корзинка, молоко, хлеб, картошка, сумка, соль, спички, карту местности, телефон, палатку, теплые носки

Инсценировка:

Митраша:

Зачем тебе полотенце?

Настя:

А как же? Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?

Митраша:

За грибами! Много ты понимаешь: грибов бывает много, так плечо режет.

Настя:

А клюквы, может быть, у нас еще больше будет.

Митраша:

Ты это помнишь, как отец нам говорил о клюкве, что есть палестинка в лесу?

Настя:

Помню, о клюкве говорил, что знает местечко и клюква там осыпучая, но что он о какой-то палестинке говорил, я не знаю. Еще помню, говорил про страшное место Слепую елань.

Митраша:

Вот там возле елани и есть палестинка. Отец говорил: идите на Высокую гриву и после того держите на север и, когда перевалите через звонкую борину, держите все прямо на север и увидите – там придет вам палестинка, вся красная, как кровь, от одной только клюквы.

IV этап “Лингвистический”

1. Чтобы понять, о чем только что говорили Митраша и Настя, некоторые слова необходимо пояснить, поэтому сейчас вы выполните работу, в которой должны будете объяснить значения слов.

Раздаются карточки двух видов, на одних – слова, на других – их толкование. Ребята должны соотнести слова с их лексическим значением.

Палестинка – отменно приятное местечко в лесу

Елань – топкое место в болоте

Борина – песчаные холмы, покрытые высоким бором

Суходол – долина без воды, не затопляемая водой низина

Манок – свисток, издающий звуки, похожие на голоса птиц

2. Подберите общеупотребительные синонимы к диалектным словам:

Рям (болотистое место), урман (тайга), ведро (ясная погода), сулгун (пасмурная погода), пимы (валенки)

V этап “Блудово болото”

Блиц-турнир

1. Какие деревья селятся в приболотице, а какие – в боринах?

(в приболотице – ива, ольха и другие кустарники; в боринах – ели и сосны)

2. Где и как растут клюква, черника, голубика, костяника?

3. Как цветет волчье лыко?( лиловые, мелкие, ароматные цветочки)

4. Каких птиц встретили ребята в лесу

Тек-тек! (глухарь)

Шварк-шварк! (селезень)

Кряк-кряк! (утка)

Гу-гу-гу (снегирь)

Примечание: последний конкурс будет интересней, если предложить детям аудиозаписи с голосами птиц , а в качестве подсказок использовать приведенный выше текст или рисунки с изображением птиц.

Инсценировка:

Митраша:

Нам надо по этой тропе, на север

Настя:

Это не тропа

Митраша:

Вот еще, люди шли, - значит, тропа. Нам надо на север. Идем, и не разговаривай больше

Настя:

Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?

Митраша:

Пусть ходят все люди. Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.

Настя:

Очень даже будет глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.

Митраша:

Я с тобой спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.

VI этап “Капитаны”

Расскажите, как возникают болота и почему они так называются. Правда ли, что болото – кладовая солнца, и как это понять? Как должен вести себя человек, оказавшись, подобно Митраше, в болотной трясине?

Примечание: пока капитаны готовятся к ответу, и участникам, и зрителям можно предложить рассказать о том, как нужно вести себя в лесу, на болоте: на что ориентироваться, как пробираться по болотистому месту, как узнавать стороны света, как узнавать время по солнцу.

VII этап “Сказочный”

Примечание: этот этап может выполнять не только обучающую функцию, но и воспитательную. Так как ребята на протяжении всей игры набирали баллы, которые потом будут соотнесены с какой-либо оценкой, то к концу игры уже должен быть какой-то результат. Поэтому задание следующего тура предлагается на выбор, но и количество баллов за выполненное задание будет разным. Ребятам самим предстоит решить, на какое количество баллов они могут претендовать, а значит, какое задание выберут.

Задание:

I вариант: рассказать одну из легенд, историй, включенных в произведение (о Сером помещике, о Травке и Антипыче, о ветре-сеятеле)

II вариант: рассказать историю Митраши и Насти от имени какого-либо животного: Травки, Серого помещика, лося, тетерева Косача

VIII “Рефлексия”

Примечание: этот этап важен как для завершения работы с текстом М. М. Пришвина “Кладовая солнца”, так и для оценки эмоционального состояния участников игры. Он может быть оценен, и тогда к полученным в ходе игры баллам будут приплюсованы еще набранные очки. Но лучше, если этот тур будет отмечен лишь на эмоциональном уровне

Ребята, только что вы вслед за героями рассказа “Кладовая солнца” совершили путешествие в прекрасный и опасный мир природы.

  1. Какое впечатление о себе оставили у вас герои произведения: Настя и Митраша? Почему Настя на время забыла о брате? Почему Митраша отправился по сложному пути, предпочтя его более знакомому?
  2. Какой секрет передал своей Травке старый лесник Антипыч?
  3. Как лучше преодолевать трудности: в одиночку или группой?

IX “Итоги”

Итогом работы могут стать полученные отметки, так как игра носила, кроме обучающего, контролирующий характер. Отметки могут быть выставлены и по другим дисциплинам: географии, ОБЖ – если ответы учеников были более полными и развернутыми, чем того требовало простое знание текста произведения М. М. Пришвина.