Цели:
- выработать умение правильно произносить и различать [в], [ф.] в сильной позиции, в устной и письменной речи, через работу с моделями и словами, игру “мяч”; обозначать их на письме соответствующими буквами.
- совершенствовать фонемный анализ и фонематическое восприятие через игру “колокольчики” и “шифровальщики”.
- обогащать словарь по теме “Ранняя весна. Первоцветы”, через работу с деформированным текстом.
- продолжаем развивать мелкую моторику, зрительное внимание, логическое мышление, слуховую и зрительную память, через работу с таблицами, игру “пуговица”.
- уточнять словарный запас детей через объяснение непонятных слов.
Оборудование: демонстрационный материал с изображением букв В – Ф, шуточные рисунки В-Ф, зеркала, пуговицы, таблица для увеличения полей зрения для игры “пуговица”, модели-колокольчики, схемы и характеристики звуков, картинки с изображением первых цветов и сюжетные картинки на тему ранняя весна
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Орг. Момент.
Каждому ученику при входе раздаются картинки со [в], [ф.].
- сядет тот, у кого
- со [ф] в начале слова (фонтан)
- со [в] в начале слова (ванна)
- со [ф] в конце слова (шкаф)
- со [в] в середине слова (павлин)
II. Повторение пройденного материала.
Ребята, давайте вспомним, что мы с вами проходили на прошлом занятии. (Звонкие и глухие согласные)
Давайте повторим. (Вывешиваю схему характеристик согласных)
- С помощью чего образуются согласные? (языка и губ)
- Как образуются звонкие и глухие согласные? (звонкие согласные образуются, когда в горле начинает работать моторчик; а у глухих этот моторчик не работает)
- Правильно.
Постановка цели урока.
- Ребята, скажите какой первый звук в слове варежки, фонарь? ([в], [ф]). Значит, какие звуки будут “дежурными” сегодня на занятии? (В – Ф)
- Дайте характеристику этим звукам по схеме (вывешиваю схему)
- Молодцы! А теперь давайте, сравним артикуляцию звуков В-Ф, возьмите зеркала в руки и произнесите поочередно звук В, звук Ф
III. Уточнение артикуляции [ф], [в].
[ф], [в] – что общего у этих звуков? (губно-зубные, согласные, щелевые, имеют мягкую пару).
А чем отличаются эти звуки? (по написанию, по звонкости - глухости).
IV. Закрепление произношения изолированного звука.
Ф.М. игра “пузырь” (дети встают в круг)
Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой и не лопайся! (дети по сигналу расширяют круг, потом сближаются к центру, выпуская с шумом воздух: ф-ф-ф-ф.
V. Развитие речевого дыхания и голоса.
Ребята, а теперь давайте, изобразим, как вертится мельница (вертят руками и произносят звук: в-в-в-в).
VI. Развитие тактильных ощущений.
Скажите, а как мы на письме обозначаем эти буквы, из каких элементов состоят эти буквы? чем отличается написание? Давайте, определим это, посмотрите на доску..
Подбоченясь, пляшет лихо
Ф - большая щеголиха
На что похожа буква Ф: ребенок стоит “руки в боки”.
А на что же похожа буква В?
На букве В объеду весь свет,
Ведь буква В – велосипед.
А на что еще похожа буква В.
Выложите “дежурные” буквы из пуговиц на досточке, (говорю каждому конкретно какую), а сосед, закрыв глазки, на ощупь, определяет, что за букву вы выложили, придумайте слово с этими буквами.
VII. Развитие фонематического слуха и восприятия.
А теперь отдохнем. У вас у всех на партах лежат модели колокольчиков.
Я произношу слова, а вы, если услышите [ф], поднимаете , а если [в], то . Понятно?
Флаг, ворона, корова, воздух, голова, муфта, вокзал, фрукты, квас.
VIII. Дифференциация [ф],[в] в слогах.
Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число.
а) Я диктую слоги и звукосочетания, а вы должны в строчку записать первую букву каждого слога.
Ва, вы, фа, фу, во, вы, фы, ва, флю, фла, вла, фла, вро, фло, флы, вка.
б) А теперь вы должны записать только согласную букву из звукосочетаний: ава, афа, Уфа, ыва, Ева, уфо.
в) разделите тетрадь на 2 части:
в ф
Запишите в нужный столбик следующие слоги: ва, фа, фу, вы, фы, вы, фо, ву.
ФИЗМИНУТКА
Игра “Мяч” я бросаю мяч и произношу слог ВА, ребенок кидает мне, и заменяет согласный на - ФА.
ВО… ФУ…ВА.. ВЫ… ФО…ФЫ… ВУ… ВЭ..
IX. Развитие зрительного внимания и памяти.
На доску вывешивается таблица:
- Ва – фа
- Фа – ва
- Ва –фа – ва
- Фа – ва – фа
- Фа – ва – ва – фа
Посмотрите внимательно на таблицу, постарайтесь запомнить 3 первые строчки, запишите по памяти.
Игра “пуговица” (для расширения объема и полей зрения)
X. Развитие фонетического анализа
Игра “ шифровальщики”
Я читаю слова, а вы записываете в тетрадях, только “дежурную” букву и отмечаете цифрой место, на котором она стоит.
Слова: пофыркать, фуфайка, кофта, кровать, салфетка, вата.
Ф-3, ф-1,3; ф-3, в-4, ф-4, в-1.
XI. Закрепление пройденного на уроке.
Допиши словечко. (Угадавший слово ребенок выходит к доске и записывает его).
- смелый, зубастый, клыкастый серый…. (волк)
- голодная - мычит, сытая - жует, всем ребятам молоко дает…(корова).
- четверо ребят в одной шубе сидят, а пятый в шубенке стоит в сторонке…(варежка)
- ночью ухает, летает, днем спит, отдыхает…(филин)
XII. Работа по сюжетным картинкам по теме “ранняя весна”
а) (на доске сюжетные картинки:
Солнце в небе, проталины на снегу, бегут ручьи, подснежники пробиваются из-под снега, воробьи на ветке.)
- Ребята, посмотрите за окно…
Какое время года сейчас на дворе? (весна)
Посмотрите на эти картинки и скажите, как вы думаете, какая весна изображена на них ранняя или поздняя? (ранняя)
Правильно. А как вы догадались, попробуйте составить рассказ по этим картинкам.
(Весна ранняя, потому что солнце светит ярче, веселее. Оно сильнее пригревает. Снег еще лежит на земле, но кое-где уже пробиваются подснежники, фиалки, мать-и-мачеха. Весело журчат ручьи, воробьи весело чирикают на ветке).
Молодцы, правильно. Скажите, пожалуйста, а как по-другому еще называют подснежники, фиалки, мать-и-мачеха? Подумайте, ведь они самые первые зацветают. (Первоцветы). Правильно. А почему их так называют? (потому что они первые цветы)
б) графический разбор предложения.
На доске написано предложение.
Воробьи весело чирикают на ветке.
Давайте разберем это предложение, составим графическую схему.
XIII. Домашнее задание.
Выучить скороговорку.
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
XIV. Итог занятия и пароль на выход.
- Передайте другу мячик и скажите слово начинающееся на звук В, друг придумывает слово на звук Ф, и так далее ..(цепочка)