Цель урока: Создать у учащихся представление об информации и способах ее представления.
Задачи:
- Развить представление учащихся о науке информатике.
- Сформировать представление учащихся о понятии информации.
- Познакомить учащихся с различными классификациями видов информации.
Основные этапы урока:
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала.
- Изучение нового материала.
- Закрепление материала.
Повторение пройденного материала. (Приложение 1. Слайд 1)
Ответьте на вопрос, когда появилась наука информатика?
Что является предметом изучения информатики?
Афористическое высказывание выдающегося нидерландского ученого Эдсгара Вибе Дейкстра звучит следующим образом: “Вычислительная наука имеет не большее отношение к компьютерам, чем астрономия — к телескопам” лишний раз подчеркивает, что информатика – в первую очередь – учит нас работать с информацией: представлять, передавать, хранить и обрабатывать ее. (Слайд 2) А компьютер – это средство, с помощью которого данный процесс происходит гораздо быстрее и эффективнее.
Именно поэтому, сегодня на уроке я предлагаю Вам задуматься о том, что такое информация. И ответить на вопрос, какие виды информации существуют?
Изучение нового материала.
Что такое информация?
Одного точного определения информации, как фундаментального понятия, не существует. В то же время свое начало данное слово берет от латинского informatio. (Слайд3)
Существует несколько подходов к определению информации. Но, мне кажется, наиболее целесообразно рассмотреть подход, представленный в словаре Ожегова. (Слайд3)
Как Вы думаете, любое ли сообщение является информацией?
Информация – основа знаний. Как Вы относитесь к этому высказыванию и почему?
Итак, мы выяснили, что мы живем в мире информации. Информация, вместе с материей и энергией являются, образно говоря, тремя китами, на которых стоит наш мир.
А теперь давайте определим какие виды информации существуют. (Слайд4)
Скажите, пожалуйста, каким образом человек получает информацию из окружающего мира?
Перечислите, пожалуйста, основные органы чувств. (Слайд 5)
Действительно, информацию человек получает с помощью пяти органов чувств. Но как Вы думаете, равное ли количество информации человек получает с помощью каждого органа чувств? Наверное, нет.
Я Вам предлагаю сейчас оценить в процентном отношении, какое количество информации получает человек с помощью каждого информационного канала. (Приложение3) Давайте проверим Выши расчеты. (Слайд 6 переход на Веб-страничку, Приложение 2)
Посмотрите, какие разные оценки количества информации у вас получились. По оценкам современных ученых 81% информации получают при помощи зрения, 10% - при помощи слуха, 4% обоняния, 3% информации при помощи вкусовых ощущений и 2% информации – при помощи осязания.
В то же время каждый человек индивидуален. Например, у художника более развит зрительный канал, у музыканта – слуховой, а у скульптора – осязательный. И у каждого из нас информационные каналы развиты по-разному. Закройте на 5 секунд глаза и представьте себе, как Вы готовитесь к экзамену. (Обсуждение)
Смотрите, что получается, одни из вас читают материал вслух, другие – просматривают материалы, третьи – пишут шпаргалки.
Я предлагаю Вам сегодня узнать чуть больше о себе, какой информационный канал у Вас развит наиболее сильно. Для этого я предлагаю Вам сегодня поработать с тестом. Перед Вами вопросы. Прочитайте их и выберите один ответ, причем для чистоты теста нужно выбрать первое, что пришло в голову. (Приложение 4)
А теперь посчитай количество ответов а, б, в. Оцените полученные результаты. (Приложение 5)
Я надеюсь, что Ваше представление о себе расширилось или, по крайней мере, подтвердилось. И теперь Вы более точно знаете, как именно Вам лучше работать над информацией, чтобы степень восприятия была выше.
Но кроме классификации информации в соответствии с каналами восприятия есть еще один признак – по способу представления информации. Перед вами информация представленная различными способами. (Слайд 7) Ваша задача сгруппировать данную информацию и выявить основные виды информации в соответствии со способами представления.
Действительно, информация по способу представления делится на текстовую, числовую, графическую, звуковую. (Слайд 8)
И в соответствии со способом представления информации мы выбираем программы или способы ее обработки.
Закрепление материала.
Итак, мы сегодня узнали, что информатика – это… (Слайд 9)
Информация – это…
Информация по способу восприятия бывает - ….
Информация по способу представления бывает - …
А еще мы чуть больше узнали о себе и как лучше нам с Вами получать знания.
И напоследок. А как Вы думаете, всегда ли можно доверять своим органам чувств? Всегда ли можно принимать решения на основе своих ощущений?
Посмотрите на рисунки (Слайд 10, 11, 12)
“Не верь глазам своим” - есть такое выражение. И действительно, не всегда информация, полученная при помощи органов чувств, может быть объективной. А объективность – это одно из важнейших свойств информации, необходимых для принятия правильного решения задачи. Именно о свойствах информации и будем говорить в следующий раз.