Цели урока:
- познакомить учащихся с определением массива, индекса;
- показать естественность использования циклов при обработке массивов;
- продемонстрировать преимущество использования массивов при решении некоторых типов задач;
- показать правила описания массивов в среде Turbo Pascal и продемонстрировать простейшие алгоритмы на массиве (поиск наибольшего, поиск заданного элемента и т.д.)
Требования к знаниям и умениям
- Учащиеся должны знать основные типы данных и операции над ними, структуру условного и циклических операторов и их особенности.
- Учащиеся должны уметь формулировать алгоритмы (линейные, ветвящиеся и циклические) словесно, записывать их в виде блок-схем, и программ, анализировать простые блок-схемы и программы.
Тип урока: лекционный.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Объяснение нового материала
- Определение массив и индекса (слайд № 2).
- Примеры реальных объектов, которые можно
представить в виде массива, обсуждение почему
это так:
- Почему книгу можно считать “массивом”? Что в этом случае будет элементом массива, а что - индексом? (слайд № 3)
- Почему дом можно считать “массивом”? Что в этом случае будет элементом массива, а что - индексом? (слайд №4)
- Почему шахматную доску можно считать массивом? Что в этом случае будет элементом массива, а что - индексом? (слайд № 5)
- Почему футбольную команду можно считать массивом? Что в этом случае будет элементом массива, а что - индексом? (слайд №6)
- Правила описания массивов на языке Turbo Pascal (слайд № 7).
- Примеры описания массивов (слайд № 8).
- Использование элементов массива в выражениях внутри программы (слайд № 9)
- Естественность использования циклов при операциях с массивами (обсуждение решения задачи, слайды № 10, № 11).
- Примеры операций с массивами на языке Turbo Pascal (слайд №12).
- Преимущества использования массивов в отдельных задачах (обсуждение неоптимального решения задачи нахождения наибольшего числа из набора заданных, слайды № 13, 14), формулирование универсального алгоритма (слайд №15).
4. Подведение итогов урока (слайд № 16).