Тип урока: Урок применения знаний и умений, повторительно-обобщающий.
Цели урока:
- Систематизировать и обобщить знания учащихся по данной теме.
- Расширить межпредметные связи, повысить интерес к предмету в процессе повторения пройденного материала.
- Формирование доброго отношения друг к другу.
- Развитие логического мышления.
Ход урока
1. Организационный момент.
Подготовка к уроку (оформление рабочих мест). На столах учащихся должны лежать двойные листочки для работы, карточки с заданиями на урок, текст домашнего задания.
С обратной стороны крыла доски учитель должен заранее написать условия следующих примеров:
а) 183/14 + (12 — 6 2/3) · 12/7 | 151/3 | А | ||
б) 44/5 · 21/2 + 63/8 · 16/17 | 18 | Т | ||
в) (4 — 5/7) · 21 | 362/3 | И | ||
г) 5 · 14/15 + 34 · 16/17 | 22/3 | М | ||
д) 12/13 · 21/6 + 3/5 · (1 — 1/6) | 31 | Е | ||
е) 121/2 · 22/5 — 51/5 · 24/13 | 94/11 | С |
Учитель должен заранее заготовить соответствующие карточки к этому заданию.
2. Устная работа с классом.
Учитель организует детский коллектив на повторение ранее изученного материала.
Вопросы классу:
- Как выполнить сложение двух дробей с разными знаменателями?
- Что нужно сделать, чтобы сложить смешанные числа?
- Что нужно сделать, чтобы выполнить вычитание смешанных чисел?
- Как выполнить вычитание двух дробей с разными знаменателями?
- Как умножить дробь на натуральное число?
- Как выполнить умножение двух дробей?
- Как выполнить умножение двух смешанных чисел?
Перед тем, как учащиеся будут отвечать на вопросы, вызвать двух учеников к доске работать по карточкам.
Карточка №1.
2/3 + 3/5 =
5
/7 — 1/6 =55/6 + 33/4 =
57/9 — 21/6 =
Карточка №2.
7/15 · 40 =
3
/4 · 5/7 =42/3 · 2/5 =
12/7 · 11/4 =
3. Проверка усвоения ранее изученного.
(Работа по карточкам, составленным самими учащимися). После выполнения каждого задания учащиеся отвечают на вопросы:
Какое слово получилось?
Что оно обозначает?
Задание 1.
Пекарни города Абакана выпекают самый вкусный хлеб. Расшифруйте название однолетнего растения семейства зонтичных высотой 60 см, которое применяется в хлебопекарном и кондитерском производстве, используется также для ароматизации некоторых квашений и солений. Для этого решите примеры и воспользуйтесь кодом из таблицы.
И | С | Н | А |
56 | 13/24 | 54/15 | 1214/15 |
71/3 + 53/5 =
62/3 — 12/5 =
7/8 · 64 =
1/6 + 3/8 =
Задание 2.
Расшифруйте один из наиболее употребляемых переводов с хакасского имени нашего города, означающего “медвежья кровь”.
Н | А | Б | Х |
31/6 | 26 | 21/12 | 22/27 |
74/5 · 31/3 =
51/3 — 31/4 =
24/5 · 11/4 + 221/2 =
11
/12 · 8/9 =(74/5 + 1/5) + 18=
47/30 — 11/15 =
Задание 3 .
Отгадайте название домашнего животного, которое наиболее распространено в домашних хозяйствах Хакасии. Для этого решите примеры и воспользуйтесь кодом из таблицы.
А | Б | Р | Н |
21/2 | 5/8 | 3/4 | 112/9 |
44 — 433/8 =
37/9 — 15/18 =
9/10 · 5/6 =
611/12 — 31/6 — 11/4 =
72/9 + 4 =
Задание 4 .
Расшифруйте название дерева, растущего в тайге, класса хвойных, достигающих размеров 35м. Эти деревья живут до 150-200, иногда – до 400 лет. Для этого решите примеры и воспользуйтесь кодом из таблицы.
А | С | Н | О |
1 | 55/6 | 12/5 | 2/5 |
41/3 + 11/2 =
32/5 — 3 =
5 + 1/2 · 5/3 =
224/35 — 12/7 =
5/19 · 34/5 =
Задание 5.
Расшифруйте название одного из наиболее крупных озер, расположенного на территории нашей республики и имеющего площадь 5,547 тыс.га. Для этого решите примеры и воспользуйтесь кодом из таблицы.
Л | И | К | Ь | У | Т |
0,3 | 33/10 | 60 | 247/50 | 81 | 3/16 |
51/13 · 0,65 =
9/16 · 1/3 =
72 · 5/6 =
( 21 · 3/7 ) 2 =
5/7 · 0,42 =
41/5 · 7/10 =
Задание 6 .
Учащиеся выполняют это задание по вариантам (их может быть 2,3,6).
В этих примерах зашифровано имя женщины, которая жила на территории Хакасии в 20 веке и в честь которой поставлена стела, расположенная на одном из въездов в город. Решите эти примеры и выберите из таблицы буквы, соответствующие полученным ответам (если, конечно, такие цифры там будут) и вы узнаете это имя.
Р | А | И | Л | С | Н |
69 | 18 | 362/3 | 24/13 | 2 | 94/11 |
а) 183/14 + ( 12 — 6 2/3 ) ·12/7 =
б) 44/5 · 21/2 + 63/8 · 16/17 =
в) ( 4 — 5/7 ) · 21 =
г) 5 · 14/15 + 34 · 16/17 =
д) 12/13 · 21/6 + 3/5 · ( 1 — 1/6 ) =
е) 121/2 · 22/5 — 51/5 ·24/13=
Ребята! Как звали эту женщину? (Лариса).
У каждого из 7 въездов в город Абакан находится стела. На северном въезде в город находится стела “Лора”, названная по имени куратора Ларисы Ивановны Орешковой.
Задание 7.
Расшифруйте название самой большой реки, в переводе с хакасского означающего “ Большая река”. Для этого решите примеры и выберите из таблицы буквы, соответствующие полученным ответам.
Н | С | Е | Й | И |
1/6 | 2/3 | 18/35 | 13/15 | 20/63 |
4
/5 + 3/7 =5/9 — 7/18 =
5/9 · 4/7 =
15/17 · 34/45 =
2 - 54/70 =
5/12 + 9/20 =
Задание 8 .
Расшифруйте название растения, которое растет в Хакасии. Его оранжевый цвет стал вдохновение для поэтов, а сам цветок является одним из элементов символики нашей республики (герба). Для этого необходимо решить примеры.
Р | Ж | К | А | О |
1 | 31/4 | 113/15 | 9 | 10 |
22/25 · 19/16 =
3/4 · 12 =
23/4 · 4/11 =
33/11 · 23/4 + 1 =
42/3 · 2/5 =
Задание 9 .
Отгадайте название самого соленого озера Хакасии (если, конечно, такие цифры там будут).
У | И | К | Т | З |
127/40 | 19/48 | 72/9 | 32/5 | 89/10 |
25/6 · 11/5 =
83/8 + 34/5 =
132/5 — 41/2 =
Задание 10.
Отгадайте название животного и его имя, который по легенде превратился в бурную реку. Для этого решите примеры и заполните таблицы буквами, используя найденные ответы.
Е | 2/9 · 11/2 = | ||
А | 3,5 · 2/7 = | ||
В | 1,2 · 5/8 = | ||
Е | 11/7 · 31/16 = | ||
М | 12 · 22/3 = | ||
Д | (11/2 )2 = | ||
Ь | 41/2 · 24/5 = | ||
Б | 72 · 5/6 = | ||
Д | 9/16 · 1/3 = | ||
А | 51/13 · 0,65 = | ||
3,3 | 60 | 1 | |
32 | 1/3 | 3/16 | 3/4 | 3,5 | 21/4 | 12,6 |
4. Домашнее задание.
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе,
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний был и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу.
Знать, столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счётом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
(И. Ершов)
а) Определи, какой урожай сняли братья с трёх полей, если размеры полей были такими: первое поле длиной 53/8 км, шириной 2 км; второе поле диной 4 км, шириной 23/8 км; третье поле длиной 23/4 км, шириной 22/11 км, а урожайность везде одинаковая – 24/5 тонн с 1 км2.
б) Сколько денег выручили братья за свою пшеницу, если за 1 т они брали 51/5 руб.?
в) Определи расстояние от села до столицы, если они ехали со скоростью 55 км/ч в течение 31/5 часов.
Объяснение домашнего задания.
Ребята должны ответить, из какого литературного произведения этот отрывок? Как ответить на первый вопрос задачи (как найти площадь поля; как найти площадь трех полей; как найти урожай, снятый с трёх полей)? Как ответить на второй вопрос? Как найти расстояние от села до столицы?
5. Подведение итога урока.
Учитель спрашивает ребят, понравился ли им урок? Почему? Какое задание понравилось больше всех? Почему? Какую бы оценку они поставили?
Далее учитель обращает внимание учащихся на то, что изученная тема встретится им в дальнейшем.
6. Выставление оценок.
Учитель выставляет оценки ребятам, отличившимся на уроке. Собирает работы учащихся и к следующему уроку выставит оценки в журнал остальным ученикам.