Цели урока
- Провести с учащимися исследовательскую работу по изучению плодов.
- В ходе исследования сделать выводы о роли плодов в природе.
- Познакомить учащихся с полезными свойствами некоторых видов плодов.
Оборудование
- Карточки “Виды плодов”.
- У каждого ученика на столе – 2 блюдца, вилка, ложка, салфетка.
На первом блюдце – половина оливки и косточкой, половина маслины с косточкой, ломтик яблока с семенем, ломтик груши и семенем, долька апельсина или мандарина (лучше с семенем), кусочек консервированного ананаса; на втором блюдце – грецкий орех в скорлупе, очищенный грецкий орех, лесной орех в скорлупе, арахис в скорлупе.
Тип урока – комбинированный.
Начало урока – организационный момент.
Второй этап урока – повторение.
Учитель: На прошлых уроках мы изучали строение цветка и соцветия. Начинаем урок с биологического диктанта по теме “Строение цветка”.
Учитель диктует:
- 1 черта – цветоножка;
- 2 черта – пыльник;
- 3 черта – тычиночная нить;
- 4 черта – рыльце;
- 5 черта – столбик;
- 6 черта – завязь;
- 7 черта – цветоложе;
- 8 черта – чашелистик;
- 9 черта – лепесток.
Рис. 1.
Как проводить диктант см. приложение 1.
Проверим диктант сразу. Меняемся с соседом по парте листочком и под мою диктовку проверяем.
Ответы: 9 1 4 2 3 5 8 7 6 (за работу без ошибок ставим “5”; за две ошибки – “4”; за три, четыре ошибки – “3”; за пять ошибок и более – “2”).
После выставления оценки на листочке работы сдать.
Отвечаем на вопросы фронтальной беседы:
Дайте определение понятию цветок? (цветок – видоизмененный побег, служащий для семенного размножения)
Дайте определение понятию соцветие? (соцветие – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке)
Зачем мелкие цветы собираются в соцветия? (соцветие делает мелкие цветки хорошо заметными для насекомых-опылителей)
Что образуется внутри цветка? (внутри цветка образуются семена)
Что останется на растении после того, как цветок отцветет? (на растении останется плод).
Третий этап урока – исследование.
Учитель: Тема нашего урока, как вы наверно поняли, плоды. Задача данного этапа урока – познакомиться с разными видами плодов; провести исследование, чтобы выяснить, чем они похожи друг на друга или чем отличаются; какое значение имеет употребление этих плодов в пищу. Проводя исследование, мы должны дать название плодам и поговорить об их строении и особенностях.
Первым делом, давайте попробуем все плоды, находящие на тарелках разделить на две группы. Для этого возьмите вилку и проколите аккуратно каждый плод.
Все ли плоды удалось проколоть? (нет).
Почему? (оболочка плода жесткая).
Что изменилось? (из одних плодов вытекает сок, а из других – не вытекает).
Как можно назвать те плоды, из которых вытекает сок? (сочные).
А как назвать те плоды, из которых сок не вытекает? (сухие)
Один ученик выходит к доске и все карточки с предложенными плодами делит на две группы – сухие и сочные и размещает их на доске в два столбика: слева – сухие, справа – сочные (приложение2).
Проверим работу.
Каждый плод имеет свое название.
Как вы думаете, как называется тот или иной плод? (показать указкой на ту или иную карточку; Дети чаще всего называют растение, а не плоды – например вишня, горох, рожь). Вы даете название растения, а не плодов. Например, плод вишни называется костянка. И все плоды с косточкой внутри называются костянки. Найдите на своей тарелке костянки (это оливка и маслина).
Почему вы решили, что плод оливы – костянка? (внутри косточка)
Как вы думаете, оливка и маслина – это два разных растения?
Для того чтобы дать ответ на данный вопрос, внимательно рассмотрите косточку и того и другого плода. Сделайте в тетради рисунок половинок плодов с косточками (рисунок 2).
Рис.2
Сделайте выводы (это одно растение). Правильно! Называется это растение маслина европейская или олива. Слушаем сообщение.
Ученик 1. Маслину европейскую еще называют оливковым деревом. Высота вечнозеленых деревьев 10-15 метров. Доживает до весьма преклонного возраста. У отдельных экземпляров он превышает 1000–2000 лет. Плод – оливка – представляет собой костянку с наружным кожистым слоем околоплодника, который бывает различно окрашенным (от беловатого до темно-синего). Под ним лежит богатая маслом мякоть, окружающая внутренний каменистый слой околоплодника, который заключает в себя семя. Мякоть плодов содержит 25-80 % невысыхающего масла (лучшие сорта его известны как прованское). Для извлечения масла оливки измельчают и прессуют. Масло, собранное после первого отжима, очищают и получают превосходное светло-желтое или золотисто-желтое масло, которое сразу можно употреблять в пищу. Оставшуюся массу вторично отжимают под большим давлением и получают масло для технических целей (деревянное масло). Оливковое масло пригодно не только для питания человека, его применяют в медицине, в фармацевтической промышленности в качестве основы лекарственных средств, в парфюмерии, а также как смазочное масло и для заправки масляных ламп. В древности оливковое масло считалось символом чистоты. Только с появлением мыла оливковое масло перестали применять с гигиенической целью. Из оливок не только извлекают масло, их просто едят, причем во все возрастающих количествах. Из-за очень горького вкуса, что объясняется присутствием галловой и таниновой кислот, оливки не едят сырыми, но в соленом виде они вкусны. Их собирают и помещают в сосуды с рассолом, где они подвергаются продолжительному (от 3 до 10 месяцев) брожению, и только после этого становятся съедобными. Аналогично обрабатывают созревшие, синие оливки – популярный пищевой продукт. Оливковое, прованское масло, получаемое из них, используется для консервирования рыбопродуктов, при приготовлении пищи.
Учитель. Какие плоды, оставшиеся на тарелке, мы тоже отнесем к сочным? (это яблоко, груша, апельсин, ананас).
Давайте внимательно посмотрим на дольку яблока и груши. Что вы можете о них сказать? (они похожи) Такие плоды, как у яблока, где в образовании плода, кроме завязи принимает участие, разросшееся цветоложе, основания чашелистиков, лепестков, нижние части тычинок, называются яблоко. Зарисуйте дольку груши и яблока (рисунок 3).
Рис.3
Почему плод груши, как и плод яблони, называется яблоко? (за сходство внутреннего строения). Слушаем сообщение.
Ученик 2. Издревле существует поверье: врачу нечего делать в доме, где есть яблоки, ибо они источник здоровья, силы, бодрости, молодости. Яблочный сок хорошо утоляет жажду, некалориен, содержит соли калия, фосфора, магния, железа, витамин С, яблочную, лимонную и другие виды органических кислот. Особенно полезен детям и людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, при малокровии, гастрите с пониженной кислотностью. Яблоки содержат нерастворимые волокна, которые выводят лишний холестерин, а также растворимые волокна – пектины. Они способствуют очищению организма. Всего одно яблоко в день снижает риск инсульта. Вещество кверцетин, которое содержит яблоко – укрепляет иммунную систему, снимает воспаление.
Учитель. А теперь внимательно изучим апельсин. Чем его плод отличается от всех остальных? (он состоит из отдельных долек, каждая из которых покрыта тонкой пленкой, а все дольки вместе покрыты кожурой). Аккуратно снимите тонкой кожицы и зарисуйте саму дольку апельсина и клетки внутри него (рисунок 4).
Рис.4
Какие еще растения имеют такой же плод, как у апельсина? (мандарин, лимон, грейпфрут). Все эти растения называются цитрусовыми, а их плод называется померанцем. Слушаем сообщение.
Ученик 3. Сладкий апельсин содержит в плодах 1–2% лимонной кислоты и до 15 % сахара, в кожуре и соке имеется витамин Р. Культура апельсина происходит из Китая. С одного апельсинового дерева можно собрать 100 кг. плодов. Апельсины едят свежими. Меньшее количество плодов перерабатывают на консервы, мармелады, джемы, цукаты, оранджи и соки. В производстве напитков и для ароматизации кондитерских изделий используют эфирные масла, получаемые из кожуры. Плоды лимона и ярко-желтой кожурой очень душистые, с кислой мякотью, содержат много лимонной кислоты (7 %) и аскорбиновой кислоты – витамина С. Плоды лимона служат основным сырьем для производства лимонадов, а также употребляются как приправа к еде и для медицинских целей. Эфирные масла, содержащиеся в околоплоднике, идет на приготовление косметических средств и спиртных напитков.
Учитель. Попробуйте последний сочный плод на тарелке. Просто съешьте его. Как называется этот плод? (это ананас) Плод этот интересен тем, что это не один плод, а несколько сросшихся вместе плодов, то есть, соплодие. Оно очень сочное. Нередко бывает весом до 15 кг. Одиночные фрукты такого веса обычно не имеют. Само растение травянистое, растет в тропических лесах Америки. В чем польза ананаса? Слушаем сообщение.
Ученик 4. В мякоти ананаса есть витамины группы В, РР, провитамин А, железо, медь, цинк, кальций, магний, йод. Он имеет биологически активные вещества, которые стимулируют пищеварение, очищая кишечник, снижает вязкость крови, понижает давление. Поедая ананасы, можно похудеть. В 225 г. ананаса содержится 2,6 мг. марганца, что составляет 128 % дневной нормы.
Учитель. Какие плоды остались на тарелке? (сухие). Как они называются? (орехи) Какие орехи перед вами? (грецкий, лесной и арахис). Что объединяет все эти плоды? (все они покрыты твердой скорлупой и внутри съедобное семя) Достаньте половинку грецкого ореха и зарисуйте его. (рисунок 5)
Рис.5
Слушаем сообщение.
Ученик 5. Лещина обыкновенная – лесной орех. Плоды используют в пищу. Селена ореха содержат большое количество жира (до 70 %). Плоды лесного ореха еще называют фундук. Настоящим орехом по праву называют орех грецкий, принадлежащий семейству ореховых. Ядро ореха – поистине кладезь различных полезных веществ. Оно содержит до 70 % жира, до 20 % белка, а также углеводы, витамины, особенно группы В и Е, минеральные соли. Культурные насаждения ореха намного урожайнее. Так, если в лесу урожайность плодов с 1 га. достигает 100-350 кг, то в культуре – до 1000 – 4480 кг с 1 га, то есть до 400 кг. с одного дерева. Арахис или земляной орех – это однолетнее растение из семейства бобовых, давшего нам горох, фасоль, бобы. После оплодотворения образующаяся завязь начинает постепенно нагибаться к почве и проникает на глубину 8-10 см. Дальнейшее развитие завязи происходит в почве. Поэтому арахис и называется земляным орехом. Образуется плод – боб длиной 1-6 см с 1-2 семенами. Их-то и употребляют в пищу.
Учитель. Является ли арахис настоящим орехом? (нет). Почему? (плод арахиса не орех, а боб) Орехи – это были последние плоды нашего сегодняшнего исследования. А теперь давайте подведем итоги нашей работы. Что объединяет все плоды, и сухие, и сочные? Посмотрите внимательно на рисунки (это то, что у них у всех есть семена). Все незрелые плоды на вкус кислые. Зачем? (чтобы их не съели до тех пор, пока не созреют семена) Из чего образуются плоды, если внутри их находятся семена? (из пестика) Дайте определение, что же называется плодом? (плод – это разросшийся пестик цветка, внутри которого находятся семена и который выполняет защитную функцию) С какими видами плодов мы познакомились сегодня на уроке? (костянка, яблоко, померанец, соплодие, орех, боб)
Домашнее задание.
Читая домашний параграф 30 о видах плодов, составьте схему “Сухие и сочные плоды”. Сделайте вывод о том, почему в пищу нужно использовать разные плоды. Подумайте о том, почему корнеплод моркови, свеклы, редиса нельзя назвать плодом? Найдите не менее двух обоснований.
Используемая литература
1. Пришельцы разных широт [Текст]: подписная научно-популярная серия “Биология” 11/1987 М. Знание 1987 63 с.