Сравнительный анализ типов экономических систем

Разделы: Информатика, Экономика


Тип урока: обобщающий, интегрированный (экономика + информатика и ИКТ)

Вид урока: исследование с элементами игры

Технология: проблемное обучение

Цели урока:

  1. Обобщить знания по теме: “Типы экономических систем” и на основе сравнительного анализа сделать вывод о продуктивности экономических систем.
  2. Научить создавать слайд-презентацию по шаблону и повторить навыки перевода чисел в позиционных системах счисления с помощью калькулятора.

Задачи урока:

  1. Учебная: систематизация знаний и их практическое использование в проблемной ситуации.
  2. Развивающая: развитие аналитического мышления, памяти и внимания учащихся.
  3. Воспитывающая: обучение сотрудничеству, навыкам взаимодействия в коллективе, активизация познавательной деятельности учащихся.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, учебники “Экономика” I часть, §5-8, Липсиц И.В., 2005г.

План урока:

  1. Организационный момент. Актуализация знаний (постановка целей и задач урока). Рефлексия
  2. Вводное слово учителя экономики о типах экономических систем
  3. Групповая работа учащихся
  4. Защита исследовательских работ по оценке экономической эффективности выбранной системы
  5. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок.

Ход урока

(Учитель экономики): Сейчас нам предстоит заняться сравнительным анализом экономических систем, существующих в мире. (Презентация: приложение7)

  • Напомните мне, какие типы экономических систем вам известны?
  • А какие вопросы являются главными в экономике?

Хорошо, все страны в своем экономическом развитии решают одни и те же вопросы: (На слайде: главные вопросы экономики: что, как и сколько производить).

Однако эффективность экономической деятельности всех стран различна.

Сегодня на уроке у нас есть цель: нужно разобраться, какая экономическая система в наши дни самая эффективная. Мы привлечем для решения этой проблемы прогрессивные и современные средства обучения – информационные технологии и работать будем в компьютерном классе вместе с вашим учителем информатики.

(Учитель информатики) В процессе работы в рамках предмета информатика реализуем: повторение перевода чисел в позиционных системах счисления с помощью компьютерного калькулятора и создание слайд-презентации с помощью шаблона презентации. Помните о технике безопасности и правилах поведения в компьютерном классе.

(Учитель экономики) Напомните мне:

  • Что такое экономическая система? (На слайде: экономическая система – механизм координации хозяйственной деятельности людей)
  • Любые общественные отношения регулируются системами правил и норм: обучение в школе, уличное движение. Что еще? (спортивные игры, конкурсы и т.д.)

Соблюдать правила нужно и в экономической жизни людей, чтобы все процессы протекали без помех и нарушений. Сейчас каждой группе предстоит создать презентацию одной из экономических системы, которую вы должны будете защитить.

Для проведения нашего исследования роли распределены в каждой группе.

  1. Вождь, командир, руководитель системы. (функции: приложение1)
  2. Костюмер-дизайнер, который должен выбрать реквизит для своей системы (функции: приложение2).
  3. Оратор, докладчик, выступающий. (функции: приложение3)
  4. Оператор, оформляющий презентацию. (функции: приложение4)
  5. 5, 6, 7. Защитники системы решают экономические задачи (функции: приложение5)

Жеребьевка систем: Капитаны команд вытягивают название системы для своей группы.

Наряду с главными вопросами экономики, на которые предстоит ответить вашей группе, вы должны найти ответы и на следующие: (на слайде):

  1. Вид собственности
  2. Свобода выбора
  3. Личная выгода
  4. Конкурентная борьба
  5. Уверенность в завтрашнем дне

Время на обсуждение 1 минута.

Займите рабочие места, согласно своим функциям.

Пока оратор с оператором набирают ответы к вопросам в шаблоне презентации (приложение8) вождь с костюмером заполняют таблицу (приложение9) и сдают учителю информатики для обработки данных. В это же время защитники системы решают свою экономическую задачу, переводят ответы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления с помощью компьютерного калькулятора (вид инженерный) (приложение10).

Все результаты сдаются учителю информатики и участники рассаживаются за парты.

Начинается защита:

Вожди (капитаны) работают как жюри, заполняя оценочную таблицу (приложение6.)

Оратор защищает выбранную систему вместе с оператором, который показывает презентацию на экране, с помощью мультимедийного проекта. Вся группа, включая вождя, отвечает на дополнительные вопросы (§5-8), которые задаются участниками других команд (групп).

После выступлений всех ораторов подводятся итоги.

Учитель информатики выводит на экран сводную таблицу по результатам работы вождей в начале урока (приложение6), добавленную в презентацию урока на слайд №7. Вожди делают сравнительный вывод об эффективности экономических систем на основе сводных таблиц, и оценивают работу своей и других групп, а также самостоятельно делают вывод о том, почему же смешанная экономическая система, принятая в разных странах, сегодня самая эффективная.

Выводы учителей.

(Учитель экономики) Итак, сегодня нам удалось закрепить имеющиеся знания о типах экономических систем, всесторонне проанализировать их с точки зрения главных экономических вопросов и с точки зрения отдельного человека. Пример истории показывает нам наибольшую эффективность тех систем, которые решают все вопросы комплексно. А теперь давайте вместе определим экономическую систему, принятую в нашей стране. (Презентация: приложение7: слайд №8)..

(Учитель информатики) На уроке мы подтвердили знания из курса информатики и применили их в сравнительном анализе экономических систем, в решении экономических задач. Связь этих предметов очевидна. В дальнейшем процессе обучения мы будем применять ПК для решения различных учебных задач.

Презентация: приложение 8.

Приложение 9.

Приложение 10.

Оценки за урок. Рефлексия.