Практическая работа:
- Набор петель.
- Изготовление образцов вязания лицевых и изнаночных петель.
Тип урока: комбинированный.
- 1 урок - урок изучения нового материала
- 2 урок - урок формирования умений и навыков.
Цели урока:
- ознакомить учащихся с различными материалами и инструментами при вязании на спицах, расширить кругозор, повысить интерес к рукоделию;
- научить учащихся подбирать спицы и пряжу для вязания, первоначальным приемам вязания.
Наглядные пособия: журналы по вязанию, спицы, пряжа.
Оборудование: АРМ в качестве иллюстратора, столы ученические, ножницы, спицы, пряжа.
Продолжительность занятия: 90 минут
Этапы урока:
1. Вводная часть
- организационный момент
- проверка готовности учащихся
- постановка задачи
2. Основная часть
- сообщение исторических сведений
- сообщение сведений о материалах и инструментах для вязания
- вводный инструктаж по выполнению практической работы
3. Практическая работа
- обучение учащихся первоначальным приемам вязания на спицах
- контроль за выполнением работы
- индивидуальная работа
4. Заключительная часть
- закрепление
- анализ допущенных ошибок
- оценка проделанной работы
- уборка рабочих мест
Ход урока
1. Вводная часть
Организационный момент
На экране высвечивается тема урока (слайд 1 Приложение 1)
2. Основная часть
В настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий (слайд 2).
Сообщение исторических сведений.
Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет (слайд 3).
Очень сложно точно установить историю вязания, так как нити и трикотаж сохранить тяжело. Но все-таки некоторые свидетельства этого искусства дошли до нас в виде изображений.
В одной из египетских гробниц (1900 год до н.э.) сохранилось изображение женщины, надевающей носки.
Отпечаток чулка обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н.э.
Детские чулки III-IVв. н.э. найдены в Египте. Эти чулки уже учитывали форму обуви, сандалий с ремешком после большого пальца. У древних египтян при изготовлении носка большой палец вязался отдельно, как на варежках.
В IX-XI веках искусные вязальщицы стали наносить тексты на носки.
В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и превращается в домашнюю работу и в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты шляпки. Тогда же появился и стал традиционным для шотландцев головной убор - вязаный берет. Появились целые вязальные цеха.
В 1589 году помощник приходского священника Вильям Ли изобрел вязальный станок. Но чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились изделия, изготовленные вручную.
В России с давних времен крестьянки вязали чулки, носки, и варежки из овечьей шерсти. Обычно они были одноцветными. В некоторых северных губерниях, а также в Рязанской, Пензенской, Тульской праздничные вязаные изделия украшались орнаментами. В городе Арзамасе Нижегородской губернии с конца XIX до начала XX в. было распространено вязание сапожек, украшенных цветочными мотивами. В сочетании оригинальных узоров и цветовых комбинаций, применяемых в вязаных изделиях, проявлялась богатая творческая фантазия русского народа (слайд 4).
Совершенно уникальным является ручное узорчатое вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков, возникшем в XVIII в. Здесь изготавливают платки двух видов: плотные, пушистые из серого пуха и тонкие, ажурные - из белого. Последние неизменно вызывают восхищение красотой узоров, легкостью и высочайшим мастерством исполнения. Такой платок размером 2 х 2 м весит всего 70 г. Искусство вязания оренбургских пуховых платков передается из поколения в поколение.
При сегодняшней моде на ручной трикотаж и огромном разнообразии пряжи, оригинальной как по фактуре, так и по цветам, ручное вязание находит все больше поклонников и становится одним из самых популярных хобби в мире, вдобавок, вязание – отличный отдых за работой.
Спицы.
Спицы – это основной инструмент вязальщицы. Можно сказать, это продолжение ее рук. За несколько веков спицы не претерпели больших изменений во внешнем виде, но материалы для их изготовления стали намного разнообразнее (слайд 5).
Прямые спицы подходят для вязания деталей прямыми и обратными рядами. Благодаря тому, что спицы от конца сужаются, петли лежат на них свободно и легко провязываются. Ограничители препятствуют соскальзыванию петель, на них указана толщина спиц.
Набор из пяти спиц (чулочные) всегда состоит из 5 относительно коротких спиц (15 или 20 см), заостренных с обеих сторон. Они предназначены, например, для вязания чулок или варежек по кругу. Особенно хороши для этого спицы из бамбука. Они очень легкие и поэтому не выскальзывают из петель.
Круговые спицы - это две прочные спицы, соединенные гибкой леской различной длины. Короткими круговыми спицами вяжут, например, бейки горловины или воротники-гольф. Длинными спицами можно вязать по кругу целые модели.
Вспомогательные спицы или спицы для вязания "кос" используют для перекрещивания петель. Спицы для вязания "кос" имеют посередине небольшой изгиб, чтобы перекрещиваемые петли впереди или соответственно сзади полотна не соскальзывали.
Пряжа.
Качество вязаного изделия зависит от правильно подобранной пряжи. Пряжа должна соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т.д. Сегодня в мире вязаной моды существует огромное количество разнообразной пряжи. Для вязания на спицах используют шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные, синтетические и другие нити (слайд 6,7).
Для успешного вязания предлагаются еще и необходимые аксессуары (слайд 8).
Вязальная булавка похожа на большую английскую булавку. Ее используют для того, чтобы временно оставить петли, петли переносят на булавку и застегивают ее.
Цветные наконечники можно надеть на концы спиц, если приходится прервать работу или нужно временно оставить часть петель. Они препятствуют соскальзыванию петель.
Маркировочные кольца служат для того, чтобы пометить начало кругового ряда или определенные места в узоре.
Счетчик рядов можно надеть на спицы. У него есть маленький счетный механизм, который переводят вручную после каждого провязанного ряда. Таким образом, в любое время можно увидеть, какой ряд узора находится в работе.
Острые ножницы с заостренными концами необходимы для вязания так же, как и для любого другого вида рукоделия.
Непременным условием красивой вязки является правильный подбор спиц и нити (слайд 9).
Толщина спицы должна быть в два раза больше толщины нити (запись в тетрадь).
Организация рабочего места. Правила безопасной работы при вязании на спицах (слайд 10).
- Рабочее место должно быть хорошо освещено
- Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула
- Концы спиц должны быть безопасными, иметь ограничения
- Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.
- По окончании работы все инструменты убирать в рабочую коробку
- Спицы переносить в защитном футляре
Вводный инструктаж.
- Демонстрация приема набора петель учителем и просмотр ролика (слайд 11).
- Правильная посадка и положение рук при вязании (слайд 12).
- Запись в тетрадь основных правил вязания (слайд 17, 18,19).
3. Практическая работа.
Самостоятельная работа учащихся по выполнению набора петель с использованием инструкционной карты (Приложение 2) и слайда 11.
Демонстрация приемов вязания основных петель – лицевой и изнаночной (слайды 13,14, 15).
Выполнение учащимися образца вязания платочной вязи лицевыми петлями, используя инструкционную карту (Приложение 3) и слайд 14.
В ходе практической работы проводится физкультминутка.
Педагог оказывает индивидуальную помощь.
4. Заключительная часть.
Закрепление:
- Какие материалы и инструменты необходимы для ручного вязания?
- Назовите основное правило подбора спиц.
- Расскажите о правилах безопасной работы при вязании (слайд 20).
- Анализ выполненной работы.
- Подведение итогов, выставление оценок.
- Домашнее задание: продолжить вязание образца платочной вязи.
- Уборка рабочего места
Используемая литература и дополнительные материалы для проведения урока:
- Скопцова М.Й. Технология. Ростов-на-Дону “Феникс”, 1997
- Тарасенко С.Ф.Забавные поделки крючком и спицами. М: “Просвещение”,1992
Материалы сайтов:
- http://www.club-rukodelie.com/needls/uroki.html#Спицы
- http://www.uzelok.ru
- Уроки вязания (с) 2003 г. Медиа Арт