Открытый урок по математике "Закрепление. Обобщение знаний по составу числа в пределах 10"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепить знание таблицы сложения в пределах десяти.
  • Решать задачи разных видов.
  • Закрепить умение сравнивать выражение и число.

Оборудование. Перфокарты, массажёры, полоски бумаги, оформление на доске: лесная полянка с препятствиями, колобок, заяц, волк, медведь, лиса; тетрадь на печатной основе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок,
Поспешим на урок.
Начинаем мы решать,
Думать, строить, умножать…

III. Тема. Цель урока.

Ребята, я знаю, что вы любите сказки. И сегодня мы отправляемся в чудесное путешествие – в сказку. А сказка эта не простая, а математическая, и её герои любят считать. А чтобы поскорее попасть в сказку вот вам задание:

1. Запиши ответы в строчку:

9 – 8 = …К 5 – 1 = … О 7 – 5 = … Л 2 + 3 = … Б 6 – 3 = ….

2. Отгадай правило по которому записан ряд чисел и запиши ещё пять чисел. Проверка.

Образец записи: 14253*****(64758)

На доске появляется запись при фронтальной проверке:

9 – 8 = 1К 5 – 1 = 4 О 7 – 5 = 2 Л 2 + 3 = 5 Б 6 – 3 = 3

Заполни таблицу, и ты узнаешь, в какую сказку мы попадём.

1

4

2

4

5

4

1

3

К О Л О Б О К .

Молодцы! С заданием вы справились и оказались в сказке. Поставили бабушка с дедушкой Колобка на окошко остудиться, а он взял да убежал прямо в математический лес….

/ На доске полянка, тропинка по которой катится колобок./

На сметане мешён, на окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился колобок.

Бежит, торопится…. а навстречу ему: кто? /Все загадки читают подготовленные дети/

Любит морковку
Прыгает так ловко…
Кто это?.. (Заяц)

- Говорит заяц: “Не выполнишь, Колобок, моё задание - я съем тебя!

1. Дополни до десяти те числа, которые ты записал прежде, чем попал в математический лес.

/1425364758 – запись была

9685746352 – запись появляется/

2. По какому правилу записан этот ряд чисел?

Справились? Молодцы. Отпустил заяц Колобка.

IV. Колобок катится дальше по математическому лесу, а навстречу ему серый, ворчливый….

Кто зимой холодной
Бродит по лесу голодный?…. (волк)

*Говорит волк: “Не справишься с моим заданием - я тебя съем! Реши задачи. Запиши ответ в перфокарте”. Поможем Колобку?

1. Для приготовления Колобка бабушка взяла 10 ложек муки ржаной, а пшеничной на 2 ложки меньше. Сколько пшеничной муки взяла бабушка?(8)

2. Бабушка думала, что для приготовления Колобка потребуется 4 часа, а потребовалось на 2 часа больше. Сколько потребовалось времени для приготовления Колобка? (6)

3. Колобок на одном боку лежал 2 часа и на другом боку лежал 2 часа. Сколько всего часов лежал Колобок на окошке? (4)

4. Заяц весил 4 килограмма, а Колобок 2 килограмма. На сколько заяц тяжелее Колобка? (2)

5. Заяц задал 10 примеров, а Колобок без вашей помощи смог решить только 6 примеров. Сколько Колобок не смог решить примеров? (4)

6. Когда Колобок убегал от зайца он встретил 2 жучков и 4 муравьёв, которые бежали в школу. Сколько всего насекомых бежало в школу? (6)

7. На полянке сидело 10 сорок, Колобок спугнул две сороки, они улетели. Сколько сорок осталось? (8)

*Взаимопроверка. 8 6 4 2 4 6 8

*По какому правилу записан этот ряд чисел? /-2; +2/

Отпустил волк Колобка. Покатился Колобок дальше, а у пенька:

Он всю зиму проспал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь….
Кто же это?.. (медведь)

V. Говорит медведь Колобку: “Сумеешь ли ты решить медвежий диктант?”

Игра “спринт”. /Дети пишут на полосках бумаги только ответы/.

*5 увеличить на3 /8/
*к 3 прибавить 4 /7/
*4 плюс 2 /6/
*9 уменьшить на 4 /5/
*от 9 отнять5 /4/
*10 минус 7 /3/
*уменьшаемое8 вычитаемое 6 разность /2/
*разность чисел9 и 8 /1/
*7 уменьшить на 5 /2/
*7 минус 4 /3/
*от 10 отнять 6 получится /4/
*сумма чисел2 и 3 равна /5/

*Проверим медвежий диктант По какому правилу записаны ответы? / -1;+1/ Продолжи запись.

8 7 6 5 4 3 2 1 2 3 4 5 * * *

Молодцы! Колобок за это вам дарит свой портрет. O. Устал Колобок, переволновался, ему отдохнуть захотелось, сел он на пенёк.

Физминутка

В страну чудесных сказок мы /дети маршируют/
Собрались в дальний путь,
Летели, плыли, ехали - /дети имитируют движения/
Пора и отдохнуть!

А в сказке той нам встретились
Волк, зайчик и лиса /дети имитируют повадки
Лесные математики животных/
Ну просто чудеса!

И если с их задачами /вращение руками/
Ты справишься, дружок,
То к бабушке и дедушке
Вернётся колобок!
Немного отдохнули мы
Довольно, детвора,
Скорее всем за дело -
Вновь в сказку нам пора!

Вдруг кто-то зашумел, испугался Колобок, боится пошевелиться и вспомнил как его учили проводить гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз (упражнение выполнять, не поворачивая головы, сидя на стуле)

  1. Глаза закрыть. Открыть и посмотреть вверх – вниз (пол – потолок).
  2. Смотреть вправо – влево (строго горизонтально).
  3. Смотреть в правый верхний угол, затем – в левый нижний.
  4. Вращать глазами по часовой стрелке и против нее (каждое упражнение выполняется не менее 5 раз).

/Эта гимнастика позволяет снять утомление глаз, нервной системы, надолго сохранить хорошее зрение./

VII. Видит он, что навстречу ему:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса,
Кто же это?…/лиса/

*Лиса и говорит: “А у меня для тебя, Колобочек, целых 2 задания”.

1. Сравни:

  • 6 + 5 * 1 0
  • 3 + 4 * 8
  • 9 – 4 * 5

/с объяснением у доски три человека/

2. Заселите домики. (Приложение1). Задания дифференцированы по степени сложности / Если вы не ошибётесь, то колобок попадёт домой. А сама посмеивается…

Хоть он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
А сейчас мне на зубок,
Угодит ваш колобок.

*Спасайте, дети, Колобка! Если правильно заселим домики, то он окажется дома.

VIII. Молодцы! Спасли Колобка от хитрой лисы, оказался он дома, попросил прощения у бабушки и дедушки за непослушание. Простили они его. Залез на печку, с кирпичика на кирпичик переваливается. А вы должны угадать на каком кирпичике он лежит, решить примеры. (Приложение 2). /Работа в парах/. Поверка.

IX. Итог. Где мы сегодня побывали? Что делали на уроке? Кого встречал Колобок когда убегал от бабушки и дедушки?

*Если будет время, то работаем в тетрадях на печатной основе с.14, 11. Не смогла лиса съесть колобка, она решила обхитрить петуха. Помогите ему.

X. Домашнее задание.

  1. Придумать и решить любое задание для Колобка.
  2. Придумать свои приключения для Колобка /по желанию/