Цели:
- сформировать способность к наблюдению правописания сочетаний ча, ща;
- способствовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ,
- развивать орфографическую зоркость;
- создавать условия, предоставляющие возможность проявлять инициативу и творчество;
- содействовать психофизическому и личностному развитию учащихся на всех этапах урока;
- учить рефлексии по отношению к своему состоянию;
- способствовать развитию: дружеского отношения между учащихся, умение понимать друг друга, самостоятельности, интереса к предмету.
Ход урока
I. Орг. Момент.
- Пусть сегодня урок русского языка принесет нам радость общения, наполнит наши сердца теплыми, добрыми чувствами.
II. Словарная работа.
Игра “Буквы спорят”.
О | о | о | о |
В...робей, | в...рона, | г...род, | м...роз. |
а | а | а | а |
- Прочитайте.
- Вставьте пропущенные буквы.
- Что общего?
- Какое слово вызвало затруднение? (Мороз)
- Это новое словарное слово.
- Запишите его.
- Что о нем можно сказать? (Существительное, мужского рода, единственного числа, неодушевленное).
- Объясните смысл слова.
- Где можно посмотреть правильное лексическое значение?
- Мы выяснили, что это слово обозначает очень холодную погоду.
- Обозначьте орфограмму.
- Как легче запомнить? (-оро, морж, холод).
Составьте предложение с этим словом.
III. Выход на тему.
Слуховой диктант.
- Запишите предложения под диктовку.
Зимой часто трещат зимние морозы.
- Сверьтесь с доской.
- Кто согласен?
- С чем не согласны?
- Как нужно писать?
- Объясните орфограмму.
- В диктанте один ученик допустил ошибку на эту орфограмму.
- Почитайте это предложение и найдите ошибку.
Тонкая корочка льда искрилась под лучями солнышка.
- Кто нашел?
IV. Определите тему урока.
- Чему должны научиться?
- Правильно. Сегодня на уроке мы будем наблюдать, сравнивать, обобщать, но самое главное - должны научиться правильно писать слова с сочетаниями ча, ща.
V. Работа по теме.
1) Наблюдение.
(Работа в группах).
- Возьмите конверт. Достаньте карточку со словами.
- Прочитайте задание (инструктаж).
Инструктаж.
1. Прочитай слова.
2. Раздели слова на две группы. Подчеркни одну группу синим, а другую красным карандашом.
Час, кричать, перчатки, задача, обещают, пищат, щавель, площадь.
- Вопросы есть? Приступайте к работе.
- На какие две группы разделили?
- Перечислите слова первой группы. Кто согласен?
- Выделите орфограмму.
- Есть ли другое мнение?
- Какой вывод можно сделать о правописании этих слов?
(Ча, ща пиши с гласной а).
- Найдите звуки, которыми различаются эти буквосочетания.
- Дайте им характеристику.
(ч), (щ)
- согласный
- мягкий
- шипящий
2) Тренировочные упражнения.
1) Упражнение на избирательность запоминания.
- Прослушайте слова.
- Запомните те из них, в которых есть сочетания ча, ща.
- Пружина, зима, чаща, груши, рычат, щука, корзина, чашка.
Проверка с доски.
- Оцените себя.
- У кого также?
- Что помогло правильно написать слова?
- Подчеркните в словах мягкие согласные.
2) Доскажи словечко.
- Угадай и запиши последнее слово.
Принесла нам дождь плакучий,
Эта грозовая туча.
- Я щенка от злющей стужи защищал.
- Щенок от радости пищал.
- Наступает темнота.
- На столе горит свеча.
- Петя чуть не плачет.
- Очень трудная задача.
- Мама зайчатам на лапки
- Купила белые перчатки.
- Что объединяет слова.
- Подчеркни орфограмму.
- Назови лишнее. (Пищал – глагол, с сочетанием ща).
- Составь предложение к схеме.
Кто? Как? Что делают? Где?
Птенцы громко пищат в гнезде.
Игра “Зажги огонек”.
- Запиши по памяти. Проверьте друг у друга.
- Подчеркни основу предложения.
3) Работа в группах.
- Возьмите конверт.
- Высыпите слова.
- Составьте пару слов.
- Слово красного цвета должно соответствовать по значению слову синего цвета.
Проверка.
- Назовите пары слов.
- Волшебник – чародей
- Нередко – часто
- Глушь- чаща
- Грязный – чумазый
- Храбрец – смельчак
- Жалеть – щадить
- Как называются слова?
- Для чего нужны? (Точнее выразить мысли).
- Что общего у слов синего цвета?
- Назовите орфограмму.
4). Цепочки слов.
- Запиши цепочки слов, устранив в каждой лишнее.
- Орфограммы подчеркните.
Доска.
Куч…, пр…ник, ч…йка, внуч…та.
Пощ…да, пищ…ть, трещ…ть, ч…сы
- Назовите цепочки слов.
- Кто согласен?
- Назовите лишнее?
- Почему оно лишнее?
- Какая орфограмма встретилась в словах?
5) Измените слово так, чтобы в нем было сочетание ча, ща.
- (Галка) сидели везде.
- (Белка) прыгали по веткам.
- (Заяц) бегают по снежному полю.
Взаимопроверка.
VI. Подведение итогов.
- Достигли ли, поставленной в начале урока?
- Если считаешь: все могу все понял, могу помочь нужна помощь, то возьми цветок соответствующего цвета.
- Синий - все могу.
- Желтый – все понял, могу помочь.
- Красный – нужна помощь.
- Оцените каждый себя.