Урок русского языка по теме "Слова с сочетанием ЧА–ЩА"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • сформировать способность к наблюдению правописания сочетаний ча, ща;
  • способствовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ,
  • развивать орфографическую зоркость;
  • создавать условия, предоставляющие возможность проявлять инициативу и творчество;
  • содействовать психофизическому и личностному развитию учащихся на всех этапах урока;
  • учить рефлексии по отношению к своему состоянию;
  • способствовать развитию: дружеского отношения между учащихся, умение понимать друг друга, самостоятельности, интереса к предмету.

Ход урока

I. Орг. Момент.

- Пусть сегодня урок русского языка принесет нам радость общения, наполнит наши сердца теплыми, добрыми чувствами.

II. Словарная работа.

Игра “Буквы спорят”.

О о о о
В...робей, в...рона, г...род, м...роз.
а а а а

- Прочитайте.

- Вставьте пропущенные буквы.

- Что общего?

- Какое слово вызвало затруднение? (Мороз)

- Это новое словарное слово.

- Запишите его.

- Что о нем можно сказать? (Существительное, мужского рода, единственного числа, неодушевленное).

- Объясните смысл слова.

- Где можно посмотреть правильное лексическое значение?

- Мы выяснили, что это слово обозначает очень холодную погоду.

- Обозначьте орфограмму.

- Как легче запомнить? (-оро, морж, холод).

Составьте предложение с этим словом.

III. Выход на тему.

Слуховой диктант.

- Запишите предложения под диктовку.

Зимой часто трещат зимние морозы.

- Сверьтесь с доской.

- Кто согласен?

- С чем не согласны?

- Как нужно писать?

- Объясните орфограмму.

- В диктанте один ученик допустил ошибку на эту орфограмму.

- Почитайте это предложение и найдите ошибку.

Тонкая корочка льда искрилась под лучями солнышка.

- Кто нашел?

IV. Определите тему урока.

- Чему должны научиться?

- Правильно. Сегодня на уроке мы будем наблюдать, сравнивать, обобщать, но самое главное - должны научиться правильно писать слова с сочетаниями ча, ща.

V. Работа по теме.

1) Наблюдение.

(Работа в группах).

- Возьмите конверт. Достаньте карточку со словами.

- Прочитайте задание (инструктаж).

Инструктаж.

1. Прочитай слова.

2. Раздели слова на две группы. Подчеркни одну группу синим, а другую красным карандашом.

Час, кричать, перчатки, задача, обещают, пищат, щавель, площадь.

- Вопросы есть? Приступайте к работе.

- На какие две группы разделили?

- Перечислите слова первой группы. Кто согласен?

- Выделите орфограмму.

- Есть ли другое мнение?

- Какой вывод можно сделать о правописании этих слов?

(Ча, ща пиши с гласной а).

- Найдите звуки, которыми различаются эти буквосочетания.

- Дайте им характеристику.

(ч), (щ)

  • согласный
  • мягкий
  • шипящий

2) Тренировочные упражнения.

1) Упражнение на избирательность запоминания.

- Прослушайте слова.

- Запомните те из них, в которых есть сочетания ча, ща.

- Пружина, зима, чаща, груши, рычат, щука, корзина, чашка.

Проверка с доски.

- Оцените себя.

- У кого также?

- Что помогло правильно написать слова?

- Подчеркните в словах мягкие согласные.

2) Доскажи словечко.

- Угадай и запиши последнее слово.

Принесла нам дождь плакучий,

Эта грозовая туча.

- Я щенка от злющей стужи защищал.

  • Щенок от радости пищал.
  • Наступает темнота.
  • На столе горит свеча.
  • Петя чуть не плачет.
  • Очень трудная задача.
  • Мама зайчатам на лапки
  • Купила белые перчатки.

- Что объединяет слова.

- Подчеркни орфограмму.

- Назови лишнее. (Пищал – глагол, с сочетанием ща).

- Составь предложение к схеме.

Кто? Как? Что делают? Где?

Птенцы громко пищат в гнезде.

Игра “Зажги огонек”.

- Запиши по памяти. Проверьте друг у друга.

- Подчеркни основу предложения.

3) Работа в группах.

- Возьмите конверт.

- Высыпите слова.

- Составьте пару слов.

- Слово красного цвета должно соответствовать по значению слову синего цвета.

Проверка.

- Назовите пары слов.

  • Волшебник – чародей
  • Нередко – часто
  • Глушь- чаща
  • Грязный – чумазый
  • Храбрец – смельчак
  • Жалеть – щадить

- Как называются слова?

- Для чего нужны? (Точнее выразить мысли).

- Что общего у слов синего цвета?

- Назовите орфограмму.

4). Цепочки слов.

- Запиши цепочки слов, устранив в каждой лишнее.

- Орфограммы подчеркните.

Доска.

Куч…, пр…ник, ч…йка, внуч…та.

Пощ…да, пищ…ть, трещ…ть, ч…сы

- Назовите цепочки слов.

- Кто согласен?

- Назовите лишнее?

- Почему оно лишнее?

- Какая орфограмма встретилась в словах?

5) Измените слово так, чтобы в нем было сочетание ча, ща.

  • (Галка) сидели везде.
  • (Белка) прыгали по веткам.
  • (Заяц) бегают по снежному полю.

Взаимопроверка.

VI. Подведение итогов.

- Достигли ли, поставленной в начале урока?

- Если считаешь: все могу все понял, могу помочь нужна помощь, то возьми цветок соответствующего цвета.

  • Синий - все могу.
  • Желтый – все понял, могу помочь.
  • Красный – нужна помощь.

- Оцените каждый себя.