Цель: формирование у учителей мотивации для оказания помощи учащимся 5-го класса адаптирующимся в среднем звене.
Задачи:
- помочь учителям в осознании трудностей возникающих у учащихся 5-го класса в процессе адаптации
- знакомство с мерами профилактики дезадаптации
- пробуждение желания оказать учащимся помощь.
Оборудование:
- Распечатанные вопросы по единым требованиям к учащимся ( по количеству участников)
- Памятки “Правила техники оценочной безопасности”.
- Таблички с названиями качеств.
- Цветные карточки восьми цветов Люшера.
- Табличка эмоционального восприятия учениками учителей ( по тесту Эткинда)
Ход занятия.
Вступительное слово ведущего.
Сегодня мы проводим семинар тренинг “ Как помочь учащимся 5-го класса адаптироваться среднем звене. Мне хотелось бы, чтобы то, что мы обсудим сегодня на семинаре, было вам полезно и применялось в повседневной работе.
Разогрев участников
Мы с вами сели в круг.
Такое расположение отличается от традиционного (за партами). Давайте по кругу выскажем, какие плюсы и минусы есть в таком расположении участников по сравнению традиционным.
“ Воспоминания”
Вспомните, те далекие времена, когда вы из начальной школы перешли в среднее звено; что было труднее всего?
Учителя называют: нахождение кабинета, разные требования учителей, разница эмоционального восприятия учителей - строгая, добрая, злая.
“ Единые требования” Приложение1
Прошу учителей высказаться по каждому вопросу. Ответы фиксируются на доске.
Итак, вы заметили, что требования различны.
Как вы думаете, что чувствует ученик, когда он
пришел от одного учителя к другому, получил столь
различные требования.
Как помочь избежать чувства растерянности,
тревожности?
Что мы можем для этого сделать?
“Цветные качества” Приложение2
Учителям предлагается ассоциативно подобрать цвета к качествам написанным на табличках.
Мы отметили, что разные цвета ассоциируются с разными качествами. А теперь посмотрите как воспринимают ученики вас.
Вывешивается таблица, где без указаний фамилий представлены результаты теста ТЦО ЭТКИНДА. Чтобы вы почувствовали, если бы ваши результаты были в зоне положительного эмоционального отношения, и оказались противоположными?
“ Переключение”
А сейчас я предлагаю определить степень вашего утомления в процессе работы.
Прошу всех подняться. Если степень утомления большая присядьте, опустите плечи вниз. Степень средняя – встаньте, руки вниз. Если степень утомления небольшая, встаньте руки вверх (полетели). Выполняем.
А как вы бы показали большую степень утомления?
А небольшую?
Садитесь, спасибо.
“ Динамика работоспособности”.
Итак, мы определили, что физическая минутка снимает напряжение, уменьшает утомление.
Однако в среднем звене, часто учителя не находят для нее времени. Между тем механизм работоспособности имеет определенную цикличность: 3-5 минут – врабатывания; 15-20 минут - оптимум; с 20 минуты утомление.
Какие приемы используете на уроке, чтобы снизить утомление.
“ Правила оценочной безопасности”. Приложение3
Участникам раздаются листочки с “правилами техники оценочной безопасности”.
Предлагается прочитать, привести примеры применения этих правил, по рассуждать о их достоинствах ( или недостатках, если они есть) применения их на практике, особенно в период адаптации.
Подведение итогов.
Поделитесь чувствами.
Что было полезного, то вы бы взяли в повседневную практику из сегодняшнего семинара?