Программное содержание:
- Расширить и закрепить представление о Государственной символике России.
- Организовать продуктивную творческую деятельность детей на основе имеющегося опыта.
- Способствовать воспитанию целостной эстетической культуры, художественного и образного мышления и творческого опыта.
Словарная работа: могучая, величавая, мудрый, гордый, держава, скипетр.
Активизация словаря: широкие просторы, старинные, древние города, родные края, символ России, Страна.
Предварительная работа:
знакомство с историей города, гербом Стрежевого в рамках проекта «Я и мой город», заучивание стихотворений о городе, оформление стенда, создание фотоальбома, комплексное занятие «Славлю свой город, в котором живу» в рамках проекта «Я и мой город», Посещение занятий в музее по программе «Таёжные сказки», занятий в ЦЭВД. Беседы и рассматривание иллюстраций по темам: «Символы России», «Москва – Красная площадь», «Старинные города», «Русские матрешки», «Великие люди», заучивание стихотворений В. Степанова «Российская семья», «Волга», «Тула» «Наш дом», дидактические игры «Собери флаг», сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу», «Магазин сувениров»; коллекционирование марок.
Приемы и методы:
- Игра – путешествие.
- Метод моделирования (работа со схемами)
- Проектный метод.
- Рассматривание картины. В.М.Васнецова «Богатыри»
- Исполнение хоровода, песен, закличек, обрядов.
- Хоровод у русской березы (загадка)
- Рассказ воспитателя
- Детские рассказы
- Оформление альбома – коллекции «Марки России»
Оборудование и материалы:
контурная карта России , берестяная грамота, коллекция матрешек, разноцветные ленточки, скотч, ножницы, картина В.М. Васнецова «Богатыри», знаки – символы (матрешка, русская береза, богатырь на коне, Герб, Флаг, альбом марок), 2 стола
Костюмы: русские народные -2 девочки, 2 мальчика, 2 –матрешки, 3 –березы, 3- богатыря.
Ход занятия
Приглашаю детей на коврик, здороваемся с присутствующими.
Вбегает молодец-удалец:
- Расступись честной народ,
я бегу по пути,
чтобы в гости к вам зайти.
Воспитатель:
-Так спеши же, заходи!
Молодец-удалец:
-Принес я вам послание,
вас ожидают испытания.
выполняйте все задания
в путешествии увлекательном,
очень даже занимательном.
Воспитатель:
-Что за сверток? развернем,
может что- нибудь прочтем?
(развязываю сверток)
- что же это, дети?
- Береста, а на ней что-то указано.
- Как вы думаете, почему послание на бересте?
- Да, действительно раньше, когда ещё не было бумаги, люди использовали бересту, на ней писали знаками, и называлась она берестяной грамотой.
-Давайте посмотрим, что изображено на это грамоте. ( Какие-то знаки, стрелочки)
-Как вы считаете, что это?
(это путь, маршрут, по которому мы должны пройти) - варианты ответов детей
- Значит, мы должны отправиться в путешествие, а куда?
- А что же это за лист? развернем, посмотрим. ( карта). На что похоже, вам что-нибудь напоминает?
Ответы детей.
- Да, действительно, это карта. А какой страны?
- России.
- Каждая страна имеет свои предметы – символы, которые отличают ее от других. Нам нужно отправиться в путешествие, отыскать эти символы и заполнить карту, используя маршрут, указанный в берестяной грамоте.
Молодец-удалец:
- Ищи народ, где же намек!
1. Матрешки.
Воспитатель:
- Ну, матрешки, всем на диво, расскажите все о них.
Рассказы детей (дымковская матрешка, сюжетные матрешки по сказкам, образная матрешка).
- Веселись детвора, ждет вас детская игра"Собери матрешку" (дети делятся на три команды, каждая собирает матрешку)
- Можно ли назвать матрешку символом русского народа? (Удалец крепит символ матрешки на карту).
2. Идем искать следующую цифру 2.
Удалец: «Усидеть я не могу, должен искать, побегу».
- Её узнаешь по примете нет дерева белее на свете? (береза).
Рассказ воспитателя:
- Конец весны начало лета, время веселого и красивого древнего праздника зеленых святок- это поклон березе: её украшают лентами, водят девичьи хороводы, дают клятву девичьей дружбы. В этот день в храм несут березовые ветки, освещают их и ставят в доме в вазу.
- Пойдемте, девочки, во луги, лужочки. Будем там хороводы водить, песни запевать и завьем веночек на целый годочек.
Хоровод "Русские березы".
Через веночек девочки целуются и произносят:
- Кумись, кумись да подружись.
Чтобы нам с тобой не браниться,
Надо навечно подружиться.
(разрезают ленточки и украшают березку). Удалец располагает символ березки на карту.
3. Где же символ с цифрой 3?
- Это картина В.М.Васнецова «Богатыри».
Выходит Илья М.- богатырь:
1. Под славным под городом под Киевом,
На тех, на степях на Днепровских
Стояла застава богатырская.
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец-сын Иванович.2.А был на заставе ещё и Добрыня Никитич
Был он младше, чем Илья
И пошел его конь богатырский
С горы на гору перескакивать
С холма на холм перемахивать.3. А был там Алеша Попович -
Самый младший, что красна
Города из Ростова,
Свой тугой лук отстегивал
Накладывал стрелочку каленую
И натягивал тетевичку шелковую
Я продолжаю:
- Сидят они на конях, былинные богатыри герои русских сказок и легенд одеты в кольчуги, на головах -крепкие шлемы. Встали на богатырской заставе, что бы защищать отечество от врагов, их взгляды устремлены вдаль, готовясь встретить непрошенного гостя.
- А являются ли символом России богатыри?
- А теперь, когда наши Богатыри рассказали, давайте на картине определим, где Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
(Дети определяют, спорят, доказывают, почему они так решили).
4. Подходим к цифре 4.
- Кристина сегодня принесла на новые марки. Я их увеличила, чтобы вы могли их рассмотреть. О чем рассказывают твои марки Кристина? Что вы видите ещё на этих марках?
(Мужик ловит рыбу, девушка собирает в лесу грибы, девушка с коромыслом идет по воду).
- В нашем альбоме есть странички с марками живописи по сказкам. Я предлагаю вам создать ещё одну страничку живописи о крестьянском быте, о жизни людей в старину.
(Дети размещают марки в альбоме).
- Альбом с марками рассказывает об истории России, поэтому российскую марку мы можем назвать символом России.
(крепим на карту нашу марку).
5. Следующая цифра на карте 5.
Продолжаем путь.
-Белый цвет березка
Синий - неба цвет
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
-Что это? (Флаг)
- А какие ещё отличительные знаки, которые символизируют нашу страну вы знаете?
(Герб, Гимн)
- Где мы можем увидеть эти символы?
(На административных зданиях, на машинах, школах, на спортивных олимпиадах, на торжественных собраниях, на международных встречах)
Располагаем Герб и Флаг на карте.
- Мы прошли с вами весь путь, заполнили карту символами. Как вы считаете, все ли символы России мы нашли?
(Ответы детей)
- Мы будем продолжать работать с этой картой.
Читаю стихотворение «Наш дом» В.Степанова.
И я на карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну - наш общий дом.
Используемая литература:
- Соломенникова О.А. «Радость творчества».
- Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду».
- Бердникова Н.В. «Веселая ярмарка».
- Антонов Ю.Е. «Как научить детей любить родину».
- Новицкая М.Ю. «Наследие».
- Абросимова Г.Н. «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности».
- Крылова Н.М. «Детский сад – дом радости». Средняя, старшая, подготовительная группы.
- Шепелева Т.В. «Государственные символы России».
- Степанов В.А. «Учебник для малышей. Моя Родина - Россия».