Цель: формирование социальной компетенции.
Задачи:
- развитие способностей к самоопределению и самореализации;
- знакомство с основными обществоведческими темами и разделами;
- анализ наиболее типичных социальных ситуаций, формирование умений принимать обоснованное решение и делать выбор;
- формирование умения принимать на себя личную ответственность за свое решение;
- воспитание моральных ценностей: добро, ответственность, свобода, выбор, гражданственность, патриотизм, толерантность;
- формирование ключевых компетентностей.
Продолжительность курса 34 часа. Предусматривается проведение уроков как традиционных, так и в форме практикумов, ролевых игр.
Оценка складывается из следующих результатов:
- «портфель достижений учащегося» (сочинения-эссэ, подборка материалов к уроку, самостоятельно составленные кроссворды, ребусы, рисунки, схемы, таблицы, словарь, другие результаты);
- знания (понятия, факты, явления);
- социальный проект;
- работа в группе;
- самооценка.
Показателями успешного усвоения учащимися содержание курса является повышение их инициативности и самостоятельности.
Разрабатывая эту программу, я опиралась на свой опыт преподавания курса «Граждановедения» в 5 классе на протяжении 12 лет.
Данная программа может быть использована не только для проведения уроков, но и для ведения кружка, факультатива, элективного курса, во внеклассной работе как цикл классных часов.
Примерная программа
Введение. «Мы пришли в школу» (2 урока).
Цели и задачи предмета. Цели и задачи саморазвития.
Тема 1. «Я - человек» (3 урока).
Зачем человек рождается. Что человек наследует от своих родителей. Здоровье человека. Как мы относимся к другим людям.
Тема 2. «Я отличаюсь от других» (3 урока).
Способности человека. Потребности. Мои интересы и увлечения.
Тема 3. «Я выбираю» (4 урока).
Свобода выбора. Ответственность. Опыт выбора в конкретных ситуациях. Личностная готовность принять ответственность за результаты выбора. Ценностные основания выбора.
Тема 4. «Мораль и я» (4 урока).
Доброта. Мораль. «Золотое правило морали». Смелость. Страх. Отвага. «Я говорю злу нет».
Тема 5. «Я и другие» (4 урока).
Межличностные отношения: возможные проблемы и пути их решения. Конфликтная ситуация и способы выхода из нее. Умение договариваться.
Тема 6. «Я и моя семья» (4 урока).
Значение семьи для человека и общества. Любовь и забота. Семейные обязанности. Взаимоотношение родителей и детей. Домохозяйство и домоводство. Свободное время.
Тема 7. «Я – гражданин» (4 урока).
Наша Родина - Российская Федерация. Что значит быть патриотом. Малая Родина. Историческая память. Государственные символы России. Гражданин – отечества достойный сын. Права и обязанности граждан РФ. Россия – многонациональное государство. Толерантность.
Тема 8. «Я и экономика» (4 урока).
Труд – основа жизни. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Творчество в искусстве.
Тема 9. «Я взрослею» (2 урока).
Самооценка себя и изученного курса: что я узнал в этом учебном году и что мне пригодится.
Литература:
1. Соколов Я.В. Учебно-методический комплекс «Граждановедение», М., НВЦ «Гражданин».
2. Боголюбов Л.Н. Учебно-методический комплекс «Обществознание», М., «Просвещение», 2006год.
3. Ахметова И.Ф., Иванова Т.Ю., Иоффе А.Н., Прутченков А.С., Смирнова Г.К. учебно-методический комплекс «Мой выбор», М. «Ижица», 2005г.
4. Шемшурина А.И. «Этическая грамматика» (экспериментальный материал для воспитателей и классных руководителей), Академия Педагогических Наук СССР, 1984г.
Тематическое планирование.
Тема. | Тема урока. | Понятия. |
Введение. «Мы пришли в школу» (2 часа). |
1. Цели и задачи предмета. 2. Цели и задачи саморазвития. |
Самоопределение, развитие, саморазвитие, цель, задачи. |
Тема 1. «Я – человек» (3 часа). | 1. Зачем человек рождается. 2. Здоровье человека. 3. Как я отношусь к другим. |
Человек, здоровье, жизнь, отношения. |
Тема 2. «Я отличаюсь от других» (3 часа). | 1. Мои способности. 2. Потребности. 3. Мои интересы и увлечения. |
Способности, потребности, интересы, увлечения. |
Тема 3. «Я выбираю» (4 часа) | 1. Свобода выбора и ответственность. 2. Практикум (выбор в конкретных ситуациях). 3. Результаты выбора и их последствия. 4. Ценностные основания выбора. |
Свобода, ответственность, мировоззрение, ценности. |
Тема 4. «Мораль и я» (4 урока). | 1. Мораль, ценности. 2. Добро и зло. 3. «Золотое правило морали». 4. «Я говорю злу нет» (урок-практикум). |
Мораль, ценности, добро, зло, гуманизм. |
Тема 5. «Я и другие» (4 часа). | 1.Межличностные отношения. 2. Проблемы общения. 3. Конфликтная ситуация и способы выхода из нее. 4. Умение договариваться (урок-практикум). |
Межличностные отношения, общение, лояльность, взаимопонимание, агрессивное поведение, межличностные конфликты, их разрешение. |
Тема 6. «Я и моя семья» (4 часа). | 1. Самое главное –это семья. 2. Семейные обязанности. 3. Родители и дети. 4. Моя семья (урок-практикум). |
Семья, брак, обязанности, отношения между поколениями. |
Тема 7. «Я – гражданин» (4 часа). | 1. Наша Родина – Россия.
2. Государственные символы. 3. Права и обязанности. 4. Малая Родина. |
Патриотизм, гражданственность, государственные символы: флаг, герб, гимн, права, обязанности. |
Тема 8. «Я и экономика» (4 часа). | 1. Труд – основа жизни. 2. Труд и творчество. 3. Богатство и бедность. 4. Благотворительность и меценатство. |
Труд, экономика, творчество, богатство, бедность, благотворительность, меценатство. |
Тема 9. «Я взрослею» (2 часа) | 1.Как я поработал в этом году. 2.Мне это в жизни пригодится. |
Цели, задачи, результаты, саморазвитие. |