Цели урока:
- формировать умение выполнять действия умножения на двузначное число;
- совершенствовать умения работать с математическим текстом;
- способствовать сознанию практической значимости математических умений.
Ход урока
1. Стадия вызова.
- Ярко светит солнце. Снег быстро тает. Начинает подсыхать земля. А это говорит о том, что скоро надо будет заниматься своим огородом. Расскажите, какой у вашей семьи огород, как вы его обрабатываете. Как вы думаете, чтобы огород обрабатывать, надо ли знать его площадь?
Обмен мнениями в группах, затем - в классе.
- Предлагаю вам решить две задачи: Найдите площадь огорода прямоугольной формы со сторонами 35 метров и 9 метров. А теперь найдите площадь огорода прямоугольной формы со сторонами 35 м и 29 м .
Второе задание вызывает затруднение учащихся.
- Почему вы не выполнили задание? Что вызвало затруднение? На какие вопросы нам нужно найти ответы, чтобы решить эту задачу?
Открывается записанная на доске таблица:
Вопросительные слова | Ключевые слова темы |
Что? Где? Почему? Какой? Зачем? Как? |
Множитель Неполное произведение Полное произведение Единицы, десятки. |
- Используя слова из первой и второй колонок таблицы, составьте вопросы, на которые вы не знаете ответов. Обсудите в группе и выберите самые важные вопросы.
Выбранные детьми вопросы обсуждаются в классе с точки зрения их важности для решения возникшей на предыдущем этапе урока проблемы. Окончательный перечень вопросов учитель записывает на доске.
2. Стадия содержания.
- Учащиеся читают текст учебника. На полях по ходу чтения ставят номера вопросов, на которые нашли ответы в той или иной части текста.
- Коллективное обсуждение полученной информации: Какая группа нашла ответ на первый вопрос? Кто хочет дополнить, уточнить ответ? И т.д.
- Групповая работа по восстановлению деформированного текста: каждая операция алгоритма умножения на двузначное число записана на отдельном листочке, учащиеся должны расположить их в нужной последовательности
- Выполнение упражнений в парах.
А) решить примеры с доказательным комментированием;
Б) вставить пропущенные цифры, чтобы запись примера была верной;
В) соотнести записанные произведения с ответами;
Г) найти ошибку в вычислениях.
После каждого вида работы проводится обсуждение полученных результатов: опрашиваются 2-3 пары, остальные - сверяют и, в случае необходимости, уточняют ответы товарищей.
3. Стадия размышления.
Учащимся предлагается вернуться к задаче по определению площади огорода прямоугольной формы со сторонами 35 м и 29 м. Смогли ли вы решить эту задачу сейчас? Какие новые знания и умения помогли вам в этом? Будут ли вам полезными полученные на уроке знания? Где ещё вы сможете их применить?