Цель: Ознакомить учащихся с согласными звуками [З.],[З.`] и буквами З, з.
Задачи:
- Научить правильно, плавно и осознанно читать по слогам слова и текст; научить писать заглавную букву З, слияние и слова с изученной буквой.
- Совершенствовать все виды речевой деятельности(умение слушать, высказывать свое мнение, читать связные тексты с выделением главной мысли в них).
- Формирование поискового метода чтения, овладение диалогической и монологической речью через образы художественного текста.
- Совершенствовать знание литературоведческих понятий, развитие познавательных процессов.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Воспитывать любовь к природе.
Методы: проблемно-иллюстративный; творческое чтение, имеющее воспитательное значение.
Формы: индивидуальные, парные, фронтальные, групповые.
Оборудование: Пропись № 2 В.А. Илюхиной, книга Л.А. Ефросининой «Учись читать». Картина «Золушка», «Карета», трафареты. Картины, изображающие зимнее время года «Зимние забавы», «Снежинки», «Зимняя дорога». Набор карточек с буквами, слогами; аудиозапись музыкального отрывка, цветные карандаши.
I. Организационный момент.
Школьный прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Будем мы читать, писать,
Главное здесь не лениться,
Наши гости посмотрят сейчас,
Как ребята умеют трудиться.
(Звучит музыка)
«Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?»
- Конечно, вы знаете это время года. Шепотом скажите, когда это бывает? (зимой).
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте.
Мы попали в зимний лес,
Полный сказок и чудес.
В медленном танце падают, кружатся снежинки. Они такие нежные, пушистые, серебристые, ажурные. Это подарок, который сделала нам природа.
Снежинки в небе закружились,
И к нам на доску опустились.
II. Разработка речевого аппарата.
На доске картинки снежинок, внутри них буквы - А, О, У, И, Е, Ы и З.
-Догадайтесь, ребята, почему снежинка с буквой З больше остальных?(Буква З - наша новая буква, мы познакомились с ней на предыдущем уроке.)
-Произнесем звук [З.].
-Дайте характеристику звука(Согласный, парный, может быть твердым и мягким.)
Игра «Одень человечка»
На фланелеграфе рисунок человечка. Дети одевают ему шапочку в форме звоночка, так как согласный звонкий. На ноги обуваем один ботинок синий, а другой зеленый, так как звук может быть твердым и мягким.
- Прочитаем слоги, получившиеся из букв в снежинках – ЗА, ЗО, ЗУ, ЗИ, ЗЕ, ЗЫ. (хором.)
- Как называются такие слоги?(Открытые).
- Прочитайте слоги справа налево – АЗ, ОЗ, УЗ, ИЗ, ЕЗ, ЫЗ.(хором.)
- Мальчики, прочитайте шепотом, открытые слоги.
- Девочки, прочитайте шепотом, закрытые слоги.
- Прочитайте слоги, где согласный звук мягкий.( ЗИ, ЗЕ).
- Придумайте слова, чтобы в них были наши слоги. Где слышим звук [З.]?(В начале, середине или конце).
- Кто придумал самое длинное слово?
Снежинки кружились и перевернулись. Какую букву вы видите на картинке снежинки?(букву С) Произнесем звук.
- Что вы можете сказать о паре звуков [З.] и [ С ] ?( парные звонкие и глухие согласные)
- Прочитаем открытые слоги- СА, СО, СЫ, СЕ, СИ, СУ.
-Прочитаем закрытые слоги - АС, ОС, ЫС, ЕС, ИС, УС.
III. Постановка цели и темы урока.
На сегодняшнем уроке мы будем писать новую букву, много читать и говорить о зимнем времени года.
Актуализация знаний.
Игра «Слово рассыпалось».
Снежинок нападало очень много, образовался сугроб.( На доске рисунок снежного сугроба, в котором есть буквы О, М, З, Р, О.)
- Назовите буквы.
- Догадайтесь, почему буквы разного цвета?(Синие буквы обозначают звуки согласные, а красные гласные звуки).
- Ребята, давайте составим из букв слово, связанное с темой нашего урока «Зимнее время года». Ученик на магнитной доске составляет слово «МОРОЗ»
IV. Слого - звуковой анализ слова «мороз».
-Сколько слогов в слове «мороз»?
- Назовите ударный слог?
- Назовите звуки первого слога? Второго слога?
-Как проверим написание последней буквы в слове?(Изменим слово, чтобы последний звук слышался отчетливо мороз - морозы). Слово «мороз» словарное, в первом слоге гласная находится в слабой позиции, проверить ее нельзя, а можно только запомнить.
- Произнесем вместе как нужно писать слово «мороз».
- Чем отличаются слова «мороз» и «морозы»?(единственное число и множественное число).
V. Работа с картиной.
На доске картина «Зимние забавы».( Ребята съезжают с горы на санках, катаются на лыжах, коньках. Строят снежную крепость. )
- Что видите на картине?
-К слову «зима» подберите родственные слова(зимушка, зимовье, зимовать, озимые…)
Озимые хлеба сеют осенью, всю зиму крохотные росточки укрывает снежное покрывало, спасая их от мороза. Чем больше снежинок падает на землю, тем лучше. Под сугробами прячутся от холода насекомые, снег спасает все живое, спрятанное в земле от холода.
VI. Физкультминутка.
(Упражнение для пальцев рук.) Изображаем ладошкой снежинки. Дети показывают, как снежинки кружатся, ложатся на землю.
VII. Работа с текстом «Зима» в книге Л.А. Ефросининой «Учись читать» часть 2.
Первичное восприятие текста. Прослушивание чтения рассказа учителем.
-Как вы думаете, как озаглавлен этот рассказ?(Зима).
Чтение текста учениками. Разбор.
-Прочитайте восклицательное предложение.(Ух, и морозы!) С какой интонацией читаем?
-У кого снегокат?(У Захара и Лизы снегокат.)
-Почему слова «Захар» и «Лиза» написаны с большой буквы?(Имена собственные).
-Кого катал Захар?(Захар катал Лизу на снегокате.) Сколько слов в предложении?(5)
-Сократите до основы.(Захар катал.)
-Жанр произведения?(рассказ).
-Тема рассказа?(О детях.) Как оформим обложку?(Желтый прямоугольник. Показ на доске.)
Ребята, по вашим рассказам, видно как вы любите зимнее время года. Я знаю, что некоторые из вас даже сочинили стихи, посвященные зиме. Давайте прочитаем их всему классу и нашим гостям.
Дети читают свои стихи.
VIII. Письмо. Штриховка, рисование узора.
Приятно смотреть на падающий снег и мечтать. Какая мечта есть у вас? Когда я была как вы, я мечтала, что когда вырасту, то стану учительницей, как моя мама. Моя мечта исполнилась.
Отгадайте имя сказочной героини и скажите, о чем мечтала она.
Я во дворце никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила, пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.(Золушка.)
На доске картина Золушки.
- О чем мечтала девушка?
- Почему именно Золушка сегодня у нас в гостях?(Имя на букву З.)
Перед вами трафарет платья Золушки, с помощью элементов букв, штриховки превратите его в нарядное.
Звучит музыка. Ребята - это маленькие волшебники, помогающие Золушке превратиться в принцессу. Показ лучших работ.
Золушка в бальном платье была самая красивая, но вот часы пробили полночь. Поможем девушке поскорей добраться домой.
На доске рисунок, на котором нарисована дорога, по форме напоминающая букву З.
Учитель передвигает картинку с каретой по дорожке, дети в этот момент рукой показывают в воздухе путь Золушки. «Сначала карета ехала медленно, потом быстро. Стало совсем темно и карета едет в темноте.(Дети встают с места, закрывают глаза и в воздухе показывают путь).
- Ребята, а кто догадался, на что похожа дорожка?(буква З.)
Показ новой буквы.
- Дайте характеристику новой букве.(Большая, заглавная, письменная).
-Отличие от печатной буквы?
Графический разбор.
-Из каких элементов состоит?(два полуовала, один больше другого, знак «меньше» в серединке.) На фланеллеграфе показ элементов буквы З.
Объяснение и показ учителем на доске: «ставим ручку на 1/ 3 снизу в верхней дополнительной строке, выписываем полуовал, а в нижней 1/3 дополнительной строки выписываем острый уголок влево(схожий со знаком «меньше»), перед верхней линеечкой рабочей строки разворачиваем ручку. Спускаемся по наклонной линии вниз и выписываем клюшку».
Письмо в воздухе буквы с объяснением учителем и учениками.
Письмо в прописи 2-3 букв с объяснением, а потом 3-4 буквы самостоятельно.
Ребята, пишите красиво, чтобы каждому я смогла написать в прописи «Молодец» или «Умница».
За лучшие работы учитель дает ребятам снежинки, вырезанные из бумаги.
IX. Физкультминутка.
Ребята встают, берут в руки снежинки, подаренные учителем. Звучит музыка, дети за учителем повторяют движения.
Мы снежинки, мы пушинки
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили-
Крыши снегом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Приземляются снежинки тихо, мягко. Сначала садятся снежинки побольше - мальчики, потом снежинки поменьше – девочки. Кто тише?
X. Игра «Полубуковка».
Снежинки кружились, половину букв засыпали снегом. На доске и в ваших прописях написаны элементы букв, догадайтесь какие это буквы и запишите их целиком. Один ученик записывает с комментированием на доске, остальные в прописи. Важно назвать правильно букву и звук, которую он обозначает.
Н к а в е т ы о с л р м
XI. Рисование.
На нашей картине появилась буква З. Ребята, что можно нарисовать, чтобы буква превратилась в рисунок?(снеговика)
Дети дорисовывают картину по очереди, используя цветные мелки.
XII. Итог урока(рефлексия).
- Что нового узнали на уроке?
- Какие задания понравилось больше выполнять?
- Что вызвало затруднения? Как с ними можно справиться?
- Кому понравилось на уроке - хлопните в ладоши!
Урок окончен. Спасибо за работу.