Вид занятия: творческая мастерская.
Цель занятия: развитие у детей интереса к изучению родного края.
Задачи: развивать речевые умения и творческие способности, развивать кругозор, познакомить с работой корреспондента, развивать познавательную активность учащихся, умение работать в сотрудничестве, воспитание чувства патриотизма.
Оборудование: детские сочинения на альбомных листах, рисунки, фотографии, название газеты “РАДУГА”, таблицы с названиями рубрик, на доске плакат со стихами:
“Родины себе не выбираем.
Имени себе мы не даем.
Землю, где родились и живем
С детства называем отчим краем”.
Ф. Васильев.
Ход занятия
Вступительное слово учителя:
- Ребята. Сегодняшнее занятие факультатива “Юные корреспонденты” начнем с отрывка стихотворения замечательного удмуртского поэта Флора Васильева.
(Учащиеся читают хором стихи с доски):
Родины себе не выбираем,
Имени себе мы не даем.
Землю, где родились и живем
С детства называем отчим краем.
Флор Васильев.
Звучит песня “С чего начинается Родина?”. На фоне музыки рассказывает учитель:
- Человеку присуще чувство любви к Родине. С чего начинается Родина? Один скажет: “С маленькой деревеньки”. Другой возразит: “С большого города”. Третий скажет: “С пестреющего италмасами луга”, а четвертый скажет: “С бескрайних степных просторов”. И каждый будет по-своему прав. Родина – это много: это и тропинка, ведущая в березовую рощу, это и лесная полянка с ее “жителями”, это и пернатые друзья, заботливо ухаживающие за своим потомством. Это и столица нашей Удмуртии, и рабочий поселок Игра, твоя улица, дом, семья. Это все мы с нашими радостями и заботами.
Ребята, сегодня в нашей творческой мастерской примут участие бывшие мои ученики – корреспонденты детских газет и профессиональные корреспонденты районной газеты “Светлый путь”. Они выступят в роли экспертов и кураторов при создании нашей газеты “Радуга”. Как вы уже догадались, наша газета будет посвящена нашей Родине большой и малой. Она расскажет нам о нашей Республике, поселке, улице, школе, друзьях и вашей семье.
Дорогие гости. Вы сегодня находитесь “в редакции” детской газеты “Радуга”, и все мы станем свидетелями рождения новой коллективной газеты. Дети немного расскажут о себе, о своих увлечениях.
С визиткой класса выступает группа детей:
1 чтец:
За церковью старинной,
Среди берез высоких
Стоит большая школа,
Зовется она “первой”.
Там пишут и читают,
Рисуют и считают,
Танцуют и поют,
Газеты создают.
2 чтец:
В школе говорят про нас:
“Любознательный ваш класс:
Школьники активные,
Дружные, спортивные”.
3 чтец:
Наш учитель говорит:
“Это мой любимый класс:
Дети все смышленые,
Творческие, умные”.
4 чтец:
Мамы говорят про нас:
“Интересный третий класс:
Дети все талантливые
Просто замечательные”.
Учитель:
- Ребята, я хочу представить вам мою ученицу – десятиклассницу, которая сочинила стихотворение о нашем родном крае. Наташа, что для тебя обозначает слово “родина”? (Читает стихи собственного сочинения)
С днем рождения, УДМУРТИЯ!
Я перечитываю книгу старую,
Посланницу былых времен,
В ней говорится, что удмурты славились
Во все века упорнейшим трудом.Листаю пожелтевшие страницы,
И снова открываю для себя,
Что этим краем я должна гордиться,
Что этот край – Удмуртия моя!Здесь родились народные поэты,
Слагали песни чудо – мастера.
Просторнее и краше места нету.
Любимая удмуртская земля.
Прочитана последняя страница,
Но скоро мы напишем новый том
И в этой книге будут наши лица,
Прославившие наш родимый дом.
Учитель:
- Ребята, сейчас мы разделимся на группы, в зависимости от темы вашего сочинения. (Учащиеся заранее написали заметки и придумали рубрики к газете). В каждой группе будут кураторами наши гости – старшеклассники. Вам необходимо прослушать сочинения и более удачные из них порекомендовать для нашей газеты.
Первая группа работает над рубрикой “Моя Родина”.
(Темы их сочинений “Моя улица”, “Моя деревня”, “Моя Удмуртия”, “Мой поселок”, “Мой микрорайон”).
Моя Удмуртия.
Родина – это мой край, в котором я живу. Удмуртия – это маленькая частица огромной страны России, в которой живут мои родители, сестренки, друзья и все те, с кем я общаюсь. Здесь, как и в других республиках, много людей разных профессий и национальностей.
У нас удивительная природа. Много полей, рек и лесов со своим животным и растительным миром
Кулемина Настя.
Мой поселок Игра.
Поселок Игра. Какое веселое у него название! Здесь я родился, здесь я живу и учусь. Для меня Игра – это маленькая моя родина. Поселок красив в любое время года.
Мне нравится поселок, особенно зимним вечером. Так много вокруг огней! В Новый год мы попадаем в сказку. На главной площади стоит большая нарядная елка. Около елки игры, песни и катание с ледяных горок.
Когда уезжаю на каникулы из своего поселка, то очень скучаю по нему и стараюсь быстрее вернуться домой…
Кардапольцев Сергей.
Моя деревня.
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Я живу в деревне Кабачигурт, где много красивых домов с расписными наличниками и палисадниками. Моя деревня особенно хороша весной. Далеко разносится запах цветущей сирени и яблони. Вдоль деревни протекает река Лоза. В жаркую погоду на ней всегда многолюдно. Через нашу деревню проходит Сибирский тракт. По этой дороге проезжают много разных автомобилей. Люблю я свою деревню.
Лекомцева Катя.
Микрорайон нефтяников.
В нашем поселке есть замечательный уголок – микрорайон нефтяников. Здесь много высоких домов, хороших магазинов, где можно купить необходимые вещи. Самое привлекательное место в микрорайоне – стадион, где проходят спортивные игры и соревнования…
Степанов Влад.
Моя улица.
Я живу на улице Подгорная. Она называется так, потому что расположена под большой горой. Когда-то она была маленькой улицей с 12 домами. За огородами тянулось поле. В детстве моя мама бегала со своими подружками за васильками. Сейчас на нашей улице новостройки… Здесь когда-то жил знаменитый в Игринском районе человек: мастер спорта по лыжам, чемпион по велоспорту и самодеятельный поэт В. Я. Лекомцев…
Буранова Валя.
Вторая группа работает над рубрикой “Моя школа”
(Темы сочинений о своей школе, о своих учителях, о своих друзьях).
Мой класс.
Я учусь в 3-м классе. Мы живем дружно и интересно. У нас бывают много познавательных экскурсий и турслетов. В нашем классе есть маленькие поэты и художники. Мы организовали выставку рисунков нашего одноклассника и любовались его работами...
Ивонина Аня.
Нелегко быть учителем.
Мне кажется, что каждый человек помнит своих первых учителей. Профессия учителя трудная, ведь нелегко работать с детьми. Я уважаю свою учительницу. Она всегда готова помочь, если ты в этом нуждаешься. Моя учительница проводит уроки интересно. Я всегда с удовольствием хожу в школу, потому что чувствую, что Галина Николаевна рада нас видеть…
Мотошкова Анна.
Школа №1.
В центре поселка Игра стоит небольшое здание школы №1, которое существует более века. Ярко-красное здание оживает каждое утро. Учителя и ученики спешат в свою школу, чтобы со звонком начать свой рабочий день… Вот уже десятый год я учусь в своей любимой школе. Для меня она стала моим родным домом. Здесь я нашла своих верных друзей – одноклассников, а также учителей, которые помогают мне уверенно идти по стране Знаний.
Якубович Катя.
Третья группа работает над рубрикой “Моя семья”. (Темы сочинений о своих родителях, о братьях, сестрах, о дедушках и бабушках).
Моя семья.
Папа, мама и я – дружная семья. Мой папа нефтяник. Он работает инженером. В свободное время он любит ремонтировать старинные машины.
Моя мама создает тепло и уют в нашем доме. Она очень добрая и трудолюбивая. За эти качества ее ценят и на работе. Она работает фельдшером в больнице.
Я учусь в третьем классе. Меня любят родители и уважают мои друзья. В свободное время люблю смотреть телевизор, читать книжки, слушать хорошую музыку. Зимой всей семьей выходим на лыжную прогулку, а летом – на рыбалку или в лес за грибами и ягодами. Я себя считаю самым счастливым человеком…
Васильев Влад.
Какая я?
Меня зовут Настя. Я учусь в третьем классе. Мы живем в деревне, поэтому мне и моей сестренке приходится просыпаться рано. До школы я должна помочь еще маленькой сестренке одеться. После занятий мы с ней учим домашние задания, читаем книжки, рисуем, шьем наряды нашим куклам. У нас есть еще обязанности по хозяйству – помогать родителям …
Прозорова Настя.
Четвертая группа работает над рубрикой “Проба пера”.
(Стихи учащихся класса собственного сочинения).
Воробей.
В саду среди своих друзей
Чирикал громко воробей.
Я стала слушать и гадать
Их речь, по-своему, понять.
О чем чирикал воробей?
Он знает множество затей:
Как воровать у нас пшеницу,
Как угостить подругу – птицу.
Как созывать в игру друзей
И быстро скрыться от людей.
Как греться в сильные морозы
И как спастись в момент угрозы.
Радуга.
Радуга цветная
В небе засияла.
Мы на радугу смотрели,
Восхищались ею, пели.
Буранова Валя.
Кот.
Кот сидит на крыше,
А под крышей мыши.
Мышки зашуршали,
Ваську подразнили.
Кот залез к ним на чердак
И устроил кавардак.
Мансуров Миша.
Я когда-то был на море,
Разгулялся я на воле.
Вдруг увидел я медузу,
Подарил я карапузу.
А он сильно завизжал,
Сразу к маме побежал…
Нелюбин Стас.
На доске оформлено название, цитата и рубрики газеты. После обсуждения газетных заметок, дети поочередно выходят к доске, читают и прикрепляют свои работы. Так получается яркая и содержательная газета под названием “Радуга”. (Приложение №1)
Учитель:
- Дорогие ребята. Своя родина мила и дорога каждому человеку. Я родилась и выросла в живописном уголке нашей Удмуртии в деревне Лужаны. В этой деревне родился и жил удмуртский поэт и баснописец Афанасий Васильевич Лужанин. К большому сожалению, той деревни, где прошли мои детские и юношеские годы, нет и на карте, нет и в действительности. Мой отчий дом, односельчане остались в моей памяти, в сердце и в моих стихах. (Учитель читает стихи собственного сочинения).
Я мысленно в детство взгляну,
В свою деревеньку вернусь,
По тропочке к речке спущусь,
Водой ключевою напьюсь…Лужаны – сиротка моя,
Ты всеми любима была.
Теперь тебя вспомнят лишь раз,
Когда зацветет италмас.Березы, рябины вокруг
Листвой по утрам шелестят.
И, кажется, шепчут они
“Лужанцы, вернитесь назад!”Как прежде здесь птицы поют,
И речка журчит, журчит.
Леса и луга вторят вновь:
“Лужанцы, вернитесь домой!”Остались поля, родники.
В деревне хозяин - бурьян…
Разбросаны судьбы людей:
Какой получился изъян!!!Тоскую, край мой родной,
Особенно летней порой.
Умыться б водой ключевой,
Любоваться б твоею красой.
Учитель: Дорогие друзья. Слово предоставим нашим экспертам – корреспондентам районной газеты.
Эксперты:
- Дорогие ребята. Нам было очень приятно присутствовать на вашем занятии и посмотреть, как вы создаете свою коллективную детскую газету. Профессия журналиста творческая и интересная. Мы занимаемся поиском наиболее интересных и важных событий, происходящих в нашей стране, в республике, в районе, для того чтобы рассказать в средствах массовой информации. Ваша газета актуальна и содержательна. Она раскрыла тему и задачи, которые вы поставили перед собой. Мы желаем вам дальнейших успехов и тесного сотрудничества с нашей редакцией.
Учитель:
- Дорогие друзья! Закончилось очередное занятие нашего факультатива. Появилась новая газета. Ее читателями будут наши родители и школьники. Как здорово, что мы живем в таком замечательном уголке нашей необъятной Родины, где о нас заботятся, где нас ценят и любят. Наступит время, когда вы будете хозяевами своей республики, района. Какими они станут в будущем, зависит и от вас: от вашего отношения к труду, к окружающим, к родителям, к своей малой родине, к своей стране.