Урок-путешествие. Обобщающий урок по темам "Формулы сокращенного умножения" и "Деление многочлена на одночлен" (7-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 7


Цели урока:

1) Обобщение и систематизация знаний по темам “Формулы сокращенного умножения” и “Деление многочлена на одночлен”.

2) Подготовка к контрольной работе.

Ход урока

Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие, для этого нам нужно наметить маршрут, подобрать средства передвижения и достичь намеченной цели.

В выборе средства передвижения нам помогут ответы заданий устного счёта, помещенные в круг.

I. Устный счёт:

1) Поставьте в квадрат нужный знак используя формулы сокращенного умножения:

а) (р-2)(р+2) = (2-р)(2+р)

б) (х-2)(х-3) = (2-х)(3-х)

2) Вычислите значения выражений, используя формулы сокращенного умножения:

а) 862 - 142 = [].

б) 992 = [ (100-1)2 = 10000–200+1 = 9801 ].

в) [ (90+2)(90-2) = 902-22 = 8100-4 = 8096 ].

3) Какие из четырех равенств являются неверными:

I

x3 – 27 = (x – 3)(x2 – 3x + 9)

II

x2 – 6x + 9 =(x – 3)2

III

x3 + 8 = (x + 2)(x2 – 2x + 4)

IV

x2 + 6xy + 9y2 = (x – 3y)2

[Автобус]

Наше средство передвижения – автобус.

II. Решив правильно следующие примеры, расшифровав слово, мы узнаем, в каком направлении нам нужно двигаться (Работаем самостоятельно с последующей проверкой и выставлением оценок).

  1. Выполните умножение: .
  2. Решение:

    Ответ: 64х3 – 125у3

  3. Упростите выражение: в(в + 4) – (в + 2)2.
  4. Решение: в(в + 4) – (в + 2)2 = в2 + 4в – (в2 + 4в + 4) = в2 + в2 – 4 = – 4.

    Ответ: – 4.

  5. Hайдите значение выражения (3р – 8)2 + (4р + 6)2 + 100р при р = – 2.
  6. Решение: (3р – 8)2 + (4р + 6)2 + 100р = 248р + 64 + 16р2 + 48р + 36 + 100р = 25р2 + +100р + 100 = (5р +10)2.

    Если р = – 2, то (5р + 10)2 = (-10 + 10)2 = 02 = 0.

    Ответ: 0

  7. Решите уравнение: (х – 1)(х + 1) = 2(х – 3)2 – х2
  8. Решение:

    х2 – 1 = 2(х2 – 6х + 9) – х2

    х2 – 1 = 2х2 – 12х + 18 – х2

    х2 – 2х2 + 12х + х2 = 18 + 1

    12х = 19

    х = 19:12

    х = х =

    Ответ: х =

  9. Выполните деление многочлена на одночлен: (4х + 12у – 16):(-4).

Решение: (4х + 12у – 16):(-4) = 4х : (-4) + 12у : (-4) – 16 : (-4) = – х – 3у + 4

Ответ: – х – 3у + 4

Е

Р

Ю

В

Г

С

З

Е

- 4

– х – 3у + 4

4

0

-

64х3 – 125у3

4 + 27

Двигаемся на север.

III. Чтобы узнать, сколько километров нужно проехать на север найдите значение алгебраического выражения

112 – а2 + 2ав – в2, если а – в = 5

112 – а2 + 2ав – в2 = 112 – (а2 – 2ав + в2) = 112 – (а – в)2

Если а – в = 5, то 112 – (а – в)2 = 112 – 52 = 112 – 25 = 87

Ответ: 87 км.

IV. Проехав на север 87 км., мы оказались у дорожного стенда Математического полуострова, где указаны города.

5 28 - 1

Угол Дробь Формула

- 5 1 - 105

Функция Луч Степень

* 0,9

Прямая Треугольник

Чтобы узнать какие из них мы посетим, нам нужно решить следующие задания (выходим к доске):

1) Найдите многочлен М, если известно, что х3 + 64 = (х + 4)М. Вычислите значение многочлена М при х = - 2.

Решение: х3 + 64 = х3 + 43 = (х + 4)(х2 – 4х + 16).

(х + 4)(х2 – 4х + 16)= (х + 4)М. Отсюда М = х2 – 4х + 16.

Если х = - 2, то х2 – 4х + 16 = (-2)2 – 4(-2) + 16 = 4 + 8 + 16 =28

Ответ: 28

2) Упростите выражение и вычислите его значение (15х3у3 – 20х2у4) : 5х2у2 при х = ; у = -5.

Решение: (15х3у3 – 20х2у4) : 5х2у2 = .

Если х = и у = -5, то 3ху – 4у2 = .

Ответ:

3) Найдите значения числового выражения, выполнив соответствующие преобразования:

(2 – 1)(2 + 1)(22 + 1)(24 + 1)(28 + 1) – 216 =(22 – 1)(22 + 1)(24 + 1)(28 + 1) – 216 =

=(24 – 1)(24 + 1)(28 + 1) – 216 = (28 – 1)(28 + 1) – 216 = 216 – 1 – 216 = -1.

Ответ: -1

4) Докажите, что выражение принимает одно и только одно значение при различных значениях у:

(2у – 3)2 – (2у + 3)2 + 24у + 5 = 4у2 – 12у + 9 – (4у2 + 12y + 9) + 24у + 5 = 212у + 9212у9 + 24у + 5 = 5

Ответ: 5

5) Найдите значения х, при котором разность выражений:

(5 – 3х)2 – 7х2 и 0,5(2х – 3)(2х + 3) равна 2,5

Решение:

(5 – 3х)2 – 7х2 – 0,5(2х – 3)(2х + 3) = 2,5

25 – 30х + 9х2 – 7х2 – 0,5(4х2 – 9) = 2,5

25 – 30х + 22 + 4,5 = 2,5

-30х = 2,5 – 4,5 – 25

х = 27 : 30

х = ; х = =0,9

Ответ: х =

Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами совершили удивительные путешествия на нашем автобусе по городам Математического полуострова: Дробь, Степень, Формула, Угол, Треугольник.

V. Подводятся итоги урока, выставляются оценки.

VI. Дома: № 515(б), 520(б), 522, 531(б), 536(в) [1. C.63-66].

VII. Рефлексия.

  1. Как работали на уроке вы?
  2. Как работали на уроке ваши товарищи?
  3. Достигли ли целей урока?
  4. Комфортно ли вы чувствовали себя на уроке?
  5. Какую практическую ценность имеют знания, полученные на уроке?

Литература:

1. Мордкович А.Г. Алгебра. 7 кл.: В двух частях. Ч.2. Задачник для общеобразоват. учреждений/А.Г. Мордкович, Т.н. Мишустина, е.е. Тульчинская. – 6-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2003. – 160 с.