Живя в природе, мы учимся понимать её, хотя это дается не очень просто, а главное – по-настоящему начинаем любить ее. (А.Н.Захлебный)
Мероприятие является формой экологического образования и воспитания, стимулирующей у учащихся высокий уровень мотивации, интереса и включенности в коллективное дело. В процессе игры учащиеся приобретают навыки общения, учатся умело соединять знания и умения, проявлять творческие способности. Общение детей органично соединит эмоционально-чувственную и волевую сферу через проявление решительности, самостоятельности и целеустремленности. По технологии организации игра “Брейн-ринг” является организационно - деятельностной игрой, в которую вовлекается большое количество детей. Ее можно рекомендовать как одну из форм интеллектуально-творческой деятельности школьников в рамках фестивалей “Зеленая волна”, “Марш парков”, школьных предметных месячников и Праздников знаний.
Тема игры “Природа и мы”.
Цель:
- Обобщение знаний о сообществах растений и животных.
- Развитие у учащихся экологической культуры и культуры общения.
- Формирование представлений и обобщение знаний о единстве живой природы, взаимосвязи человека с природой.
Задачи:
- Совершенствовать навыки работы в группе.
- Развивать познавательный интерес к изучению учебных дисциплин образовательной области “Естествознание”
- Формировать у учащихся положительную “Я - концепцию”.
Оборудование:
- Раздаточный материал.
- Фломастеры.
- Секундомер.
- Бумага формата А-4, А-3.
- Мультимедийная аппаратура.
- Магнитофон.
Участники: Ученики среднего школьного возраста - члены экологических бригад школ района.
Жюри может быть сформировано из представителей Управления природопользования, Управления образования, родителей и педагогов. Всю информацию члены жюри вносят в оценочные листы (Приложение 1, Приложение 2).
Ведущая: Мы с вами живем в век бурного развития науки и техники. Проблемы природопользования и охраны природы становятся всё актуальнее.
Наша сегодняшняя игра пройдёт в 4 гейма между командами – членами экологических бригад 11 школ района.
Пусть команды нам представятся (называют школу, название бригады, девиз, командира экологической бригады).
Гейм 1 “Мозговой штурм”
Ведущая: Каждой команде будут задаваться вопросы в течение 30 секунд. Ваша задача ответить на как можно большее число вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Отвечать будут командиры бригад, но в случае затруднения члены команды могут оказать помощь.
Критерий оценки
– умение работать в команде.
Вопросы мозгового штурма смотреть в Приложении 5.
Гейм 2 “Дела цветочные”
Звучит музыка. На мультимедийном экране изображения лучших школьных цветников, выращенных учащимися.
Ведущая: На земле нет ничего более поэтичного и живописного, нежели цветы. Легенды и сказки о цветах всегда вдохновляли поэтов и композиторов.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры.
На столе каждой команды лежат конверты с заданиями с указанием времени их выполнения -13 минут. Учащиеся знакомятся с “Листом ответов” (Приложение 4). За каждый правильный ответ 1-2 задания этого гейма команда получает 1 балл. За третье задание максимальное количество баллов - 5.
Задание №1 “Легенды о цветах”.
О каких цветах говорится в тексте?
Латинское название этого цветка “Галактус” происходит от греческих слов “Гала”-молоко и “Актус”-цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: “Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Ева очень замёрзла. Тогда, чтобы как-то успокоить и согреть её, некоторые снежинки превратились в цветы”.
С тех пор этот цветок стал символом Надежды.
Её родина – Персия. Существует легенда о том, что однажды в апреле богиня цветов Флора в сопровождении Солнца и радуги Ириды опустилась на Землю. Перемешав все цветы и краски радуги, они начали ими осыпать луга и поля. Дойдя до Северных уголков Земли, богиня обнаружила, что краски закончились и осталась только одна лиловая. Тогда Флора брызнула эту краску на кусты и выросла роскошная…
В Англии этот цветок воспет поэтами. В сказках он служит колыбелью для малюток фей и эльфов. Его родина - Персия. Откуда он перекочевал в Турцию, а оттуда в Европу. В Голландии существует культ этого цветка, а в Амстердаме его можно было купить в обмен на целый дом.
Задание №2 “Анаграммы”
Необходимо переставить буквы так, чтобы получилось название цветка.
- ратса
- зора
- сетагет
- ладуленка
- цытабрах
- тицагин
- здокивга
- длигасолу
- кудзанеба
- зихреманта
Задание №3 “Школьная клумба”.
Составить на листе формата А 4 схему-проект школьной клумбы. Чётко отобразить элементы планировки, а насаждения подписать. Возможны варианты творческого подхода.
Критерий оценки
– умение работать в команде.
Гейм 3 “Знакомые незнакомцы”
Звучит музыка. На мультимедийном экране фотографии наших любимцев-животных. Это могут быть слайды с изображением домашних, диких животных и животных, занесенных в Красную книгу.
Ведущая: Наш гейм называется “Знакомые незнакомцы”. Время выполнения 12 минут, гейм состоит из трех заданий. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Задание №1 АВДЕЗИКНОПА
Раздаются карточки с буквами АВДЕЗИКНОПА, используя эти буквы, составить 2 слова, которые относятся к охране животных и растений.
Задание №2 “Спрятанные животные”
В данном тексте написаны двустишия, в которых зашифрованы названия животных. При разгадывании можно сливать слоги и буквы, но нельзя ничего переставлять местами.
(при отыскивании названия животного слово внести в “Лист ответов”)
1.
У трамвайного депо
Левка снял своё пальто.
2.
Пахом Якову принёс
В торбе рожь, ячмень, овес.
3.
Игра чудная-погляди!
Зовут её – “Ну, погоди”!
4.
Плыву на лодке вдалеке.
Шалаш мелькнул на островке.
5.
Кот Васька – форменный бандит,
а ведь имеет кроткий вид.
6.
Сапоги воды боятся.
Скоро стельки разлетятся.
7.
Забрался телёнок в капусту с утра,
Дядя телёнка прогнал со двора.
8.
Тащу кастрюльку с кипятком -
Не стойте на пути моём.
9.
У ткачихи – паучихи нить длинна,
Не рвётся, только тянется она.
10.
На платье нашей Риты
Плечи бисером расшиты.
Задание №3 “Черный ящик”
В 17 веке итальянского ученого Порта служители церкви чуть не сожгли на костре за “содействие с нечистой силой”. Он создал чудесный ящик, в котором выводилась божья тварь. Что это был за ящик?
О каком предмете один римский философ сказал: “Мы дошли до такой изнеженности, что даже наши мужчины не могут приклонить голову без этого приспособления”. Что это за приспособления?
Критерий оценки
– умение работать в команде.
Гейм 4 “Конкурс командиров”
Предлагается 2 задания на выявление креативных способностей командиров экологических бригад.
Для выполнения задания командиры садятся за отдельный стол.
Задание №1 “Музыкальные картинки”
Ведущий: Представьте себя в роли режиссера. Вам необходимо смонтировать фрагмент фильма о животных под эту музыку.
Ребята прослушивают музыкальный отрывок. Задается вопрос.
Какие животные будут участвовать в вашем фильме, и что они будут делать?
Время выполнения 7 минуты, максимальное количество баллов -5.
Задание №2 “Экознак”
Придумать и изобразить на бумаге экологический знак – символ сегодняшней встречи. Выбор обосновать. Задание выполняется на листе формата А-3.
Время выполнения 5 минут, максимальное количество баллов – 5. Результат работы командиров бригад суммируется с общим баллом команды по трем геймам.
Критерии оценки:
- оригинальность замысла
- художественное оформление
- уникальность мышления
Пока жюри подводит итоги игры, можно организовать чайную паузу и небольшой концерт.
Оглашаются результаты игры.
Приложение 1 - Оценочный лист для жюри “Работа команд”.
Приложение 2 - Оценочный лист для жюри “Работа командиров”.
Приложение 3 – Ключ к ответам.
Приложение 4 – Лист ответов команд.
Приложение 5 – Образцы раздаточного материала.
- Гейм 1
- Гейм 2
- Гейм 3