“Ребёнок совершает большинство своих
интеллектуальных открытий самостоятельно – при
условии, что окружающий его фон достаточно богат.
Компьютеризация этого фона создаст новую, ранее
не виданную операционную обстановку, которая
потребует новых представлений в психологии
развития…”
Академик А.П. Ершов
Современной школе важно научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Центральным фундаментом в пользу использования ИКТ в начальной школе является принцип равноправного доступа к образованию. Если ставится задача научить детей использовать возможности вычислительной техники, изучение ИКТ не может быть уделом только старшеклассников. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, т.е.
- повышается интерес, мотивация учебной деятельности;
- осуществляется дифференцированный подход;
- каждый ученик становится субъектом процесса обучения;
- сокращается время выработки необходимых технических навыков учащихся;
- увеличивается возможность проводить больше тренировочных и коррекционных заданий;
- облегчается процесс контроля и оценки знаний уч – ся.
Таким образом, применение компьютера в обучении школьников уже начальных классов представляется целесообразным, т.к. обучение с использование ИКТ будет фундаментом, на котором построится дальнейшая деятельность ученика в основной средней и полной средней школе. Знакомство с компьютером необходимо начинать с мультимедийных уроков, которые вводят учащегося начальных классов в компьютерный мир.
Тема: “Чем должен жить человек?”
(Мультимедийный урок литературного чтения по произведениям Л.Н.Толстого “Два брата” (сказка), “Белка и Волк” (басня).)
Цель урока (задачи):
Создать условия для:
-образовательные
- обучения анализа произведения
-развивающие
- воспитательные
Оборудование:
На уроке используется презентация в программе Microsoft PowerPoint.
Информационная презентация: портрет Л.Н.Толстого, выставка книг, задания.
Учебник Л.Н. Ефросинина Литературное чтение 3 кл.
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз
Я знаю, каждый в классе – гений
Но без труда талант не впрок
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок
Мы отправляемся в путешествие
По литературному чтению.
С произведением этого писателя вы знакомились в 1 и во 2 классе. Он поистине писатель первой величины – классик русской литературы.
Сейчас я прочитаю его произведение, а вы попробуйте догадаться, кто этот писатель?
Внимание на экран
(Слайд - текст “Лучше всех (быль)”)
- Кто это?
(Слайд – портрет)
- Молодцы, вы совершенно правильно угадали!
(Контроль слайд – портрет Л.Н. Толстого)
О Льве Николаевиче Толстом знают во всех странах. И это подтверждается тем, что вы, наверное, обратили внимание, на то, что на наших экранах был фильм, который назывался “Война и Мир” снятый по роману Л.Н.Толстого. В создании этого фильма принимали актеры 7 стран, в том числе и Россия.
Лев Николаевич прожил долгую жизнь. Он был современником многих известных писателей - Ивана Андреевича Крылова, Николая Алексеевича Некрасова, Ивана Сергеевича Тургенева. Он умер в восемьдесят два года, в начале двадцатого века
Свои книги Лев Николаевич Толстой писал для взрослых и детей. Для детей он создал “Азбуку”
(Слайд – выставка книг)
- Когда вы будете знакомиться с некоторыми произведениями Л.Н.Толстого, написанными для детей. Я хочу, чтобы вы обратили внимание, как построены эти произведения, как писатель изображает своих героев, как он к ним относится.
Лев Николаевич писал для детей: художественные рассказы, научно – познавательные, литературные сказки, басни, былины.
Сегодня на уроке я предлагаю познакомиться со сказкой и басней.
III. Тема нашего урока: “Чем должен жить человек? ”
(Л.Н. Толстой “Два брата”- сказка; “Белка и Волк”- басня)
Эпиграфом нашего урока будет пословица:
“Жизнь дана на добрые дела”
(Слайд- тема, эпиграф)
- Как вы считаете, каких людей больше хороших или плохих?
- Как можно отличить плохого человека и хорошего?
IV.Знакомство с произведениями
(работа по группам)
Вот сейчас я предлагаю самостоятельно прочитать сказку Л.Н.Толстого “Два брата”
- Ответить на вопрос – Эта сказка о хороших или плохих людях?
Задание после чтения:
- Прочитать вслух одной из групп содержание сказки.
- Следующее задание называется – проталинка
Вам нужно вставить слова, которые по неизвестной причине выпали из текста
(Слайд - дан текст. В одном селе жили два брата, ____, _____. У старшего брата детей не было; у младшего было_____ детей. Жили братья так _______, что _____было на них смотреть.)
(Слайд – контроль. Слова: землю пахали, хлеб сеяли, четверо маленьких, дружно, любо.)
- Сейчас подумайте и скажите, сколько частей в сказке?
- Посмотрите на экран. Я предлагаю задание, которое называется – Проверь себя
- Есть ошибка в плане? Если есть, укажите ее.
(Слайд- проверь себя)
Дружная жизнь Братьев |
Забота братьев друг о друге | Помощь сестре | Счастливая жизнь братьев |
(Слайд- контроль надо убрать: помощь сестре)
- Почему еще крепче стала любовь между братьями? (Потому что они поняли, что они заботятся друг о друге и это не афишируют, что они любят друг друга)
- Есть ли в сказке Толстого волшебные чудеса, превращения?
- Следующее задание состоит в том, чтобы подобрать соответствующую пословицу, которая подходит к данной сказке
(Слайд- пословиц:- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Книга – зеркало души.
-Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
- Храброму и смерть не страшна.)
(Слайд – контроль. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.)
- Главная мысль сказки?
( физкультминутка)
2. Теперь послушайте еще одно произведение Льва Толстого, а точнее басню, которая называется “Белка и Волк”
Кто вызвал симпатию
- А сейчас самостоятельно прочитайте басню в своих группах и ответьте на вопросы.
(Слайд - вопросы)
1) – Почему Волк отпустил Белку?
2) – Кто оказался хитрее?
3) – Кто произносит мораль басни?
Чтение по ролям
- А теперь допишите слова, какими автор рисует персонажей басни?
(Слайд. Белка – веселая, добрая; Волк – скучный злой;)
- Следующее задание называется противопоставление
Перечитайте ответ белки и выберите, как белка говорит о хорошем человеке и плохом человеке.
(Слайд- добрый никому зла не желает; злость сердце жжёт)
- Теперь попробуйте написать в группах человеческие качества, которые принадлежат Белке (положительные), а затем Волку (отрицательные)
(Слайд).
Вот и заканчивается наше с вами путешествие, по литературному чтения.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Домой я предлагаю такое задание:
- можете пересказать сказку “Два брата” по плану
или
- выучить басню “Белка и Волк” или рассказать выразительно.
VI. ИТОГ.
Так давайте подведем итог нашему путешествию “Чем должен жить человек”
(Человек должен жить ради других людей).
Верно, надо дарить часть своей человеческой души, излучать доброту и любовь.
Урок я хочу закончить словами:
Время урока истекло,
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.