Повышение качества учебно-воспитательного процесса через использование информационных и телекоммуникационных технологий

Разделы: Начальная школа


“Ребёнок совершает большинство своих интеллектуальных открытий самостоятельно – при условии, что окружающий его фон достаточно богат.
Компьютеризация этого фона создаст новую, ранее не виданную операционную обстановку, которая потребует новых представлений в психологии развития…”
Академик А.П. Ершов

Современной школе важно научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Центральным фундаментом в пользу использования ИКТ в начальной школе является принцип равноправного доступа к образованию. Если ставится задача научить детей использовать возможности вычислительной техники, изучение ИКТ не может быть уделом только старшеклассников. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, т.е.

  • повышается интерес, мотивация учебной деятельности;
  • осуществляется дифференцированный подход;
  • каждый ученик становится субъектом процесса обучения;
  • сокращается время выработки необходимых технических навыков учащихся;
  • увеличивается возможность проводить больше тренировочных и коррекционных заданий;
  • облегчается процесс контроля и оценки знаний уч – ся.

Таким образом, применение компьютера в обучении школьников уже начальных классов представляется целесообразным, т.к. обучение с использование ИКТ будет фундаментом, на котором построится дальнейшая деятельность ученика в основной средней и полной средней школе. Знакомство с компьютером необходимо начинать с мультимедийных уроков, которые вводят учащегося начальных классов в компьютерный мир.

Тема: Чем должен жить человек?

(Мультимедийный урок литературного чтения по произведениям Л.Н.Толстого “Два брата” (сказка), “Белка и Волк” (басня).)

 Цель урока (задачи):

Создать условия для:

-образовательные

  • знакомства с творчеством писателя
  • обучения анализа произведения

-развивающие

  • развития творческого мышления
  • развития умения сравнивать, обобщать, прослеживать главную линию в произведениях

- воспитательные

  • формирования нравственных качеств: доброта, отзывчивость, внимание к окружающим
  • побуждения способности к самооценке
  • повышения общей компьютерной грамотности учащихся и мотивации изучения литературного чтения

Оборудование:

На уроке используется презентация в программе Microsoft PowerPoint.

Информационная презентация: портрет Л.Н.Толстого, выставка книг, задания.

Учебник Л.Н. Ефросинина Литературное чтение 3 кл.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Друзья мои, я очень рада
    Войти в приветливый наш класс
    И для меня уже награда
    Вниманье ваших умных глаз
    Я знаю, каждый в классе – гений
    Но без труда талант не впрок
    Скрестите шпаги ваших мнений,
    Мы вместе сочиним урок
    Мы отправляемся в путешествие
    По литературному чтению.

  3. Актуализация знаний

С произведением этого писателя вы знакомились в 1 и во 2 классе. Он поистине писатель первой величины – классик русской литературы.

Сейчас я прочитаю его произведение, а вы попробуйте догадаться, кто этот писатель?

Внимание на экран

(Слайд - текст “Лучше всех (быль)”)

- Кто это?

(Слайд – портрет)

- Молодцы, вы совершенно правильно угадали!

(Контроль слайд – портрет Л.Н. Толстого)

О Льве Николаевиче Толстом знают во всех странах. И это подтверждается тем, что вы, наверное, обратили внимание, на то, что на наших экранах был фильм, который назывался “Война и Мир” снятый по роману Л.Н.Толстого. В создании этого фильма принимали актеры 7 стран, в том числе и Россия.

Лев Николаевич прожил долгую жизнь. Он был современником многих известных писателей - Ивана Андреевича Крылова, Николая Алексеевича Некрасова, Ивана Сергеевича Тургенева. Он умер в восемьдесят два года, в начале двадцатого века

Свои книги Лев Николаевич Толстой писал для взрослых и детей. Для детей он создал “Азбуку”

(Слайд – выставка книг)

 - Когда вы будете знакомиться с некоторыми произведениями Л.Н.Толстого, написанными для детей. Я хочу, чтобы вы обратили внимание, как построены эти произведения, как писатель изображает своих героев, как он к ним относится.

Лев Николаевич писал для детей: художественные рассказы, научно – познавательные, литературные сказки, басни, былины.

Сегодня на уроке я предлагаю познакомиться со сказкой и басней.

III. Тема нашего урока: “Чем должен жить человек? ”

(Л.Н. Толстой “Два брата”- сказка; “Белка и Волк”- басня)

Эпиграфом нашего урока будет пословица:

“Жизнь дана на добрые дела”

(Слайд- тема, эпиграф)

- Как вы считаете, каких людей больше хороших или плохих?

- Как можно отличить плохого человека и хорошего?

IV.Знакомство с произведениями

(работа по группам)

Вот сейчас я предлагаю самостоятельно прочитать сказку Л.Н.Толстого “Два брата”

- Ответить на вопрос – Эта сказка о хороших или плохих людях?

Задание после чтения:

  1. Прочитать вслух одной из групп содержание сказки.
  2. Следующее задание называется – проталинка

Вам нужно вставить слова, которые по неизвестной причине выпали из текста

(Слайд - дан текст. В одном селе жили два брата, ____, _____. У старшего брата детей не было; у младшего было_____ детей. Жили братья так _______, что _____было на них смотреть.)

(Слайд – контроль. Слова: землю пахали, хлеб сеяли, четверо маленьких, дружно, любо.)

- Сейчас подумайте и скажите, сколько частей в сказке?

- Посмотрите на экран. Я предлагаю задание, которое называется – Проверь себя

- Есть ошибка в плане? Если есть, укажите ее.

(Слайд- проверь себя)

Дружная жизнь

Братьев

Забота братьев друг о друге Помощь сестре Счастливая жизнь братьев

(Слайд- контроль надо убрать: помощь сестре)

- Почему еще крепче стала любовь между братьями? (Потому что они поняли, что они заботятся друг о друге и это не афишируют, что они любят друг друга)

- Есть ли в сказке Толстого волшебные чудеса, превращения?

- Следующее задание состоит в том, чтобы подобрать соответствующую пословицу, которая подходит к данной сказке

(Слайд- пословиц:- Любишь кататься, люби и саночки возить.

- Книга – зеркало души.

-Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

- Храброму и смерть не страшна.)

(Слайд – контроль. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.)

- Главная мысль сказки?

( физкультминутка)

2. Теперь послушайте еще одно произведение Льва Толстого, а точнее басню, которая называется “Белка и Волк”

Кто вызвал симпатию

- А сейчас самостоятельно прочитайте басню в своих группах и ответьте на вопросы.

(Слайд - вопросы)

1) – Почему Волк отпустил Белку?

2) – Кто оказался хитрее?

3) – Кто произносит мораль басни?

Чтение по ролям

- А теперь допишите слова, какими автор рисует персонажей басни?

(Слайд. Белка – веселая, добрая; Волк – скучный злой;)

- Следующее задание называется противопоставление

Перечитайте ответ белки и выберите, как белка говорит о хорошем человеке и плохом человеке.

(Слайд- добрый никому зла не желает; злость сердце жжёт)

- Теперь попробуйте написать в группах человеческие качества, которые принадлежат Белке (положительные), а затем Волку (отрицательные)

(Слайд).

Вот и заканчивается наше с вами путешествие, по литературному чтения.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Домой я предлагаю такое задание:

- можете пересказать сказку “Два брата” по плану

или

- выучить басню “Белка и Волк” или рассказать выразительно.

VI. ИТОГ.

Так давайте подведем итог нашему путешествию “Чем должен жить человек”

(Человек должен жить ради других людей).

Верно, надо дарить часть своей человеческой души, излучать доброту и любовь.

Урок я хочу закончить словами:

Время урока истекло,
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.