На уроке, предшествующем теме «Географические координаты» - «Свойства линий градусной сетки», мы подробно изучаем по ниже представленному плану свойства параллелей и меридианов с их подробным разбором.
Таблица «Свойства линий градусной сетки»*
Признаки линий градусной сетки |
Меридианы |
Параллели |
В какие стороны горизонта направлены? |
На север и на юг |
На запад и на восток |
Какова длина в градусах? |
180 |
360 |
Какова длина в километрах? |
20 000 |
От 40 000 и менее |
Какова длина 1є в километрах? |
111 |
От 111 на экваторе и менее |
Какую форму имеют на глобусе? |
Дуга |
Окружность |
Какую форму имеют на карте полушарий? |
Крайние – дуги, средний – прямая, остальные – кривые линии |
Средняя – прямая, остальные - кривые |
* - таблица взята из учебника «География: физическая география» под редакцией Т.П. Герасимовой, М. Просвещение, 1990
Полагаю, что вступительное слово о значении координат каждый педагог в состоянии сформулировать сам, а свою задачу вижу в знакомстве с технологией подачи материала – перехожу к теме «Географическая широта».
Для того чтобы каждый присутствующий ребенок понимал о чем пойдет речь, необходимо вспомнить (познакомить) некоторые математические понятия:
- Окружность
- Дуга
- Величина окружности в градусах.
На доске рисуется окружность (рис. 1)
Сперва выясняем: какие линии градусной сетки ребята видят на рисунке? (ответы: экватор – горизонтальная прямая, меридианы)
Далее рассказ учителя: величину меридиана можно измерить в километрах и градусах. Широта измеряется в градусах. Началом отсчета широты является экватор, полюс – точка окончания измерения географической широты.
Вопрос детям: чему равно максимальное значение широты? (как правило находятся такие, которые дают ответ - 90°).
Затем на меридиане, в разных полушариях, на одинаковом расстоянии от экватора и полюса ставлю точки (их можно обозначить «А» и «Б»). Теперь задаю
вопрос: чему равна широта этих точек. Более сообразительные отвечают сразу: примерно 45 градусов. Для того чтобы ввести понятие «северная» и «южная» широта, задаю
вопрос: как такое возможно, что широта одинаковая, а точки находятся в разных местах? (ответ: точки находятся в разных полушариях).
Таким образом, уточняем, что точка «А» имеет 45° с.ш., а точка «Б» - 45° ю.ш.
Теперь можно перейти к определению понятия. Отрезок меридиана от экватора до любой из стоящих на нем точек (на рисунке на доске) называется дугой. Дуга измеряется в градусах. Таким образом: географическая широта – это величина дуги меридиана (все перечисляемые объекты показываю на рисунке), далее прошу детей ответить на вопрос: что является началом отсчета широты? (экватор) продолжаю – от экватора до заданной точки (в нашем случае – «А» или «Б»).
Теперь можно разобрать простые примеры, которые приведены в учебнике («Начальный курс географии: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений/Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.) на стр. 30, рис. 18. Сперва демонстрирую алгоритм: город Лондон находится между параллелями 50° и 60° северного полушария, ближе к 50° - следовательно, примерно 53°с.ш. Следующие примеры выполняют учащиеся. Когда все примеры разобраны, переходим к атласу. В тетрадях ребята рисуют таблицу «Столицы мира и их географические координаты»
Столица (государство) | Географическая широта | Географическая долгота |
Предлагаю на «Политической карте мира» выбрать не менее 10-ти любых столиц мира и определить географическую широту. Колонку «Долгота» будем заполнять на следующем уроке. Тему «Географическая долгота» также начинаю объяснять с рисунка (рис. 2). Выясняем, какие линии градусной сетки изображены в этот раз (в этом случае у детей возникают, как правило, некоторые затруднения – тогда можно взять глобус и показать эти линии на нем). Схема та же, что и прежде: начало отсчета долготы, место окончания ее отсчета, максимальное ее значение, приблизительная долгота точек «А» и «Б», понятие «западная» и «восточная» долгота и так далее.
Затем тренировка по учебнику (стр. 33, рис. 20) и работа с атласом. Всегда в классе находятся несколько ребят, которые успевают определить координаты более чем 10-ти городов. А если при проверке предупредить ребят, что названные города повторять будет нельзя, то пока спрашиваю менее сильных ребят остальные, по мере того, как количество названных городов увеличивается, а оставшихся сокращается, успевают определить координаты других, еще не названных, городов.
Надеюсь, эта статья поможет кому-нибудь, в объяснении темы «Географические координаты» в 6-м классе.