Цели:
- воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;
- развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
- формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассникам;
- сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение семей;
- знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.
Оформление:
- на доске плакат “Аукцион народной мудрости “От бабушки до наших дней …”;
- выставка старинных семейных вещей;
- самовары, выпечка;
- фонограммы песен “Родительский дом”, русские народные песни.
Ход мероприятия.
Здравствуйте, дорогие ребята, добрый день, уважаемые родители, гости!
Сегодня мы с вами поговорим о семейных традициях и праздниках. Семья является для человека самым важным в жизни. Если вам плохо ребята, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди – семья. Семья для человека является самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть замечательные семьи, есть родительский дом – начало начал, в жизни каждого “надежный причал”.
- Ребята, а как вы думаете, все семьи одинаковые?
- Да, разные. А чем они отличаются?
- Привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.
- Да, верно, традициями, тем, что передается из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Эта традиция возвращается в семьи. О своем генеалогическом дереве расскажет семья Севастьяновых (на ватмане нарисовано дерево, где на ветвях записаны фамилии своих родных вплоть до прадедушек и прабабушек). ……………….
Ответьте на вопрос: у кого из вас составлена родословная? Мой совет: попытайтесь составить свою родословную, узнайте о своих родственниках, пополняйте свое дерево и пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.
Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, военных, строителей, артистов, учителей. В нашей школе есть тоже семьи, где сформировались династии. Рассказать о своей династии попросим семью Спеловых, эта династия - учителей, в общем случае в семье Спеловых работают или работали учителями и папа, и мама, и бабушки, и тети, и двоюродные тети….., всего-10 человек.
Заботиться о престарелых родителях, навещать бабушек и дедушек – это одна из замечательных традиций в наших семьях.
Ребята, вот фотовыставка “Загляните в семейный альбом”. Как вы думаете, почему она здесь? С какой связана традицией? (Ответ: в каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.)
Ребята, а что дом делает домом, не похожим на другие дома, что вас окружает в квартире? (Ответ: предметы, вещи.) Человек живет, пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими–либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее хранить. (Краткие рассказы о коллекции старых вещей. Кому они принадлежали, для чего служили.) Почему же мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги нам как память о наших родных. История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Эта замечательная традиция есть во многих семьях. Я думаю, что со мной все согласятся, что ее нужно продолжать.
Одной из распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их какими-либо кушаньем. Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, брусника. Все течет, все изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.
И сегодня мы с вами не только познакомимся с ними, но и узнаем рецепты традиционных блюд семей: Мухановых, Солодко, Паткиных, Машиных, Непряхиных, Вишняковых.
Для этого проведем аукцион народной мудрости “От бабушки до наших дней”.
Ведущие: - Внимание! Внимание!
- Только сегодня, только сейчас.
- Веселый аукцион – для вас!
1.На аукцион! На аукцион!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости,
Давно вас ждут друзья!2.Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирайся,
Наш аукцион открывайся!
Правила аукциона.
1. Открытие – танцевальный проход с показом призов аукциона – блюд к чаепитию, рецепты которых выставлены на “продажу”.
2. Распродажа товаров-рецептов. В качестве платы выступают ответы на предложенный вопрос. Аукционер отсчитывает три сигнала, называя ответ. В это время может желающий дать другой правильный ответ, победителем является участник, назвавший последним правильный ответ.
1 торг “Музыкальный”.
(На торг выставлен рецепт пирога “Фантазия” от семьи Мухановых, которые рассказали о традициях своей семьи)
Ведущие:
1. Мы с веселой песней дружим, все по-русски говорим
2. Хорошо живем, не тужим, спеть вас песню пригласим.
Звучит русская народная песня “Колечко”. В исполнении Акульшиной Евгении.
Вопрос-задание.
(Звучит фонограмма с записями русских народных песен: “Цыганочка”, “Ой, мороз, мороз!”).
Назовите название прозвучавших песен;
- спеть куплет песни;
- станцевать.
2 торг “Народная мудрость гласит”
Дефеле пляжных костюмов, автором которых является Вишнякова , она рассказала о своей семье, о своем увлечении- шить и кроить, на торг выставлены выкройки пляжных костюмов, автором которых и является ….., которая ведет в школе №3 кружок кройки и шитья.
Вспомните и назовите пословицы или поговорки, посвященные мастерству, орудиям труда, ремеслам.
Например:
- нето дорого, что красного золота, а то, что доброго мастерства;
- каков промысел, такова и добыча;
- глину не мять – горшков не видать;
- с мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
Ведущие.
Приходили молодцы – отрубили все концы.
Задание: продолжите пословицу
- Делу время, потехе час.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Кончил дело – гуляй смело.
- Умелые руки – не знают скуки.
- С кем хлеб – соль водишь, на того и походишь.
- Землю красит солнце, а человека – труд.
- При солнышке тепло, при матери добро.
3 торг “Повтори скороговорку”
На торг предоставлен рецепт горячих бутербродов от семьи Паткиных, которые рассказали о своих семейных традициях: о бабушке, которая очень любит печь пироги, петь песни.
Ведущие:
1. Кто из вас скороговорки
Повторить сумеет звонко?
- Три сороки –тараторки
Тараторили на горке.- Кукарешка шел на реку
Кукарекал кукареку,
Шел на реку – на реку,
И кричал кукареку.2. Ну, слушайте, запоминайте
Да складно быстро повторяйте.
-Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!
- У речушки, у реченьки
Собрались одни девчонки,
Вдоль речонки, вдоль речушки
Собирать пошли ракушки.
4 торг “Веселая частушка”
На торг выставлен рецепт кекса “Весна” от семьи Солодко, дочь и мама рассказали о том, что они очень любят готовить, вышивать, принимать гостей.
Ведущие:
1. Вот настал черед веселой частушки.
2. Эй, девчонки – хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!1. Подбираем мы частушки,
Долго-долго топали:
Порвали свои галоши,
Хоть бы вы похлопали!
Задание – спеть частушку, побеждает тот, кто последний завершит торг.
5 торг “Отгадай загадку”
На торг предоставлен рецепт “Плюшки-завитушки” от семьи Машиных, которые пекла бабушка, они рассказали о своей семье, о своей родословной, о своих увлечениях.
Ведущие:
1. Сяду рядышком на травке,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей покажу.2. 1) Заря – зарница,
Красная девица,
По лугу гуляла,
Бусы потеряла,
Месяц видел,
А солнце украло.
(Роса)2) Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
(Радуга)3) Голубой платок, алый клубок
По платочку катался,
Людям улыбался.
(Солнце на небе)
6 торг “Язык древних символов”
Рецепт торта “Веселый пудель” был предоставлен от семьи Непряхиных; мама с дочкой Кристиной рассказали, что они очень любят готовить, печь, в этом им помогают и бабушки, и брат Кристины, и что у них очень дружная семья.
В современных квартирах можно увидеть много предметов, хранящих память о древних традициях. Яркие узоры ковра, изящные линии на керамической вазе, кувшине, переплетения кружев. Это говорят с нами на языке символов наши далекие предки, для которых каждая черточка и геометрическая фигура что-нибудь означала. Давайте попробуем прочесть их письмена. Что такое символ? Пример: снежинка в узоре символизирует – зиму, цветок – весну, ягода – лето.
Вопрос: что означает данный символ?
- Горизонтальная волнистая линия? (вода)
- Прямая горизонтальная линия? (поверхность земли)
- Треугольник? (гора)
- Птица – посланница солнца, тепла и света? (символ счастья и радости)
- Точка? (начало начал)
- Круг – солнце? (символ жизни)
- Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны? Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной .Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом. Наш класс – тоже семья. У нас свои традиции сложились. Чаепитие – одна из наших традиций. И сегодня мы ее не будем нарушать. Мы будем пить чай. Это тоже добрая традиция – гостеприимство. Дорогие гости, приглашаем вас к нашему столу.
Ведущие.
1. Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный,
Он усталость прогоняет,
И недуги исцеляет.2. В прежние годы чай любили,
С сахарком да с медком пили,
И вприкуску, и в накладку,
А бывало – и вприглядку.Вместе: Речи долгие ведем,
Сами-то чайку попьем?
(начинается чаепитие)