Цели:
- воспитание уважения к старшим;
- закрепление навыков культурного поведения, умения использовать вежливые слова на практике;
- активизация активного и пассивного словаря;
- закрепление понимания и значимости употребления вежливых слов в быту;
- закрепление правил вежливого, доброго отношения к окружающим;
- развитие ассоциативного мышления;
- развитие связной устной речи;
- воспитание чувства товарищества, доброты, чуткости.
Предварительная работа: Беседы на темы этики и культуры поведения, чтение художественной литературы: рассказов В.Осеевой, стихов А.Барто, стихотворения В.Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”, рассказов Носова и Драгунского.
Оборудование: макет избушки Бабы-Яги; кусты и цветы; модель автобуса из стульев; руль для водителя; сумка с билетами для кондуктора; монеты для покупки билетов; плакат “Волшебные слова”; плакат с записанными на нём “волшебными” словами, закрытыми бумагой; костюмы Бабы-Яги и Алёнушки; кассета с записью песни В.Шаинского “Улыбка”.
Форма занятия: сюжетно - ролевая игра.
Участники: 1 класс; Баба-Яга; Алёнушка
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Подходит к концу наш первый год в школе. В течение этого года мы с вами не только учились читать, писать и считать мы учились ещё и тому, как нужно себя вести в разных ситуациях, как нужно разговаривать, какие бывают “волшебные” слова. Мы читали книги, которые подсказывали нам, как мы должны поступать. Давайте сейчас вспомним основные правила. Ребята, что мы с вами должны сказать взрослому или своему товарищу, если они чем-то помогли вам, передали нужную вещь, сделали подарок?
Дети: Спасибо!
(.воспитатель открывает на плакате слово “Спасибо”)
Воспитатель: Что мы должны сказать после еды?
Дети: Спасибо!
Воспитатель: А что вы ответите, если спасибо скажут вам?
Дети: Пожалуйста!
( открывается слово “Пожалуйста”)
Воспитатель: Что вы скажете, предлагая или передавая что-либо взрослому или своему товарищу?
Дети: Возьмите, пожалуйста!
Воспитатель: А что вы скажете, если нечаянно задели кого-нибудь, толкнули?
Дети: Простите меня, извините меня!
( открываются слова “Простите” и “Извините”)
Воспитатель: Извиниться не забудьте и тогда, когда вам надо срочно обратиться и вы отрываете человека от дела или перебиваете говорящего: “Простите, пожалуйста, мне нужно сказать ...” - и, после разрешения взрослого, рассказывайте, что вам нужно. А что вы должны сказать утром, проснувшись?
Дети: Доброе утро!
( открывается “Доброе утро”)
Воспитатель: А, ложась спать?
Дети: Спокойной ночи!
( открывается “Спокойной ночи”)
Воспитатель: Что вы должны сделать, входя в класс?
Дети: Поздороваться сначала с учителем или воспитателем, а потом со своими товарищами. ( на плакате открывается слово “Здравствуйте” )
Воспитатель: Если твоя учительница или воспитательница стоит рядом с другими учителями или воспитателями, нельзя поздороваться только с ней. Надо, обращаясь ко всем, отчётливо сказать: “Здравствуйте!”. Здороваться надо со всеми взрослыми, которых встречаешь первый раз в этот день, и в школе, и на улице. А что вы должны сказать, уходя из школы, из гостей?
Дети: До свидания!
( открывается слово “До свидания”)
Воспитатель: Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек; разговаривая, не кричи; не забывай говорить “волшебные” слова и помни, сила “волшебных” слов зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаешься, или резким, грубым тоном, отвернувшись в сторону. “Волшебные” слова, сказанные грубым голосом или развязным тоном, перестают быть “волшебными”. Сегодня мы с вами, ребята, покажем чему мы научились. Сейчас мы отправимся в путешествие на волшебном автобусе. В пути нам будут Встречаться разные гости, попадутся разные препятствия; и только если мы будем соблюдать все правила вежливости, мы сумеем благополучно преодолеть все преграды и помочь кому-то в беде.
( дети проходят в автобус, не толкаясь, входят в дверь; один ребёнок занимает место водителя; другой - кондуктор раздает всем билеты; все занимают cboi места; в поездке поют первый куплет песни “Улыбка”)
Навстречу автобусу появляется плачущая Алёнушка.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какая-то девушка плачет. Давайте спросим, что с ней случилось, и можем ли мы ей чем-либо помочь.
( автобус останавливается, все выходят из автобуса)
Воспитатель: Здравствуй, девица! Как тебя зовут и что с тобой случилось?
Алёнушка: Здравствуйте, ребята! Зовут меня Алёнушка. Жила я со своим братцем
Иванушкой, горя не знали, беды не чаяли. И захотелось злой Бабе-Яге похитить моего братца. Сказала, что придёт сегодня и заберёт его, если не выполню я три её желания. Вот и срок подошел, да боюсь не справиться мне, и помочь-то мне некому. Как же мне не плакать?
Воспитатель: Не плачь, Алёнушка. Ребята, поможем Алёнушке?
Дети: Да, поможем!
( входит Баба-Яга, грязная, лохматая)
Баба-Яга: Фу, фу, фу! Что-то здесь человеческим духом пахнет! Ну что, Алёнушка отдавай мне своего Иванушку!
Алёнушка: Нет, Баба-Яга, уговор дороже всего! Исполню я все твои желания, мне ребята помогут.
Баба-Яга: Эти что ли? Пусть помогают, они ещё слишком малы и ничего не знают и не умеют. Если я вас похвалю и скажу, что вы молодцы, то оставлю вашего Ивашку! Итак, моё первое желание: а ну-ка попросите меня хорошенько!
( дети просят Бабу-Ягу оставить Иванушку, используя “волшебное” слово “ Пожалуйста”)
Баба-Яга: Разве так просить нужно? Надо сказать: “А ну, старая карга, оставь
Ивашку в покое!”
Воспитатель: Ребята, разве так можно просить?
Баба-Яга: Ну ладно, первое желание выполнили, но хвалить я вас не буду! А вот моё второе желание: покатайте-ка меня на вашем автобусе!
( дети помогают Бабе-Яге и Алёнушке войти в автобус, уступают им места, сами рассаживаются и в пути поют второй куплет песни “Улыбка”; допевают песню и выходят из автобуса, помогают выйти Бабе-Яге)
Баба-Яга: Ну, вот теперь и третье моё желание: ужас, как я люблю, когда мне стихи рассказывают.
Алёнушка: Ой, ребята, я от страха все стихи забыла, помогите, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Бабе-Яге стихотворения о “волшебных” словах.
( дети рассказывают стихи)
1 ребенок - Добрый день ! - тебе сказали,-
- Добрый день! - ответил ты. Как две ниточки связали Теплоты и доброты.
( на плакате открывается “Добрый день”)
2 ребёнок: Нам желают: “Доброго пути!”-
Будет легче ехать и идти. Приведёт конечно добрый путь Тоже к доброму чему-нибудь.
( открывается “Доброго пути /”)
3 ребёнок - Здравствуйте! - ты скажешь человеку, Здравствуй! - улыбнётся он в ответ, И, наверно, не пойдёт в аптеку, И здоровым будет много лет.
3 ребёнок - За что мы говорим спасибо? За всё, что сделали для нас. И мы припомнить не смогли бы, Кому сказали, сколько раз.
4 ребёнок - Отменить, что ли, слово, пожалуйста? Повторяем его поминутно. Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”, Нам становится неуютно.
1 ребёнок - Простите, я больше не буду:
Нечаянно бить посуду И взрослых перебивать И что обещал - забывать. А если я всё же забуду - Простите, я больше не буду!
Баба-Яга: Ой. Ой, ой! И думаете, что вы молодцы!?
( зажимает испуганно рот)
Воспитатель: Ну вот, Баба-Яга, мы выполнили твои желания, ты сказала “Молодцы!”. Значит, не тронь Иванушку!
Баба-Яга: Вот если скажете мне, какая я красивая, тогда точно не трону!
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, Баба-Яга красивая?
Дети: Нет!
Воспитатель: А какая она? Давайте, сравним её с Алёнушкой.
( сравнительно - описательный рассказ с использованием прилагательных: красивая - не красивая; чистая - грязная; аккуратная - не аккуратная; добрая - злая и т. д.)
Баба-Яга (заплакав): И вовсе я не такая! Я плохая только потому, что не знаю, как быть хорошей. Вот вы меня научите, а я потом всех остальных научу: и Кощея, и Лешего, и Змея Горыныча!
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Бабе-Яге, что ей нужно сделать, чтобы стала хорошей!
( дети высказывают свои пожелания; Баба-Яга заходит за ширму, умывается, причёсывается и выходит)
Баба-Яга: Ой, спасибо вам ребята, научили вы меня, как стать доброй, красивой. Вы, наверное, волшебники.
Воспитатель: Нет, Баба-Яга, мы не волшебники, просто мы знаем “волшебные” слова.
( дети читают “волшебные” слова открытые на
плакате; Алёнушка и Баба-Яга, поблагодарив детей,
уходят)
Воспитатель: А теперь ребята, давайте
вернёмся в автобус и поедем назад в школу;
(дети садятся в автобус, приезжают в школу, в пути допевают песню, допев, выходят из автобуса)
Воспитатель: Ну, вот и закончилось наше с вами путешествие. И вы видите, что “волшебные” слова помогли нам с вами совершить настоящее волшебство. Баба-Яга стала доброй, а Алёнушка с Иванушкой по-прежнему будут жить вместе. И мы с вами, ребята, должны всегда помнить, что только вежливым поведением и хорошими поступками мы можем добиться того, чтобы нас любили и уважали, потому что хорошо относятся только к тому, кто сам хорошо относится ко всем. Ведь недаром же говорят: “Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”.
(занятие окончено)