На современном этапе применение информационных технологий является необходимой задачей во всех сферах жизни. Образование также не находится в стороне, владение ИКТ важно учителю для того, чтобы научить этому ребёнка, умелое и грамотное применение традиционных методов обучения в совокупности с ИКТ должно присутствовать на современном уроке.
Целью предмета музыка является духово – нравственное воспитание учащихся через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности. И, конечно, использование современных компьютерных технологий обеспечивает учителя большими возможностями:
- доступ к большему количеству источников информации;
- различные варианты представления информации, что даёт огромные возможности воздействия на эмоциональную сферу учеников;
- использование разных форм работ в рамках одного урока (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная);
- учащиеся являются не пассивными слушателями, а сами включаются в процесс обучения.
Предлагаемая мною разработка урока нацелена на закрепление учащимися знаний, полученных в ходе изучения темы: “Фортепиано. Фортепианная музыка” на уроках музыки и навыков, полученных на занятиях информатики. Данный урок предполагает активизировать возможности учащихся. Не только слушаем фортепианную музыку, характеризуем её, но и учимся отличать от других жанров. Так как учащиеся уже имеют навык владения компьютером, то закрепление материала проходит и за счёт создания своей папки с музыкальными примерами, таким образом, получается интегрированное занятие музыки и информатики. Данная тема встречается во всех программах музыки для общеобразовательных учреждений.
Методическая рекомендация.
При проведении урока такого типа необходимо учитывать некоторые требования:
- убедиться в возможностях компьютерного обеспечения;
- максимально заинтересовать учащихся;
- соответствовать структуре урока – усвоению нового материала;
- чётко ставить задачи по работе с материалами, предоставляемыми ПК;
- помнить, что работа учащихся за компьютером не должна превышать 20 минут;
- иметь определённый уровень ИКТ подготовки.
Общие сведения об уроке.
Цель урока: Углубление знаний по фортепианному инструментальному жанру.
Задачи урока:
-Обучающая: посредством внедрения ИКТ активизировать познавательную активность учащихся и создать положительную мотивацию к практической деятельности.
-Воспитывающая: прививать любовь к классической музыке, воспитывать сплочённость и сотрудничество.
-Развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности по сбору и анализу новой информации.
Тип урока: Усвоение и применение новых знаний
Используемый аудио и медиа – ресурс:
- Мультимедиа-издание “Энциклопедия классической музыки”, 2002г., “Интерактивный мир”, раздел – инструменты, фортепиано.
- Папка “Аудио”, в которой собраны различные примеры инструментальной музыки, в том числе и фортепианной.
- Дополнительный материал – презентация “Выдающиеся пианисты”, автор – Комендантова Л.В.
- Запись примеров фортепианной музыки
Минимальное техническое оснащение класса:
- компьютеры;
- локальная сеть;
- проектор;
- экран;
- наушники.
Требуемый уровень информационной компетенции учителя:
Навыки пользователя программ Microsoft Office (Word, Windows Media Player)
План – конспект урока
Этап урока |
Продолжительность |
Организационная форма |
Содержание деятельности (деятельность учителя и учеников) |
Предполагаемый результат |
Используемые ИКТ – средства |
1. Актуализация | 2 мин |
Фронтальная |
Привлечение внимания учащихся, настрой на работу. | Все учащиеся включены в урок. | _ |
2. Новая тема | 13 мин |
Фронтальная индивидуальная |
Рассказ учителя
Просмотр материала, знакомство со строением инструмента фортепиано, слушание музыки, характеристика звучания. |
Знакомство со строением инструмента, формирование понятия “фортепианная музыка”, |
1.Диск “Энциклопедия классической
музыки”, 2002 г., “Интерактивный мир”, раздел –
инструменты, фортепиано. 2.Воспроизведе- ние музыкальных записей |
3. Применение знаний и умений | 20 мин |
Парная |
Создание своей папки “Фортепиано” с фортепианными примерами, которые выбираются из папки “Аудио”, где представлены различные примеры классической инструментальной музыки. Перед началом работы нужно ознакомиться с последовательностью работы с компьютером. (Приложение 2). После создания папки начинается представление своих работ. Если работа выполнена быстро, то для самообразования предлагается знакомство с презентацией “Выдающиеся пианисты” (Приложение 3). |
Выработка навыка сбора и частичного
анализа информации, умения представить
результат своей деятельности, метод сравнения. |
1.ПК 2. Папка “Аудио” 3. Дополнительный материал –презентация “Выдающиеся пианисты”, автор Комендантова Л. В. |
4. Итог | 5 минут |
Фронтальная |
Рефлексия, подведение итога, домашнее задание. |
Навыки по созданию папки, умение выбирать |
|
Всего | 40 минут |