Красноярский край занимает центр Азиатской части России. Он относится к наиболее крупным административным районам страны. В новых базисных учебных планах средней общеобразовательной школы значительное место уделяется изучению родного края.
Краеведческий подход в обучении географии заложен в содержании программного материала и способствует единому усвоению системы географических понятий.
Более глубокое изучение края осуществляется в рамках программы географии России 8-9 классов. Курс состоит из двух частей: физическая география края (8 класс) и экономическая география края (9 класс). Помимо этого вопросы, касающиеся географии Красноярского края включены в предметы регионального компонента, такие как «Природа и экология Красноярского края», «Основы регионального развития» и разнообразные элективные курсы, предлагаемые учителя географии.
При изучении родного края на уроках географии применяются различные технологии. Одной из новых технологий, вошедших в учебный процесс, является блочно-модульная система. Ее основная идея заключается в том, что школьник должен учиться сам, а учитель осуществляет управление учебной деятельностью. Данная технология направлена на более глубокое изучение Красноярского края, так как поверхностное знакомство с ним осуществляется при изучении районов России.
Помимо этого, блочно-модульная технология открывает следующие возможности:
-
индивидуальная самостоятельная работа учащихся;
-
партнерская работа в парах;
-
работа в группе.
Все три формы играют важную роль, так как для модульной технологии в обучении географии Красноярского края характерна индивидуализация.
По сравнению с другими технологиями у блочно-модульной есть свои преимущества:
-
возможность работать самостоятельно с дифференцированной программой;
-
развитие личностных качеств школьника (самостоятельности; умений ставить цели, планировать, организовывать и оценивать свою деятельность);
-
комфортная обстановка на уроке (индивидуальный темп, ''мягкий'' контроль);
-
консультирование и дозированная персональная помощь от учителя.
Ведущая характеристика модульной технологии – гибкость, способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся условиям (путем дифференциации содержания обучения и вариативности методов обучения).
Принцип модульности предполагает целостность, завершенность и логичность построения единиц учебного материала в виде модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Например, в представленном ниже уроке по блочно-модульной технологии 5 учебных элементов. В нулевой учебном элементе содержатся основные цели урока, в УЭ1, УЭ2, УЭ3 – рассматриваются основные подтемы урока.
В разработанном уроке происходит сочетание материалов, как по физической, так и по экономической географии. Это дает возможность рассматривать географию края как интегрированную (комплексную) науку.
В результате выполнения представленного модуля каждый ученик самостоятельно может оценить свои успехи, так как в УЭ4 содержится рейтинг баллов за выполнение заданий.
Рассмотрим фрагмент модульной программы по курсу ''География Красноярского края''.
Тема: ''Промышленность Красноярского края''
Учебный элемент |
Учебный материал с указанием заданий |
Руководство по усвоению материала |
УЭ0 |
Интегрирующая дидактическая цель. По завершении работы над учебными элементами учащийся должен: Знать: 1) особенности ЭГП Красноярского края; Уметь: 1) анализировать карты атласа; Вводный контроль: Ответьте на вопрос: Какие природные ресурсы характерны для территории Красноярского края? Сформулируйте цель урока исходя из ответа. |
Используйте для своего модуля: учебное пособие Ю.Ф.Лысенко. Социально-экономическая география Красноярского края. – Красноярск, 1998. Географический атлас: 9 класс. Географический атлас Красноярского края и республики Хакасия. Обсудите ответ в группах. Отвечает один человек. |
УЭ1 |
Особенности географического положения, проблемы и перспективы развития Красноярского края. Цель: Определить особенности ЭГП и перспективы развития Красноярского края. Ход работы: 1) Изучите с. 17-19 учебного пособия. Задание А Ответьте на вопрос: Можно ли считать, что роль Красноярского края в хозяйстве России – следствие его природных условий и ресурсов? Задание Б Закончите предложение: 1. Красноярский край занимает площадь __________. Взаимоконтроль: поменяться тетрадями с соседом, он проверит по образцу и поставит балл. Задание В Сделайте вывод об особенностях географического положения Красноярского края: Положительные
Отрицательные |
Задание обязательно для всех. Максимум – 5 баллов.
Учебники и атласы закрыты. Задания выполняются в тетради. Максимум – 10 баллов.
Максимум – 8 баллов. |
УЭ2 |
Состав и природные условия Красноярского края. Цель: определить состав территории, выделить основные полезные ископаемые Красноярского края, охарактеризовать природные ресурсы, сделать выводы об особенностях природных условий и ресурсов района. Ход работы: 1) Внимательно изучите текст учебного пособия на с. 23-33. Задание А Выполните тест: 1. Красноярский край славится запасами: А. нефти и газа 2. Бурый уголь добывают: А. месторождение Черемхово 3. К сельскохозяйственным культурам Красноярского края относятся: А. кукуруза 4. Крупнейшая водная артерия района: А. Енисей Самоконтроль по листу ответов на столе учителя. Задание Б Ответьте на вопросы: 1. Каковы запасы угля края? Самоконтроль по листу ответов на столе учителя. Задание В (обязательно для всех) На контурную карту нанесите границу Красноярского края, административные единицы, входящие в его состав, крупные города. Контроль осуществляет учитель. |
Учебник и атласы закрыты. Задание выполняется в тетради.
Максимум – 4 балла.
Максимум – 5 баллов.
Максимум – 10 баллов. |
УЭ3 |
Специализация хозяйства и перспективы развития. Цель: понять взаимосвязь между природными ресурсами и специализацией края, оценить влияние природных условий и ресурсов на хозяйственное развитие края, выявить хозяйственные проблемы Красноярского края и наметить пути их решения. Ход работы: 1) Изучить текст учебного пособия с. 103-105. Задание А Выберите правильные ответы (знаками ''+'' или ''-") Отраслями Красноярского края являются: 1. Цветная металлургия Контроль: сверить свой отчет с образцом, который находится у учителя. Задание Б Сформулируйте проблемы и перспективы развития Красноярского края. Контроль осуществляет учитель. |
Учебник и атласы закрыты. Задание выполняется в тетради.
Максимум – 7 баллов.
Максимум – 10 баллов. |
УЭ4 |
Резюме Самостоятельно оцените, достигли ли вы цели. Для этого вернитесь к началу модуля и прочитайте, какие пред вами стояли цели. Подсчитайте общее количество баллов. Определите по шкале баллов свою оценку. |
Оценки: |
Ответы:
УЭ1 . Задание Б –
1. Площадь – 2339,7 тыс.кв. км
2. 90.6 %
3. Лесной комплекс, угольная промышленность, строительная индустрия.
4. Транссибирская и Южно-сибирская магистрали.
5. Из Западной Европы в Японию, из Северной Америки в Южную и Юго-восточную Азию.
УЭ2. Задание А. 1) А; 2) В; 3) Б; 4) А.
Задание Б. 1) 70 %; 2) Юрубчено-Тохомское, Собинское, Оморинское; 3) 2 место; 4) Порожинское; 5) Медно-никелевые.
УЭ3. Отрасли специализации: электроэнергетика, цветная металлургия, лесной комплекс.
Литература:
1. Душина и.В., Таможня Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе: Пособие для учителей и студентов пед. н-тов и ун-тов. – М.: ООО Астрель, 2002. – 203 с.
2. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студентов вузов. М.: АСТ: Астрель ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 382 с.