Цели урока:
-
Систематизация и контроль качества знаний по указанной теме.
-
Продолжить формирование умений работать с исторической картой, составлять чёткий и связный рассказ при работе с фактическим материалом, участвовать в обсуждении, формулировать своё мнение.
Оборудование:
-
Карта «Древний Восток».
-
Оформление доски – рисунки учащихся по указанной теме, образцы египетского папируса, чайнворд «На берегах Нила».
-
«Чёрный ящик».
-
Правила поведения при работе в группе (листок с правилами находится на столе каждой команды, основные правила выведены на доску).
Форма проведения: урок – деловая игра, с использованием интерактивных технологий.
При подготовке к уроку учащиеся получают задание: разделиться на три команды, придумать название команды, её девиз, эмблему, выбрать капитана.
Вступительное слово учителя: «Дорогие ребята, сегодня мы проводим повторительно – обобщающий урок по теме «Древний Восток». Перед нами поставлена задача не просто повторить ранее изученный материал, а систематизировать и углубить свои знания, проверить насколько они прочны, смогут ли они быть тем фундаментом, на котором мы в дальнейшем будем строить многоэтажный дом открытий истории Древнего мира.
Итак, сегодня у нас соревнуются три команды: Мемфис, Вавилон и Сидон. Представление капитанов: эмблема, девиз команды. Для успешной работы необходимо повторить правила работы в группе. Каковы они?
Правила работы в группе (находятся на столах команд):
-
Чтобы попросить слово, подними руку.
-
Говори по теме, понятно, кратко.
-
Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.
-
Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
-
Критически отнесись к мыслям, а не к людям.
-
Старайся найти наилучшее решение проблемы.
-
Поощряй других к участию в обсуждении.
-
Будь доброжелателен и терпим.
-
Соблюдай правило «трёх нельзя»:
- нельзя говорить: «всё уже сказали»;
- нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;
- нельзя прятать за высказыванием дурное настроение.
Учитывая возрастные особенности пятиклассников, на доске для зрительного восприятия выведены основные правила:
Правило уважения: когда говорит один – остальные слушают.
Правило прилежания: выполняем все задания добросовестно.
Правило дружелюбия: нельзя насмехаться, обзываться.
Для оценки нашей работы, у капитанов есть списки команд, в которых отмечаются ответы каждого участника, в конце игры капитаны должны будут подвести итоги работы своей команды, а команда должна будет оценить капитана.
I. Разминка: перед нами симпатичный змей на доске - это не просто рисунок – это чайнворд «На берегах Нила», который вы должны разгадать (Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира/Пособие для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений. В.1.- М.: «Просвещение», 2004. – С.36-37.). В чём особенность чайнворда?
Каждой команде – листок с заданиями по чайнворду. Решают три минуты. Проверили, змея раскрыли.
II. Вопрос классу: «С чего начинается изучение каждой страны?» - С географического положения, климатических условий, основного занятия населения.
Приглашаются по одному человеку от команды. Задание: рассказать о географическом положении, климатических условиях, основном занятии населения Древнего Египта, Финикии, Древнего Двуречья. Проверили.
Одновременно приглашаются по одному человеку от команды за отдельные столы работать с контурными картами по индивидуальным заданиям. Сдали для дальнейшей проверки (Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира/Пособие для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений. В.1.- М.: «Просвещение», 2004. – С.24-25, 40-41, 51.).
III. Учитель: «Важную роль при изучении истории играет знание исторической карты и не менее важную роль играет знание дат исторических событий.
Приглашаются по одному человеку - знатоки дат. Задание: соотнеси дату и событие, разложить по кармашкам, приготовленным на доске. Представитель каждой команды получает задание на карточке. Выполнили задание проверили с помощью команд.
-
Постройка пирамиды Хеопса, разрушение Ниневии, образование единого государства в Китае.
-
Образование единого государства в Египте, взятие Вавилона персами, правление царя Хаммурапи.
-
Завоевания фараона Тутмоса III, захват Египта персами, образование единого государства в Индии.
221 г. до н.э., 2600 г. до н.э., 525 г. до н.э., 1792 – 1750 г.г. до н.э.. 3000 г. до н.э.,
538 г. до н.э., 1500 г. до н.э., 612 г. до н.э., 300 г. до н.э.
Также приглашаются по одному человеку за отдельные столы. Задание: работа с линией времени:
1. Отметьте на «линии времени» год образования единого государства в Египте. Подсчитайте сколько лет назад это было. Отметьте на линии времени завоевания фараона Тутмоса III. Какое из названных событий произошло раньше и почему?
2. Отметьте на «линии времени» даты, связанные с правлением фараонов Тутмоса III и Хеопса. Могли ли эти владыки что-нибудь знать друг о друге? Объясните, почему вы так думаете?
3. Отметьте на «линии времени» годы правления царя Хаммурапи в Вавилоне. Сколько лет правил этот царь? Сколько лет назад он умер? Могла ли существовать переписка Хаммурапи и Тутмоса III? Объясните, почему вы так думаете?
Команда в это время выполняет задания конкурса «Рыболов»: составить и написать предложения с заданными словами и представить лучший рассказ. Проверили!
-
Азия, Древняя Индия, полуостров Индостан.
Индия, Гималаи, Инд, Ганг.
Джунгли, хищники, змеи, насекомые.
Восточная Азия, древний Китай.
1 – е тысячелетие до н.э., китайцы, Великая Китайская равнина.
Китай, Янцзы, Хуанхэ. -
Хаммурапи, чёрный камень, законы.
Обвиняемый, суд, река, тонул, виноват.
Раб, свободный человек, наказание, отрезали ухо.
Хаммурапи, законы, свободные люди, рабы, на три года. -
Ил, разлив, Нил.
Египет, повелитель, фараон.
Северный Египет, Южный Египет, 3 – е тысячелетие до н.э., столица, Мемфис.
Войско, пехота, колесницы.
IV. Учитель: «Мы с вами знаем, что египтяне поклонялись многочисленным богам, более того, каждая область Египта имела своё священное животное.»
Приглашаются по одному человеку от команды.
Задание: вписать на доске недостающие буквы в имена богов и священных животных:
-
А - - н - ?
-
А - -п - ?
-
Г – б - ?
-
Н – т - ?
-
Т – т - ?
-
Б - - - -т - ?
-
А - - с - ?
-
С - - - к - ?
-
С – т - ?
-
О - - - - с - ?
-
Г - р -?
-
И - - - а - ?
-
А - - - - с - ?
-
М - - т - ?
Также приглашаются по одному человеку от команды за отдельные столы.
Задание: вписать недостающие буквы и слова в предложенные тексты по теме «Древний Восток»:
1. Столицу Ассирии, город Н - - - - - ю называли «логовищем львов».
Ассирийцы впервые в военном деле стали использовать к - - - - - - у.
Для разрушения вражеской крепости ассирийцы использовали т - - - н.
Если путь войску преграждала река, ассирийцы надували ……………..
Воины были вооружены мечами, топориками из твёрдого металла - ………….
2. Египет – так называлась страна, которая располагалась…………………………
Первой столицей Египетского царства стал город …………………………..
Царей Древнего Египта называют ……………………
Самые крупные завоевания в истории Древнего Египта совершил около ………. года до н.э. фараон ……………
Войсками фараонов были завоёваны в Африке – богатая золотом Н - - - я.
В Азии – богатый залежами медной руды – С - - - - - - - й полуостров и страны:
1……………………..
2……………………..
3……………………..
3. Города финикийцев: Б - - л, С - - - н, Т – р.
Самой известной колонией финикийцев был город К - - - - - - н.
Города финикийцев были расположены на берегах ………… моря.
Задание на доске проверяем вместе с командами, задания, выполняемые за отдельными столами, сдаются на проверку учителю.
V. Одним из основных занятий древних финикийцев была торговля. Давайте вспомним, что продавали финикийские купцы. Задание: к доске приглашаются по одному человеку из каждой команды, необходимо ответить на вопрос, используя карточки – подсказки.
На доске – сделана следующая запись: «Финикийские купцы продавали:
1. «живой товар» - …………..
2. ………………….. – ткани.
3. брёвна ливанского ………….
4. оливковое ……………
5. виноградное …………..
6. изделия из ……………..
Отвечая на данный вопрос, учащиеся с помощью магнита прикрепляют карточку – подсказку. Проверяем с помощью команд.
Одновременно, за отдельные столы приглашается по одному человеку от команды выполнять задание : что продавали, т.е. вывозили (поставить «- «) и что покупали, т.е. привозили (поставить «+») древние египтяне. Задание предложено на отдельных карточках:
Серебро |
Зерно |
Украшения |
Папирус |
Слоновая кость |
Благовония |
Дерево |
Медь |
Виноградное вино |
VI. Работа с историческими терминами и понятиями (устный исторический диктант) – задание для команд, которым предлагается выбрать термин и дать его определение или наоборот участник команды зачитывает определение и называет термин. Задание находится на свитках в лепестках лотоса, который является символом Верхнего Египта:
-
Пороги, дельта, фараон, налоги, миф, колесница, колония, касты, жрец.
-
Материал для письма в Древнем Египте?
-
Частицы полусгнивших растений?
-
Островки зелени в пустыне?
-
Гробница для фараона?
-
Гроб для мумии?
-
Знаки – рисунки?
-
Большое и сильное государство?
-
Письменность Древнего Двуречья?
-
Письменность Древнего Египта, Китая?
Одновременно, за отдельные столы приглашаются по одному знатоку законов Хаммурапи от каждой команды и получают индивидуальное задание:
1. В какой стране жили по законам Хаммурапи?
О каких людях шла речь в законах Хаммурапи, если их называли «человек»?
Кто ещё жил в обществе Вавилонии?
Как по внешнему виду человека можно было узнать, что это раб?
2. «Если лекарь сделает человеку тяжёлую операцию и спасёт ему жизнь, ему следует заплатить 10 сиклей серебра».
«Если лекарь срастил сломанную кость у человека, то больной должен заплатить лекарю 5 сиклей серебра».
Во времена Хаммурапи за 1 сикль серебра можно было купить хорошую свинью или хлеба на пять месяцев для одного человека. Предположите, почему вавилоняне предпочитали не обращаться к врачам?
3. Как законы Хаммурапи защищали бедняков от обращения в рабство?
Кто такие ростовщики?
VII. Конкурс капитанов команд.
-
В Древнем Египте все земледельцы считали два цвета очень хорошими, третий - заведомо плохим. Какие это цвета? Почему к ни было разное отношение?
-
В Вавилонии в глубокой древности и даже позже, во времена царя Хаммурапи, богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную табуретку, кровать и дверь. Почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, слитками серебра такой странный подарок, на наш взгляд, как дверь?
-
Традиционный кругозор вавилонян был ограничен Двуречьем и соседними с ним странами. Знали вавилоняне и два больших водных пространства. Одно из них называли «морем Восхода», а другое – «морем Заката». Как в наши дни называются эти водные пространства? Покажи их на карте. Объясни их древнее название.
-
Название Финикия этой стране дали греки. «Финикийцы» по-гречески означает «красноватые». Почему так греки назвали финикийцев?
-
Древний путешественник рассказывал, что видел в одной стране быков с пятью ногами. Шутил ли этот путешественник?
-
Отряд воинов – чужеземцев подошёл к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!». К какому народу принадлежали чужеземцы? Почему они называли Евфрат «великой перевёрнутой рекой»?
Если капитан не знает или затрудняется ответить, команда имеет право оказать помощь.
Одновременно, за отдельный стол приглашаются по одному человеку от команды.
Задание: объяснить крылатые выражения.
-
«Труба иерихонская» - откуда пришло это выражение и что оно значит?
-
«Уши мальчика – на спине его»?
-
«Египет – дар Нила»?
VIII. «Чёрный ящик»: приглашаются по одному человеку от команды – берут конверты с предметами и какой стране мы обязаны их появлением, как их изготавливали?
В конвертах находятся: листок бумаги, шахматные фигурки, кусок сахара, карточка с арабскими цифрами, лоскут шёлка, лоскут ткани из хлопка, пакетик с чаем, тюбик с пурпурной краской, китайские палочки, фрагмент папируса, бамбуковая книга, двойная корона египетского фараона, глиняная табличка, карточка с китайскими иероглифами, карточка с китайской художественной росписью на ткани.
IX. Подведение итогов. Капитан выставляет оценки команде и отмечает наиболее активных, команда выставляет оценку капитану.
Литература:
-
Годер Г.И.
Годер Г.И.
Кулагина Г.А.
Смородина Е.В.