Цели урока:
- узнать о строении своего тела;
- формировать у детей представление о ЗОЖ;
- укреплять гигиенические навыки.
Организационный момент: Комплекс ЛФК на укрепление мышц верхних конечностей.
А) Растирание ладоней.
Б) “Размыливание” рук.
В) Разглаживание пальцев от кончика к основанию.
Г) Точечный массаж каждого пальца.
В течение 5-6 мин. производятся вращательные движения по часовой стрелке, постепенно наращивается усилие. Фиксируем достигнутый уровень на 1-2 секунду и производим противоположное движение против часовой стрелки, постепенно уменьшая силу надавливания. Цикл движений повторяем 4 раза.
Д) Руки на колени ладонями вверх. Сгибание и
разгибание пальцев.
Е) Руки на коленях ладонями вниз. Разведение и
сведение пальцев.
Введение в новую тему. На доске написаны слова: “Человек был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм человека – это целостная очень сложная система. Это одновременно и храм, и склад, и аптека, и электрическая компания, и библиотека…”
С изучением организма человека связано много наук (работа с терминами по опоре)
- Анатомия
- Физиология
- Гигиена
- Валеология
- Система органов.
Какие системы вы знаете?
Сегодня речь пойдет еще об одной системе органов. А о какой вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Я опору тела составляю,
Ходить, бегать, прыгать помогаю.
(скелет)
Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока сегодня ОДС. И мы должны ответить на вопросы:
- Что включает ОДС?
- Какова ее роль?
- Как укреплять ОДС?
Беседа по теме: Как вы думаете, может ли быть такое, чтобы брюки или платье могли сами стоять вертикально? Если не могут то почему. Рассмотрите пальцы на руке, прощупайте каждый палец. Что почувствовали?
Вывод: под кожей находятся мышцы и кости. Они существуют отдельно или соединены друг с другом? Попробуем рассказать по опоре, из каких отделов состоит скелет человека. (Показ на модели, на таблице).
А) Скелет головы: череп это одна кость или много? Как они соединены? Почему кости черепа мозгового отдела соединены неподвижно? Что защищает череп? (Мозг. Таким образом, выполняется защитная функция организма).
Б) Скелет туловища: - позвоночник.
Сообщение №1
Позвоночник грудных детей состоит из 33 костей, а потом некоторые из них срастаются, и у взрослого человека их остается 24 позвонка.
Сравните позвоночник животного (кролика) и человека. В чем отличие?
Позвоночник человека слегка изогнут, ведь он поддерживает череп, в котором находится центр управления организмом – мозг. Гибкий позвоночник смягчает все толчки. Сколько бы человек ни бегал, ни прыгал, мозг не испытывает тряски. К позвоночнику прикреплены ребра. Образуется грудная клетка. Что защищает скелет туловища?
В) Скелет конечностей:
Верхние конечности:
- лопатки
- плечо
- предплечье
- кости кисти
Нижние конечности:
- тазовые кости
- бедро
- голень
- кости стопы
Сообщение №2
- Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой до 1.500 кг. Хотя ее собственный вес всего 600 гр.
Здоровая кость в 6 раз прочнее, чем стальной прут такой же масс. Кости соединяются друг с другом с помощью суставов. Кость может двигаться в суставе плавно и бесшумно.
Итак, скелет состоит из трех отделов.
Практическая работа:
А) распознавание костей и определение к какому отделу скелета они относятся (бедренная кость, голень, пястные кости, нижняя челюсть позвонки, кость плеча, ключица, ребра).
Без костей наше тело было бы мягким, как желе. Скелет поддерживает тело и защищает мягкие внутренние органы. Но в тоже время скелет сам по себе не может двигаться. Благодаря чему человек может ходить? (Благодаря мышцам удерживающим кости). Мышцы прикреплены к скелету сухожилиями.
Оказывается в теле человека более двухсот костей и около шестисот мышц.
Каковы функции ОДС? (Опора, движение, защитная функция).
Осанка.
- Как вы понимаете слово “ОСАНКА”?
Правильная осанка, красивая осанка у стройного человека. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им.
- Когда вы были совсем маленькими, ваши кости были мягкими, а мышцы такими слабыми, что невозможно было удержаться на ногах. Потребовалось около года чтобы ребенок встал на ноги и пошел. Но и потом до 18-20 лет кости и мышцы развиваются и крепнут.
За это время со скелетом могут произойти неприятные вещи. Если позвоночник приобретает изгибы влево или вправо, то врач ставит диагноз сколиоз (искривление). Искривление не только уродует фигуру, но и вредит здоровью. Позвоночник защищает спиной мозг, от которого отходят нервы. Если есть искривление, то позвонок смещается и переживает нерв – возникают болезни.
И тогда врач назначает ЛФК.
- Посмотрим внимательно. Можно ли исправить осанку? И какими упражнениями.
(Группа детей показывает комплекс упражнений, а остальные учащиеся обдумывают ответы на вопросы).
1 гр. – работа над кроссвордом (на листе)
2 гр. – работа над пословицами (на листе)
3 гр. – составление правил для формирования
красивой осанки (на листе).
Комплекс ЛФК на формирование правильной осанки
(Под музыкальное сопровождение).
А)
1. и.п. руки вверх
на 1-3 потягивание
на 4 и.п.
2. и.п. руки за голову
На 1-2 носки на себя, поднять голову руками,
посмотреть на носки.
3-4 и.п.
3. и.п. “велосипедист”
4. и.п. руки вдоль туловища
1-3 прогнуться
4 и.п.
5. и.п. руки вдоль туловища
1-3 давить спиной на пол
4 и.п.
6. и.п. руки вдоль туловища
1-5 группировка раскачивания
6 и.п.
7. и.п. ноги согнуты в коленях, правая рука на груди, левая на животе. Диафрагмальное дыхание.
Б)
1. и.п. лежа на животе руки вверх
1-3 потягивание
4 и.п.
2. и.п. лежа на животе руки вверх
Имитация плавания стилем “брасс”
3. и.п. руки в стороны, ноги в сторону
1-3 давить грудью в пол
4 и.п.
4. и.п. руки вверх, ноги прямые
1-5 прогнуться, раскачивание
6 и.п.
В)
1. и.п. на четвереньках
1 наклон вперед, достать подбородком пол
2 и.п.
2. и.п. на четвереньках
1-2 прогнуться
3-4 выгнуть спину
3. и.п. на четвереньках
1 одновременно поднять правую руку, левую ногу,
потянуться
2 и.п.
3 то же левой рукой и правой ногой
4 и.п.
4. и.п. сесть на пятки
1-3 потягивание
4 и.п.
Г)
1. и.п. стоя на коленях
1-3 потягивание
4 и.п.
2. и.п. ноги шире плеч, руки в стороны
1 правой рукой к левой пятке
2 и.п.
3 левой рукой к правой пятке
4 и.п.
3. и.п. руки опущены
1 сесть между пяток, руки вперед
2 и.п.
4. и.п. руки на пояс
1-2 прогнуться
3-4 и.п.
Итог урока
- Что относится к ОДС?
- Каковы ее функции?
- Как укрепить ОДС?
- Что дает человеку правильная осанка?
- Какие правила вы составили?
Как понимаете пословицы
- “Работай сидя – отдыхай стоя”,
- “Средство к исцелению – это движение”
Оценка деятельности детей.
Домашнее задание:
- Можно по ископаемым останкам определить, занимался ли человек спортом? И как?
- МП при травмах ОЗС.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КРОССВОРД
“ЗДОРОВЬЕ”
По вертикали:
1. Жидкость красного цвета, циркулирующая по организму человека (кровь)
3. В древности этот орган называли “око” (глаз)
5. Препарат, состоящий из плазмы клеток уже переболевших людей (сыворотка)
8. Жидкость, из которой состоит большая часть нашего организма (вода)
9. Врач, лечащий животных (ветеринар)
12. Средство физического совершенствования и укрепления здоровья (спорт)
13. Это и способ похудеть и образ питания (диета)
По горизонтали:
2. Препарат, содержащий ослабленные или мертвые организмы (вакцина)
4. Что надо чистить утром и вечером (зубы)
6. Полезный продукт растительного происхождения (фрукт)
7. Микроб, несущий заболевание (вирус)
10. Что слаще всего на свете (сон)
11. Кровотечение бывает наружное и … (внутреннее)
14.Здание, в котором лечат людей (больница)
15. Их называют “элементы жизни” (витамины)
16. По утрам рекомендуется выполнять комплекс физических упражнений, который называется… (зарядка)
Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
Барского слугу стало гнуть в дугу.
Без болезни и здоровью не рад.
Береги честь смолоду, а здоровье под старость.
Бог бы дал здоровье, а дни впереди.
Болезному сердцу горько и без перцу.
Болезнь входит пудами, а выходит золотниками.
Варианты:
Хворь входит пудами, а выходит золотниками.