Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. Согласование музыкально-педагогической деятельности с природной эмоциональностью детей и использование в работе с малышами музыкального фольклора, позволяет выстраивать процесс обучения с учетом Российских и международных законов и реализовывать эмоциональный компонент образования.
Образование – сложная педагогическая категория. Успех образования детей раннего возраста, согласно Регионального компонента государственного образовательного стандарта, определяется не только информированностью (знаниями, умениями, навыками), но и желанием получить информацию и использовать ее в жизненных ситуациях.
Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.
Раннее детство не просто время спонтанной и свободной активности ребенка.
Это очень важный период, проживая который, ребенок приобретает умения, которые в дальнейшем позволяет ему освоить мир взрослых.
Это самоценный период, обладающий богатым содержанием, которое должно быть представлено максимально полноценно в образовательной работе с детьми.
Это уникальный период по силе эмоционально-чувственного восприятия, формирования начальных представлений о духовных ценностях. Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в раннем детстве.
Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколение. С момента своего рождения человек попадает в определенную культурную среду, со своей системой ценностей и требований реальной жизни. И сейчас как никогда важно обеспечить нравственное воспитание подрастающего поколения, противостоять бездуховности.
На протяжении первых лет жизни человека эмоциональная сфера претерпевает сложнейшие изменения: эмоции приобретают качественные характеристики, возникают чувства, присущие исключительно людям. Эмоции неразрывно связаны не только с воспитательным, но и образовательным процессом.
Современная же социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Вот почему необходимо специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками.
Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста.
Интонация или знаковая система фольклорных произведений, наиболее близка детям раннего возраста и воспринимается ребенком на уровне чувств и эмоций.
Детям раннего возраста свойственно особое восприятие и особое отношение к мелодии, ритму, сопровождающим музыку движениям, что обусловлено спецификой и интенсивностью социализации. И именно ритм и певучесть фольклорной ткани близка детям. Малые фольклорные формы – это прекрасный материал, на основе которого у ребенка очень рано начинает обрабатываться понимание текста, приобретается смысловое содержание, развивается речь, музыкально-сенсорные способности, возникает цепь слуховых реакций, накапливается опыт разнообразных движений, в том числе мелкой моторики и все это на ориентировочной и эмоциональной основе.
Знакомство с музыкальным фольклором при соблюдении традиций предполагает многовариативность, импровизационность при использовании и требует творческой активности и фантазии педагога. Репертуар фольклора огромен, выбор богатейший и главная задача специалиста – дать канву, по которой каждый педагог вышьет свой индивидуальный рисунок, “загорится” сам и “зажжет” своими эмоциями всех присутствующих: взрослых и детей. Фольклор для малышей – народная дидактика, школа материнства. В потешках, песнях, прибаутках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши.
Поэтому значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному развитию именно средствами музыкального фольклора.
Эмоции – важнейшая сторона психического совершенства. Запаздывание в формировании эмоций приводит к отставанию в общем развитии, искаженному развитию чувств. Существуют определенные возрастные периоды (сензитивные), в которых дети наилучшим образом воспринимают те или иные воздействия. Таким периодом для формирования основ эмоции и чувств являются первые три года жизни.
В ДОУ наметилась тенденция: о необходимости развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста.
Выявлены противоречия:
Определена цель: реализация содержательно-смыслового аспекта модели личностно-ориентированного развития детей раннего возраста средствами музыкального фольклора.
Поставлены задачи:
- подобрать и систематизировать фольклорный репертуар в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями детей.
- объединить усилия воспитателей и родителей в вопросах музыкально эстетического развития ребенка.
- положительная динамика музыкального развития детей раннего возраста.
Поэтапная реализация темы: “Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора” проходила в три этапа:
1 этап – организационный, носил теоретико-диагностический характер.
1. Анализ возрастных и индивидуальных характеристик музыкального развития детей на раннем возрасте;
2. Анализ возможности использования темы: “Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора”, в рамках реализуемых в ДОУ программ:
- подобраны средства воспитания и развития (фонотека, картотека сценариев занятий, картотека музыкального репертуара, подбор костюмов и атрибутов к пляскам и играм),
- выбраны методики (Метлова Н.А.; Н.А.Ветлугиной; Усовой О.В; Бурениной А)
- разработан перспективно-тематический план развития эмоциональной отзывчивости у детей 2 и 3 г.ж. средствами музыкального фольклора,
3. Определен план работы музыкального руководителя совместно с воспитателями.
4. Составлен план мероприятий с родителями по развитию эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора.
5. Создан пакет методических материалов по диагностике развития эмоциональной отзывчивости у детей средствами музыкального фольклора, определены критерии оценки.
Помня о том, что музыкальная деятельность весьма значительна для детей, необходимо организовать ее так, чтобы она вызывала эмоциональное отношение к ней. Так как процесс развития эмоциональной отзывчивости должен быть основан на хорошем знании ребенка: его интересов и предпочтений, музыкального опыта, эмоционального состояния, возрастных психофизических особенностей, провели анализ возрастных и индивидуальных характеристик музыкального развития детей на раннем возрасте.
Учитывая исходный уровень музыкальной культуры и эмоциональной отзывчивости детей на музыку, постарались выстроить процесс формирования эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора на основе сочетания базисных программ М.А.Васильевой “Программа воспитания и обучения в детском саду” на 2 г.ж. и программы Т.Н. Дороновой “Радуга” на 3 г.ж., а так же порциальных программ А.И. Бурениной “Топ-хлоп, малыши”, О.В. Усовой “Театр танца”. Задачи программ могут решаться средствами музыкального фольклора. Наглядно зафиксировано это в таблицах (Приложение 1), из которых видно, что фольклорный материал составляет примерно 30-40 % от всех музыкальных произведений предлагаемых программой на год.
Осмысливая эти программы, адаптировали их соответственно условиям в ДОУ и особенностям детей, а так же своему творческому видению проблемы эмоциональной отзывчивости детей на музыку. И представили материал в виде перспективного планирования фольклорных произведений по видам музыкальной деятельности (Приложение 5).
Формирование репертуара – одна из основных сторон деятельности музыкального руководителя и фундаментом для его построения служат различные программы. Программа “Радуга” предлагает широкий простор для творчества, самореализации и является стимулом в поиске нового – мелодий, песен, игр. Более чем 20 – летний опыт работы с детьми подвел музыкального руководителя Кайгородову Ольгу Валерьевну к созданию новых игр, хороводов с использованием фольклорного материала, в собственной обработке с учетом возраста и возможностей воспитанников (Приложение 3а).
Ольга Валерьевна подобрала средства воспитания и развития, систематизировала и соответствующе оформила фонотеку фольклорных произведений, папку сценариев развлечений и занятий, картотеку музыкального репертуара, разработала и изготовила с помощью коллег и родителей костюмы и атрибуты к пляскам и играм.
Выделила для себя как наиболее преемлимые в работе методики Метлова Н.А.; Н.А.Ветлугиной; Усовой О.В; Бурениной А..
В рамках темы налажено сотрудничество с воспитателями и родителями: составлен план мероприятий с родителями (Приложение 7), разработаны анкеты для родителей; намечена совместная деятельность по развитию эмоциональной отзывчивости у детей с воспитателями (Приложение 6).
Как происходит включение ребенка в музыкальную деятельность, как влияет она на эмоциональное развитие, какие трудности он переживает и как оценить эмоциональное состояние малыша?- крайне важно иметь адекватные возрасту методы обследования, четко выверенные критерии оценок, позволяющие определить начальный уровень эмоционального развития на музыку и его перспективы. С этой целью были отобраны критерии оценки эмоциональной отзывчивости на музыкальную деятельность за основу которых взяты программные требования и возрастные показатели (Приложение 9).
2 этап – практический, носил практико-ориентированный характер.
- совместная с воспитателями реализация перспективно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми по программе дошкольного образования на 2 г.ж.: М.А.Васильева “Программа воспитания и обучения в детском саду”; Т.Н.Доронова “Радуга” - на 3 г.ж.; а так же дополнительных образовательных программ по музыкальному воспитанию: А.И. Буренина “Топ-хлоп малыши”; О.В. Усова “Театр танца”
- мероприятий с родителями по развитию эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора
- знакомство воспитателей с технологией использования фольклора в жизни малыша.
- отслеживание промежуточного результата по развитию эмоциональной отзывчивости у детей 2-го и 3-его года жизни средствами музыкального фольклора.
Музыкальная деятельность несет в себе богатейшие возможности развития эмоциональной отзывчивости, эмоциональная сфера ребенка - фундамент развития интеллекта пока еще маленького человечка.
Разработана схема эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора (Приложение 10) через все виды музыкальной деятельности: из нее видно, что на раннем этапе эмоциональная отзывчивость выступает как средство развития музыкальной деятельности, это основано на высокой чуткости нервных клеток мозга маленького ребенка, он чрезвычайно восприимчив к восприятию звуковой палитры мира, но эмоции еще очень бедны и не всегда ребенок знает, как их выразить.
Построенная система работы по знакомству детей с различными видами музыкальной деятельности с использованием фольклорных произведений, приводит к тому, что эмоциональная отзывчивость ребенка на музыку приобретает новое качество – она становится результатом (Приложение 2)
Обращая особое внимание на эмоциональный отклик детей, активно развивая восприятие музыки, используя такие народные произведения, как веселые плясовые: “Ах, вы сени”, “Камаринская” и др. и колыбельные - музыку спокойного характера. Предлагая в контрасте эти произведения, музыкальный руководитель Кайгородова О.В., побуждала детей к проявлению эмоций через движения на веселую музыку и на музыку спокойного характера: укачивание, жесты, мимические действия глазами.
Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пять тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствовали первым успехам в развитии певческих интонаций и первичных вокализаций детей 2 и 3 г.ж., но проблема речевого развития детей в раннем возрасте остается актуальной.
Учитывая речевые трудности малышей, Ольга Валерьевна развивала слуховое восприятие, с этой целью она подобрала ряд произведений “Дождик”, “Солнышко – ведрышко”, “Погремушка спит и пляшет” и др., которые помогли малышам научиться различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание инструментов.
Возрастная особенность малышей раннего возраста - в подражательности действиям взрослого, и ее обязательно надо использовать в работе. Наглядно показывая движения, двигаясь вместе с малышами под музыку спокойного, бодрого, маршевого характера, Музыкальный руководитель научила детей простейшим танцевальным, образным движениям:
на 2-м г.ж. - кружение на месте, помахивания руками, притопы ногами, хлопки в ладоши, “фонарики”, качание с ноги на ногу,
на 3-м г.ж. - “пружинка”, притоп одной ногой, хлопки по коленям, покачивание разведенными руками в стороны с поворотом и др.…
Развивая музыкально сенсорные способности детей, обратилась к народным музыкальным инструментам – бубен, погремушка, дудочка, ложки, гармошка. и музыкальным игрушкам. С интересом прислушиваясь к звучанию инструментов, дети постепенно, к концу года, начали различать тембровую окраску, например звучание бубна - колокольчика, барабана - дудочки, совершенствовался динамический слух (тихо – громко), звуковысотный слух (высоко – низко).
Конечно же, вся работа по развитию эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора проходила в тесном контакте с воспитателями, касаясь всех видов музыкальной деятельности:
- во время музыкальных занятий,
- интегрированных занятий (по плану воспитателя),
- в процессе организации музыкальных развлечений, праздников,
- в индивидуальной работе с детьми,
- во время режимных моментов: при приеме детей, для поднятия настроения – “Гости у нас, дорогие у нас”,
- на зарядке,
- во время умывания – “Водичка, умой мое личико”, “Ладушки – ладошки”,
- следуя традициям, заведенным в детском саду – регулярно происходило пение колыбельных при укладывании детей на сон - “Как на горке, на горе”, “Крепко спит петушок”, “Спать не хочет мишка”, “Танечка, баю - бай, бай” и др. в исполнении взрослых,
- организуя перед обедом проведение хороводных игр “Заинька”, “Петушок, золотой гребешок”, “Платочек”, “Бубен” и др.
Все это благотворно влияло на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.
И везде воспитатель - помощник и опора музыкального руководителя.
Реализация такого подхода к развитию эмоциональной отзывчивости средствами фольклора требовала поддержки и со стороны родителей. Знакомство родителей на консультациях “Развитие слухового внимания средствами муз фольклора”, “Фольклор, как средство развития речи”, “Народные дидактические игры - элемент современности”; клубах по интересам “Родная колыбель”, другой различной наглядной информацией (приложение) с теоретическими и методическими вопросами развития эмоциональной отзывчивости средствами фольклора способствовало зарождению у родителей интереса к данной проблеме. Это нашло отражение в родительском проекте семьи Ананьевых “Спи, малыш!” и в опыте семьи Андреевых, который был обобщен в журнале “Колыбельная для малыша” (Приложение 11), выпущен буклет “Пасха” (Приложение 12).
Родители привлекались к изготовлению атрибутов, масок, костюмов для народных праздников, и конечно же присутствовали при проведении самих праздников “В гостях у курочки”, “К нам пришла Матрешка”, “В горнице, у Зимушки” и др.
Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками мы объединили усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.
3 этап – обобщающий, носил контрольно-оценочный характер.
Объемно проанализировав весь материал, считаем проделанную работу результативной:
- Разработан комплект методического обеспечения по развитию эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора по направлениям: дети, родители, воспитатели.
- Согласованы действия музыкального руководителя, воспитателей и семьи в вопросах формирования эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора.
- Обобщен опыт семейного воспитания по использованию фольклора (семьи Андреевых, Ананьевых).
- Отмечена положительная динамика развития детей раннего возраста (приложение).
Согласование музыкально-практической деятельности с природной эмоциональностью детей и использование в работе с малышами новых подходов и форм музыкального фольклора позволило реализовать эмоциональный компонент образования.
Такая работа сопровождалась изменениями в развитии и эмоциональном поведении детей и в целом отмечается положительная динамика развития ребенка.
- положительная динамика развития каждого ребенка,
- заложены основы музыкальности:
- активный эмоциональный отклик на музыку,
- определенный музыкальный опыт,
- первичные вокализации, певческие интонации,
- совершенствуется речь,
- развивается двигательная активность.
Специально организованное общение, способствовало структурированию эмоционального мира малыша, а специально созданные условия - появлению разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками.
Ценные те моменты, когда в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок сосредотачивает свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминает событие со всеми деталями и нюансами.
Считаем необходимым и дальше использовать в практике музыкально-эстетического воспитания фольклорные формы, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости детей.
Используемая литература:
- Воспитание детей раннего возраста/ Аксарина Н.М. - М: Просвещение, 1981.
- Воспитание и развитие детей раннего возраста, под ред. Г.М.Ляминой. -М.: Просвещение, 1981.
- Воспитание и обучение детей раннего возраста, под ред. Л.Н.Павловой. -М.: Просвещение, 1986.
- Воспитание детей раннего возраста/ Е.О.Смирнова, Н.Н.Авдеева, Л.Н.Галигузова и др. - М.: Просвещение. Учебная литература, 1996.
- Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: метод, руководство для работающих по программе “Раду-га”/Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, С.Г. Якобсон и др.- М.: Просвещение, 2005.
- Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях/ Печора Л.Н., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. - М.: Просвещение, 1986.
- Диагностика музыкальных способностей детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Анисимов В.П. - М.: ВЛАДОС, 2004.
- Методика музыкального воспитания в детском саду, 3-е издание, под ред. Ветлугиной. - М., Просвещение, 1989.
- Музыкальное воспитание дошкольников: учебник для студентов высш. и сред. учеб, заведений - 3-е издание/ О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили. М.: “Академия”, 2000.
- Музыкальные шедевры/ Радынова О.П. Авторская программа музыкального развития дошкольников. - М.,1997.
- Музыкальное воспитание детей раннего возраста/ Бабаджан Т.С. -М.: Просвещение, 1967.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой; издание 3-е, исправленное и дополненное. - М.: Мозаика - Синтез, 2005/.
- Раннее детство: познавательное развитие/ Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина, Е.Б.Волосова. Методическое пособие. - М.: Мозаика -Синтез, 2000.
- “Радуга”: программа и руководство для воспитателей детского сада/Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, С.Г.Якобсон и др. М.: Просвещение, 1993.
- Региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта дошкольного , начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области/ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. – ГОУ “Центр “Учебная книга”, 2006
- Русское народное детское музыкальное творчество. Науменко Г. -М., Советский композитор, 1988.
- Теория и методика музыкального воспитания в детском саду/ Н.А.Ветлугина, Кенеман А. - М., Просвещение, 1983.
- Фольклор для маленьких/ Павлова Л.Н., журнал “ Дошкольное воспитание”. - 1990 - №4, 7, 10.
- Фольклор и музыкальное восприятие. Покровский Д.В./Восприятие музыки/сост. В.Н.Максимов. -М.: Музыка, 1980.
- Школа русского фольклора. /Картавцева М.Т. - М.: МГИК,1994.
- Эмоциональная память и ее механизмы/ Е.А.Громова. - М.,1980.