Программное содержание:
- Учить детей чувствовать и понимать взаимозависимость человека и окружающего мира.
- Развивать наблюдательность, внимание, мелкую моторику рук, логическое мышление.
- Формировать умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять.
- Учить на основе сравнения и практических тренировок различать и изображать различные эмоциональные состояния человека.
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
- Продолжать развивать сенсорные способности детей: обоняние, осязание, зрение, слух.
Материалы и оборудование:
Макет сказки.
Аудиозапись “Шум моря”.
Дорожка из пуговиц.
Ребристая дорожка.
Мелкие камешки.
2 ведерка (одинаковых).
Конфеты “Морские камешки”. (Завернуть по 3-4 конфетки в фольгу)
Вентилятор.
Мелко нарезанные белые бумажные салфетки.
Таз с корабликом, замороженным в воде.
Машинки по количеству детей с привязанными нитками и палочками для накручивания.
2 белых простыни.
Снежинки с эмоциями.
Блюдо с кусочками фруктов. (Каждый кусочек на деревянной зубочистке)
Чашечки с поролоновыми подушечками, пропитанными соком яблока, банана, апельсина, лимона.
Салфетки.
Картинки яблока, банана, апельсина, лимона.
Предварительная работа:
- Изготовление макета сказки.
- Познакомить детей с правилами игры “Менялки”.
- Провести цикл занятий на развитие эмоционального восприятия детей.
- Хождение по различным дорожкам.
- Знакомство с теплыми и холодными цветами.
- Разучивание пальчиковой гимнастики “Замок”.
- Разучивание дыхательной гимнастики “Ветер”.
- Эксперименты со льдом и снегом.
- Закрепление названий основных и дополнительных цветов.
- Дидактические игры “Угадай по запаху”, “Угадай по вкусу”, “Узнай на ощупь”.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети садятся полукругом возле макета сказки.
Воспитатель. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по Холодной стране и Жаркой стране (Показываю закрытый макет сказки: сделан в форме закрытых дверей. Одна половина – синего цвета, вторая - красная). Чтобы войти в эти страны, нам нужно открыть волшебные двери. Как вы думаете, за какой дверью находится Холодная страна?
Дети. За синей дверью.
Воспитатель. А жаркая страна?
Дети. За красной дверью.
Воспитатель. Если мы откроем дверь в Жаркую страну, то какой ветер на нас подует из этой страны?
Дети. Теплый, ласковый, жаркий.
Воспитатель. А если мы откроем дверь в Холодную страну?
Дети. На нас подует холодный, морозный ветер.
Дети встают, поворачиваются друг за другом лицом к воспитателю.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
“Ветер”
Упражнение выполняется стоя. Медленно поднимая руки в стороны, сделать глубокий вдох через нос. Опуская руки, произвести медленный выдох через рот. Упражнение повторить 3-4 раза.
Воспитатель. Но на воротах замок. Давайте разомкнем его волшебным заклинанием.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
“Замок”
Начинаем колдовать,
Двери в сказку открывать.
С силой сжимаем и разжимаем пальцы рук.
Хоть замочек очень крепкий –
Сложить ладони в замок.
Металлический и цепкий,
Развести ладони и потянуть замок – пальцы переплетены.
Мы его сперва покрутим,
Свести ладони и вращать “замочек” влево, вправо 4 раза.
А потом три раза дунем,
Вдох через нос и три коротких выдоха через рот.
Покачаем – раз, два, три:
Дверь, замочек, отомкни!
Поднять локти на уровне груди, ладони крепко прижать одну к другой, повороты “замочка” от себя – к себе.
Двери открываются –
Сказка начинается.
Развести руки в стороны.
Замок убирается. (музыкальное сопровождение)
Воспитатель. Какое сейчас время года? (ответы
детей)
Я предлагаю вам начать наше путешествие с
Холодной страны
Слышится звук метели.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ХОЛОДНОЙ СТРАНЕ.
При входе на детей вентилятором дуются снежинки. (мелкие кусочки бумаги).
1. На столике стоит таз. В нем в воде заморожен бумажный кораблик.
Воспитатель: Ребята, на нашем пути корабль. Но сможем ли мы на нем продолжить свое путешествие?
- Давайте подуем на кораблик. Почему он не плывет?
- Потрогайте лед. Какой он? Почему?
- Что произойдет, если лед постоит некоторое время в тепле?
- Продолжаем наше путешествие по Холодной стране. Смотрите на нашем пути очень много снега. Всю дорогу замело. Придется расчищать путь.
2. Подтягивание игрушечных машинок, путем накручивания нитки на палочку.
В кузове каждой машинки лежат снежинки. На каждой нарисовано разное настроение (весело, грустно, страшно, удивление, зло и др.)
К каждой машинке привязаны нитки. На концах ниток закреплены палочки разного цвета (красная, розовая, синяя, голубая ,зеленая, желтая, оранжевая, белая, черная, коричневая)
Закрепить названия цветов.
Дети соревнуются в накручивании ниток на палочки.
Воспитатель. Сколько много снега! От него так холодно! Давайте сложим весь снег в одну кучу (дети кладут снежинки на “сугроб”).
- Ребята, в этой стране так холодно! Давайте вернемся к нашим волшебным дверям.
Дети снова садятся на стульчики.
Воспитатель. Вам понравилось в Холодной стране?
- А хотелось бы вам продолжить путешествие?
- Сейчас мы с вами отправимся в Жаркую страну. И поскольку там всегда очень жарко, давайте все разуемся.
Дети снимают обувь, носки. Все убирают под стульчики.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЖАРКОЙ СТРАНЕ.
Прохождение по дорожкам сопровождается пением птиц.(Аудиозапись)
1. Дети идут по дорожке из пуговиц, по зеленой массажной дорожке, по ребристой дорожке и по мягкой поролоновой.
- Что вы чувствуете?
- По какой дорожке больше понравилось идти?
- О чем думали, когда шли по дорожке?
- Что вспомнили?
- С чем можно сравнить прохождение по дорожке с пуговицами?
- С чем можно сравнить прохождение по ребристой дорожке?
Музыкальное сопровождение: “Шум моря”.(Аудиозапись)
Воспитатель. Дорожки привели нас к берегу моря. Смотрите сколько камешков! (рассыпаны на ковре заранее). Я предлагаю вам поиграть с ними в необычную игру. Сейчас мы их будем собирать в ведерко пальцами ног. Руками не помогать!
2. Поднимание камушков пальцами ног и складывание их в ведерко.
3. Игра “МЕНЯЛКИ”.
Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих.
Воспитатель говорит: “Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, красивые носочки, синие шорты, косички и т.д.)”. После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.
- Меняются местами те, кто пришел сегодня в детский сад с хорошим настроением.
- Меняются местами те, у кого есть друзья в группе.
- Меняются местами те, кто в юбке (платье, шортах)
- Меняются местами те, у кого в одежде есть желтый (красный, зеленый) цвет.
- Меняются местами те, у кого справа сидит девочка.
- Меняются местами те, кто любит сладкое.
- Меняются местами те, кого сегодня утром в детский сад привел папа.
- Меняются местами те, кого утром мама поцеловала.
- Меняются местами те, кому нравится красный цвет.
Воспитатель. Ну и жарко же в этой стране! Давайте снова вернемся к волшебным дверям.
Дети снова садятся на стульчики и обуваются.
Воспитатель. В какой стране мы сейчас были?
- Вам понравилось?
- Что больше всего понравилось в Жаркой стране?
- А в какой стране больше понравилось? В Холодной или в Жаркой?
- А как вы думаете, если мы одновременно откроем двери и в Жаркую и в Холодную страну, то куда мы попадем? (ответы детей).
Звучит волшебная музыка.(“В гостях у сказки”)
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТЕПЛОЙ СТРАНЕ.
На столе стоит блюдо с кусочками яблока, банана, апельсина и лимона. В каждый кусочек фрукта воткнута палочка.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам закрыть глаза. Каждому из вас я положу в рот по одному кусочку. Вы должны определить по вкусу, что это и затем найти по запаху этот продукт.
На стульях стоят чашечки, в которых лежат поролоновые подушечки, пропитанные соком яблока, .банана, апельсина и лимона. Дети с закрытыми глазами разжевывают по одному кусочку. Затем идут к стульчикам. узнают знакомый запах и встают рядом с этим стулом.
Воспитатель. А теперь поднимите чашечки и посмотрите на картинку на дне. Если вы правильно определили запах, то данный фрукт нарисован на картинке на дне чашки.
- Ребята, произошло волшебство и камешки, которые мы с вами собирали в Жаркой стране, превратились в конфеты “Морские камешки” (Угощаю детей. Конфеты по 3-5 шт. завернуты в фольгу).
- Немножко конфет еще осталось. Что будем с ними делать? (дети предлагают свои варианты. Подвести детей к тому, что следует угостить всех присутствующих)
- Вам понравилось путешествовать? Мы с вами обязательно еще попутешествуем по разным странам. А на память о сегодняшнем занятии я предлагаю вам на одну минутку заглянуть в Холодную страну и взять из сугроба себе на память по одной снежинке. Выберите ту, у которой такое же настроение, как у вас.
Дети берут по одной снежинке, прощаются с гостями и уходят.