Здоровьесбережение на уроках "Окружающего мира" в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с органами чувств человека; их ролью в нашей жизни; воспитание аккуратности; учить беречь органы чувств.

Оборудование : предметы : пенал ,звонок ,конфета ,лимон ,духи ,монетка ,очки ,щётка ,ча-

сы ;дополнительные тексты по темам ,задания на листках ;учебник ‘’Мир вокруг нас ‘’для

3 класса ,А.А.Плешаков ,М.Просвещение,2006г.

Ход урока .

I. Орг. момент .

II. Проверка домашнего задания :

Что такое организм ?

Какие системы органов вы знаете?

Какую работу они выполняют ?

Почему говорят система органов ?

Какие органы вы знаете ?

Где они находятся ?

А нервная система ?

Где находится она ?

Что изучает анатомия ?

Что изучает физиология ?

Что изучает гигиена ?

III. Постановка целей и определение темы урока .

Тема нашего урока : “ Органы чувств “

- Как мы воспринимаем окружающий мир ?

- Может кто-то знает ответ на этот вопрос?

IV. Работа над темой урока .

1. Дети делятся на 5 групп по 4 человека.

У каждой группы на столе : 1) листок с вопросом ,2) предметы.

1 группа: вопрос:

С помощью какого органа ты узнаёшь о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник? (предметы: будильник, телефон)

2 группа: вопрос:

С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге ? ( предметы: очки, книга )

3 группа: вопрос:

Какой орган помогает нам узнать колючие или мягкие хвоинки у сосны, ели? ( предметы: монетка,

щётка)

4 группа: вопрос:

Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, духов? ( предметы: духи, лимон )

5 группа: вопрос:

- С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую от солёной?

(предметы: конфета, лимон)

- По вопросам и предметам догадайтесь, о каком органе ваша группа будет рассказывать. Причём предметы помогут вам догадаться. Ещё 4 человека являются помощниками. Они дополняют отве-

ты, заранее подготовленными сообщениями. /см. приложение 1 ./

- Ваша задача построить свой ответ так, чтобы остальные ребята догадались о чём вы говорите, советую начать так: ЭТОТ ОРГАН ПОМОГАЕТ …(учитель вывешивает на доску эти слова)

2. Дети работают с учебником с. 132-135.

Затем дают ответы. Каждая группа выбирает свою табличку на доске:

ОРГАН ЗРЕНИЯ ОРГАН ОБОНЯНИЯ

ОРГАН СЛУХА ОРГАН СЛУХА

ОРГАН ОСЯЗАНИЯ

3. Параллельно с ответами группы выступают и помощники с сообщениями.

- Эти органы нам необходимы. Их нужно беречь. Как их беречь?

Физминутка

4. По учебнику дети читают статью. Потом рассказывают о прочитанном .

V Лекция учителя.

Все эти органы входят в организм человека, работают все вместе. Ими управляет главный орган головной мозг. Как же это происходит? В начале урока вы мне сказали, что нервная система пронизывает весь наш организм. По нервным окончаниям сообщения поступают в головной мозг, а мозг даёт команду органам. Это может быть голод, боль, вкус. Таким образом мы из внешнего мира воспринимаем информацию в виде чувств. Потом подключаем разум, чтобы он помог принять нужное решение. Каждый орган чувств имеет память. Каждый ел яблоко и не спутает

этот вкус ни с чем.

Проведём эксперимент: к доске выходят 5 человек, им завязывают глаза. Каждому даётся за-

дание: используя разные органы чувств, угадай, что это: 1) лимон (обоняние), 2) пенал( осязание)

3 конфета( вкус) 4 монета(зрение) 5 учитель подаёт звуковой сигнал(слух).

Дети используя разные органы чувств определяют, что за предметы им даны. Объясняя свой ответ.

- Какими органами чувств вы пользовались?

VI. Итог урока.

- Какие органы чувств вы знаете?

- Какую работу они выполняют?

- Как мы воспринимаем окружающий мир?

Вывод: Органы чувств играют большую роль в жизни человека, поэтому их нужно беречь.

VII. Выставление оценок .

VIII. Домашнее задание. С. 132-133 пересказ, составить правила ухода за органами чувств.

Приложение № 1

Почему у нас текут слёзы?

Слёзы омывают глаза, чтобы глазное яблоко оставалось влажным. Они удаляют микробы и всякие соринки. Слёзы не перестают трудиться, даже когда мы вовсе не собираемся плакать.

Самые знаменитые – крокодиловы. Вот шуточная история о них :

Однажды слопал
Бедную собачку крокодил.
И, по обыкновению,
Слезами исходил
-Раскаялся? – спросили
Щенята у злодея.
-Да нет, сиротки милые,
О вас теперь радею…
Хотел и вас устроить
К себе в живот набитый,
И крайне тем расстроен,
Что нету аппетита!

 Ощущение запаха.

Обоняние – это стражу воздушных ворот, он определяет качество воздуха. Чувство запаха воз-

никает только тогда, когда человек делает вдох.

Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запах

Задержите дыхание на некоторое время, и запаха чувствовать не будете, хотя источник его находится у самого носа.

Запахи могут поглощаться, и поэтому часто одежда впитывает запах табачного дыма, пищи,

духов.

Влажный воздух повышает чувствительность к запахам. Вспомните, какую массу запахов

вы чувствуете после дождя в саду, в парке. Огорчения, волнения временно притупляют обоня-

ние.

 Уши – орган слуха.

Сами уши ничего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является

Просто колебания воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пластиночкой- ба-

рабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону

барабанной перепонки, а затем в третье ухо – внутреннее ухо, и далеко в мозг. Ухо – очень тонкий и сложный орган чувств. Если закрыть глаза, ты всё равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.

Тема: Почему нужно чистить зубы?

Цель:- показать необходимость чистки зубов;

- познакомить с болезнями зубов и способами их предупреждения; развивать устную речь;

- расширять кругозор;

- воспитывать аккуратность, необходимость следить за своим здоровьем.

Оборудование: презентация, картинки с фруктами и овощами, корзинка, учебник” Мир вокруг нас” для 1 класса ,М. Просвещение, 2005 год.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Повторение:

Учитель: - О чём говорили на прошлом уроке?

- Что такое витамины?

- Для чего они нужны?

IV. Работа над темой урока:

Учитель: - Когда рождается на свет ребёнок

В руках у матери ему спокойно и тепло.

Но в голове его с пелёнок

Сто “ почему “ и для “ чего “.

- Вот мы и попробуем ответить на этот вопрос.

1 слайд: вопрос: ПОЧЕМУ НУЖНЫ ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ?

Учитель: - А кому нужны здоровые зубы?

2 слайд: ( заяц с морковкой, бобрёнок с бревном, щенок )

Учитель: - Нужны ли им? Для чего?

Зайчонок вырастет и сгрызёт целые огороды морковки, капусты, поляны зелёной, сочной травы. Бобрёнок вырастет и построит себе домик. В этом ему помогут здоровые зубы. Щенок вырастет

И покажет : ух какие у него будут клыки – да не клыки, а целые клычищи.

А вот у некоторых первоклассников уже сейчас зубы начинают болеть, чернеть, шататься. Что же за напасть такая? Что мешает зубам быть здоровыми и крепкими?

3. слайд : Карлсон

Учитель: - Вы знаете этого героя?

- А что он любит больше всего?

- Как таких называют? ( сладкоежка )

- Вот именно таких сладкоежек и подстерегает ……….

- А вот что их подстерегает мы и попробуем догадаться.

физминутка

V. Игра “Заполни пропуски”

( у каждого ученика на столе листок с текстом и карточки со словами: кислота, полость, кариес)

Текст: Когда ……….. разрушает эмаль зуба, начинается заболевание. Вскоре появляется отверстие

или ………… . Возникает ……….. .

Дети вставляют слова на свои места. Читают получившуюся запись.

VI.Лекция учителя.

Но вся беда в том, что кариес коварен. Он действует не один. Его верные помощники – налёт и чёрный камень.

4слайд: зуб, чёрный камень, кариес.

Учитель: Налёт почти незаметен, появляется так, что никто не увидит, но уже через неделю, другую, налёту уже ничего не страшно. Он уже не скрывается, покрывает весь зуб. Тут и появляется его верный друг чёрный камень. Он делает зубы некрасивыми и больными. И вот

Кариес получает полное раздолье. Он разъедает зуб налево и направо.

Но с этими страшными друзьями можно очень успешно бороться.

Только нужно приложить усилие.

Вы сразу догадаетесь, отгадав загадку: Костяная спинка

На брюшке щетинка
По частоколу попрыгала
Всю грязь повыгнала. ( щётка )

Учитель - Что же это за хозяйка? ( показывает щётку )

- А у неё есть подружка?( показывает зубную пасту)

6 слайд : Советы “СУПЕРЗУБА “ картинках.

Учитель: - Расшифруй эти рисунки.

- А как называется зубной врач?

- Как вы думаете, могут ли помогать зубам продукты?

- Что именно в продуктах полезно для зубов? ( витамины )

- Какой витамин полезен для зубов? ( А )

- Какие продукты его содержат?

VII. Игра “ Cобери корзину”

Собери те продукты, которые помогут твоим зубам.

4. Работа с учебником с. 106.

Рассмотри рисунки

- Что показано?

- А знаете ли вы как это делается?

VIII. Итог урока

- что интересного вы запомнили из урока?